5 июня 2014
Intonema
Mikroton Recordings представляют:
ТЕНИ ЗВУКА
[Международный фестиваль тихой музыки]
При поддержке:

- Klaus Filip | Noid (Австрия)
- Norbert Möslang | Илья Белоруков | Kurt Liedwart (Швейцария | Россия)
- Klaus Filip | Noid | Андрей Поповский | Алексей Борисов (Австрия | Россия)
- Norbert Möslang (Швейцария)
Начало в 20.00 | Вход: 700 руб., студентам: 600 руб. |
В Москве и Санкт-Петербурге с 5-го по 8-е июня состоится 5-ый международный фестиваль импровизационной музыки “Тени Звука 2014”. Год назад Илья Белоруков и Курт Лидварт, кураторы фестиваля, организовали концерты и запись проекта со знаменитым Китом Роу (Keith Rowe): диск их трио вышел на лейбле Intonema в начале мая этого года, а альбом для Mikroton Recordings ожидается в скором времени. В этом году программа фестиваля ещё более насыщенная: совместно с Культурным центром "ДОМ" и Галереей Экспериментального Звука фестиваль представит четыре вечера с музыкантами из Австрии, Германии, Швейцарии и России.
Norbert Möslang (взломанная бытовая электроника) (Швейцария)
Многие любители импровизационной и особенно электроакустической импровизационной музыки помнят швейцарский дуэт Voice Crack из Санкт-Галлена. Дуэт распался в 2002 году, отметив свое тридцатилетие. Главное, чем запомнился этот дуэт — странным определением своего инструментария cracked everyday electronics, что на русский переводится как "взломанная бытовая электроника".Мир узнал о Мёсланге и его партнере по дуэту Энди Гулу в 1977 году на Total Music Meeting: в то время этот фестиваль был эпицентром свободной импровизации в Европе. И в том же году они попали в анналы музыкальной истории благодаря своему альбому "Deep Voices", выпущенному, кстати, всем вам знакомым Петером Бретцманном. На нем они еще играли на акустических инструментах, правда уже присутствовали некие "электроакустические штудии". Только длилось подобное инструментальное сосуществование до 1982 года. Случился "Knack On", альбом, на котором они бросили акустику и полностью переключились на "взломанную бытовую электронику".
В восьмидесятые помимо Voice Crack Мёсланг еще поигрывал иногда на духовых, например, в King Übü Örchestrü, пока его не выгнали оттуда в 1986 году. Он вспоминает: "Я понял, что игра на саксофоне и бас-кларнете не приносит мне удовольствия и все меньше меня воодушевляет. Электронные звуки стали меня завораживать все больше, и мысль работать с помощью движений и визуальных элементов становилась все привлекательнее и интереснее. Изгнание из King Übü Örchestrü, в котором требовалось играть как можно меньше и тише, также сыграло свою роль в моем уходе от духовых и именно той разновидности импровизационной музыки". В том же году Voice Crack издает свой альбом "Kick That Habit", полностью переосмысливающий существовавшие доселе методологии в электроакустике и электронике, хотя, стоит признать, что-то есть общее с работой "Variations" Джона Кейджа, которые исполнял его коллега Дэвид Тюдор, но только что-то общее. И понеслась. Два турне по США, работа с Borbetomagus, знакомство с Джимом О'Рурком, работа с Нам Джун Пайком — и тут стоит добавить, что они использовали да и используют до сих пор свет для генерации звука, бурная работа с Гюнтером Мюллером, начало сольной карьеры звукового художника в 1990-е. Да, девяностые были бурным временем для Мёсланга, приведшим к участию Voice Crack в 49-й Венецианской биеннале со своей масштабной звуковой инсталляцией.
Нулевые, ознаменовавшиеся распадом дуэта, не ослабили ритм работы Мёсланга. Он издал много новых сольных и совместных альбомов, в том числе "Stodgy" c eRikm на Mikroton Recordings, продолжал заниматся исследованиями взаимосвязи звука и света. Его концерты — это настоящее светомузыкальное шоу, свет запускает работу разных самодельных инструментов, радиопередатчик и радиоприемник привносят оживляющие искажения, все происходит почти в тотальной темноте и вы погружаетесь в слушание сверкания молний над его столом, порождающих странный дрон и непредсказуемые электронные паттерны из одиночных звуков.
Klaus Filip | Noid (лэптоп | виолончель) (Австрия)
Музыкант, программист и композитор. И главное — вы все его знаете. Благодаря ему такие люди, как Кристиан Феннес, Кристоф Курцманн, Тим Хекер, Джо Панзнер, Курт Лидварт и многие другие музыканты делали и делают то, благодаря чему стали известны. Клаус Филип придумал модульную модель объединения разных патчей Max/MSP в одну систему. Называется она lloopp или уже несколько лет известна как ppooll.Он, скорее всего, первый венский музыкант, работающий на лэптопе с 1993 года и с того времени всегда находился на переднем крае авангардной и экспериментальной музыки. В последние лет десять основной его интерес — синусоиды, их сочетания, умножения, деления и прочие действия, происходящие в широком динамическом спектре. На венской сцене он занимает одну из центральных позиций в сообществе музыкантов klingt.org. Пять лет назад Mikroton выпускал их двухдисковый сборник. Филип работал с огромным количеством музыкантов, среди которых можно упомянуть Раду Малфатти, Маттина, Кая Фагашински, Тима Блехманна, Никоса Велиотиса, Тошимару Накамура, Андреа Нойманн и многих других, и, конечно, Арнольда Хаберля, выступающего всегда под своим псевдонимом Noid. С последним они занимаются в том числе звуковым проектом photophon. Звучание Филипа всегда непредсказуемо, он то находится на грани слышимости, почти как некий еле уловимый утонченный запах, то может быть физически осязаемым и мощным, его пластинки и концерты — это всегда поиск нового в работе с синусоидами, находиться на его концертах все равно что находиться в научной лаборатории или в мастерской у художника.
