21 октября 2013

Agustí Fernández / Barry Guy / Ramón López – AURORA TRIO (Испания - Великобритания - Швейцария)

[новый джаз]

  • Агусти Фернандеc / Agustí Fernández - фортепиано (Испания)
  • Барри Гай / Barry Guy - контрабас (Великобритания-Швейцария)
  • Рамон Лопес / Ramón López - перкуссия (Испания)
 
Начало в 20.00 Стоимость входного билета: в предварительной продаже – 1200 р.; в день концерта – 1500 р.
 

Двери в шестой океан


Aurora Trio – коллектив, состоящий из виднейших фигур европейской новоджазовой сцены, каждый из которых, в силу каких-то необъяснимых обстоятельств, впервые приезжает в Россию с концертом только сейчас. В так называемой «новой музыке», особенно в той её области, что неразрывно связана с джазовой идиомой, не столь часто встречаются составы, играющие нотированную музыку, однако Aurora Trio – как раз из таких. Мелодичная и созерцательная, но в то же время напряженная, крайне эмоционально насыщенная, музыка трио – несмотря на достаточно привычный набор инструментов – фортепиано-бас-барабаны – весьма нетипична для новоджазовой субкультуры и имеет крен скорее к академической традиции с богатой сонорикой и влияниями романтизма XIX века. Вместе с тем, живые выступления трио, разумеется, являют собой синтез композиции и импровизации, в котором камерность студийных записей оттеняется глубиной выстраиваемого звукового пространства.
Photo:Ziga Koritnik

Авторство большей части композиций, выходивших на альбомах под маркой Aurora Trio, принадлежит Агусти Фернандесу – выдающемуся испанскому пианисту, который, комбинируя в своей игре традиции европейской классики XX века с джазовой импровизацией, создал свой уникальный стиль игры на фортепиано. Сам являясь безусловным мэтром современного авангардного пианистического искусства, Фернандес переиграл и записался едва ли не со всеми главными звездами европейской и американской свободной импровизационной музыки – Эваном Паркером, Барри Гаем, Матсом Густафссоном, Кеном Вандермарком, Джоном Эдвардсом, Уильямом Паркером, Rova Saxophone Quartet и многими другими. Слушателям также хорошо известны релизы с участием Фернандеса, изданные на Hopscotch Records – лейбле, ведомом израильским фри-джазовым саксофонистом Ассифом Цахаром, – в частности, дуэты с такими космическими величинами free improv, как Дерек Бэйли и Петер Ковальд. Фернандес также некоторое время обучался композиционному мастерству у одного из важнейших авангардных композиторов XX века – Янниса Ксенакиса.

Барри Гай, британский контрабасист, живущий в Швейцарии, является одной из ключевых фигур в европейском (да и мировом) движении импровизационной музыки, и это не просто характеристика. Он был одним из тех, кто стоял у истоков того, что слушатели всего мира сейчас знают под кодовым названием European free improv. Еще в конце 60-х Гай участвовал в хрестоматийных Spontaneous Music Ensemble и Iskra 1903 (вместе с ныне покойными легендами – гитаристом Дереком Бэйли, барабанщиком Джоном Стивенсом, тромбонистом Полом Резерфордом); в начале 70-х, будучи одной из главных фигур культового лейбла Emanem, собрал London Jazz Composers’ Orchestra с Ховардом Райли, Тони Оксли, Кенни Уилером и эпизодическим участием Ирен Швейцер и Петера Брёцманна. Позднее Барри записывался с Сесилом Тейлором, а также с Globe Unity Orchestra Александра фон Шлиппенбаха – все эти имена говорят сами за себя: это Гай и именно Гай заслуженно считается не только основополагающим музыкантом нового джаза, но и одним из важнейших его организаторов – вокруг него всегда концентрировалось множество прекрасных начинаний.

Если и есть на планете современный фри-джазовый ансамбль, который можно поставить рядом с Chicago Tentet Петера Брёцманна, распущенным решением маэстро в прошлом году, то это Barry Guy New Orchestra – звездный состав столь же высокого уровня, своего рода «сборная мира» от фри-джаза с участием Эвана Паркера, Агусти Фернандеса, Матса Густафссона, Тревора Уоттса, Йоханнеса Бауэра, Пола Литтона и многих других. В отличие от того же Чикагского Тентета, в основном занимавшегося импровизационной музыкой, в Barry Guy New Orchestra очень высок композиционный элемент – музыку для этого коллектива по большей части пишут Гай и Фернандес. Большинство записей Оркестра выходили на известном швейцарском лейбле Intakt, а недавно польская фирма Not Two Records выпустила пятидисковый релиз Оркестра под названием “Mad Dogs” – интересно, что на всех пяти дисках представлены так называемые small formations – то есть, выступления участников Оркестра соло, дуэтом, трио и т.п., но никогда не собирающихся в полном составе.

Еще одна из несомненных творческих удач Барри Гая – сотрудничество со скандинавским трио The Thing, играющим неистовый гаражный рок фри-джазовыми методами. Их совместный двойной альбом «Metal», записанный в вильнюсской церкви и существующий только в виниловой версии, выпущенной тиражом 600 экземпляров на литовском лейбле No Business Records, является одним из самых ярких фри-джазовых релизов последних лет.

Вместе со своей женой – скрипачкой Майей Хомбургер, Барри Гай заведует лейблом Maya Recordings, на котором в последние годы и выходит большинство работ с его участием – в частности, все релизы Aurora Trio. К слову, новейший альбом коллектива будет называться "A Moment’s Liberty" и увидит свет буквально за несколько дней до концерта в Москве; музыканты обещают привезти его с собой.

Занимается Гай и музыкой барокко; его барочные дуэты с супругой также выходят на Maya и на редкость органично вписываются в каталог лейбла. А среди нехарактерных (но лишний раз подчеркивающих широту его интересов) для Барри проектов можно отметить его короткое сотрудничество с композитором-минималистом Майклом Найманом и арт-рок группой Japan.

Проживающий с середины 80-х в Париже испанский барабанщик и перкуссионист Рамон Лопес среди своих главных источников вдохновения называет легендарных джазменов Макса Роуча и Роланда Кёрка. Лопес был тесно связан с французской экспериментальной сценой; изучал индийскую музыку (а впоследствии сам преподавал ее в Парижской консерватории) и обучался игре на табла; он активен также в жанре фламенко. Вероятно, именно эти навыки и делают стиль его игры на ударных столь изысканным и удивительно, подчеркнуто мелодичным.

Лопес выступал и записывался с Арчи Шеппом, Аланом Сильвой, Мэлом Уолдроном, Рашидом Али, Энрико Равой, Джоном Сёрманом, Жоэлль Леандр и другими столпами современного джаза. В конце 90-х он был штатным ударником в престижном Orchestre National de Jazz – национальном джазовом оркестре Франции. За заслуги перед Францией Лопес был удостоен титула кавалера Ордена искусств и литературы.

Первая сольная запись Лопеса вышла в 1998 году на Leo Records – лейбле советского иммигранта Лео Фейгина, к которому российская аудитория традиционно питает особые чувства. Хорошо знакомый с самыми разными музыкальными традициями, Лопес любит сотрудничать с актерами, танцорами и визуальными художниками.

Музыканты трио знают друг друга не один десяток лет, а в данном проекте, носящем имя римской богини утренней зари, они сотрудничают с 2004 года. Трио не так часто собирается вместе и выпускает альбомы, но это, равно как и появление трио на европейских концертных площадках, – всегда заметное событие, а в России оно и вовсе произойдет впервые.

 
 

ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

LiniaGrafic!

Ринет

Москва Медиа