Почти все музыканты на пятых "Тенях звука 2014" хотят взломать код. На своем сайте Noid разместил на домашней странице эпиграф из "Лавины" Нила Стивенсона: "Любая информация похожа на шум, пока вы не взломаете ее код". Свой музыкальный подход он определяет как фундаментальное исследование и в своей работе пытается исследовать противоречивые возможности как сольного творчества, так и композиций для огромных ансамблей, от звуковых исталляций до видеоарта. Он использует виолончель и лэптоп - на изучение первой ушла почти вся жизнь, в том числе учеба в консерватории и Венском музыкальном университете целых 15 лет, а второй, помимо музыкальных и саунд-арт проектов, ему нужен для программирования ppooll, в составе которого можно найти несколько его инструментов, и в его представлении он участвовал в 2009 году в Сан-Франциско вместе с Клаусом Филипом. Он играл и выпускал пластинки с такими музыкантами, как Таку Юнами, Дитером Dieb13 Ковачичем, Акселем Дернером, Кристианом Вебером, eRikm, Кадзухиса Ючихаши, Буркхардом Штанлем и многими другими. Noid звучит всегда по-разному, каждый его концерт может быть введением в историю виолончельной или струнной музыки, может быть редукционистским и тихим, а может громким, непредсказуемым, взрывным, заполненным множеством разных звуков. И точно таким же, когда он играет на лэптопе и электронике. В этом году Mikroton Recordings выпустил альбом "We Hope It Doesn't Work" с Кадзухиса Ючихаши, гитаристом и основателем группы Altered States и участником группы Ground Zero, и австрийской электронщицей Тамарой Вильгельм.
Илья Белоруков | Kurt Liedwart (альт-саксофон, электроника, объекты | лэптоп, объекты) (Санкт-Петербург | Москва)
Начав с использования простых звуковых средств таких, как микротоны, препарации и синусоиды, дуэт за прошедшие годы сильно изменил манеру игры. Неизменным осталось одно: они до сих пор выверенно и продуманно структурируют на макро- и микроуровнях звуковой материал, включив в него работу с пространством, сгенерированными компьютером и электроникой шумами, полевыми записями in situ, психоакустикой и восприятием звука в пространстве и во времени, а также “тишиной”.Они выступали на фестивалях “Тени Звука 2011” (Санкт-Петербург) (как дуэт и трио с Раду Малфатти), “Шум и ярость-10” (Москва). 2013-ый год оказался наиболее плодотворным: были выпущены альбомы “Obwod” и “Vtoroi” на нью-йоркском Copy For Your Records и московском Mikroton Recordings соответственно. В том же году, на прошлых Тенях Звука, дуэт осуществил реализацию проекта с Китом Роу, а спустя год на Intonema выпущен их совместный альбом “Tri”.
Андрей Поповский (настольная гитара, электроника, объекты) (Санкт-Петербург)
Является одной из ключевых фигур на современной импровизационной сцене России. После многочисленных проектов и групп последних лет, где он экспериментировал со звуками электрической и акустической гитар, Андрей сконцентрировался на тихом и миниатюрном саунде, работая с мини-комбиками, электронными смычками, различными поверхностями и объектами. Звук, к которому нужно прислушиваться, повседневные предметы из жизни (например, формочки для печенья или электрические зубные щётки), тишина и взаимодействие с ней - эти основные тенденции нынешней импров-сцены Поповский изучает детально и основательно. Помимо музыкальный деятельности, Андрей известен как арт-директор Галереи Экспериментального Звука и автор эссе о музыке. Дебютный сольный альбом Андрея скором времени будет выпущен на лейбле Intonema.Алексей Борисов (электроника) (Москва)
Музыкант, продюсер, журналист. Занимается шумовой, электроакустической, импровизационной музыкой, часто работает с рок-музыкантами, а его собственными самыми известными проектами являются Ночной Проспект и Astma. Играл на множестве фестивалей в России, Северной Америке, Китае, Европе, а его диски выходили на таких лейблах как Monotype, Electroshock, Zeromoon и Laton.ближайшие события:
23 июня, понедельник
Zal Juglar - стик Чепмена
Марсело Фон Шульц – барабаны
Олег Даутов – гитара
Макс Беженов – альт-саксофон
Пётр Юдкин - перкуссия
Пётр Петяев – тенор и баритон саксофоны
Ксения Савченко – контрабас
[свободная импровизация]
24 июня, вторник
25 июня, среда
Андрей Котов
Тина Георгиевская
Ольга Байгулова
Варвара Котова
Аркадий Сагайдак
Дмитрий Котов
Специальный гость: Марина Катаржнова
26 июня, четверг
Святослав Пономарев - аналоговая электроника, самодельные акустические инструменты
Александр Пономарев - электроника
27 июня, пятница