7 ноября 2014

THE THING (Швеция – Норвегия)

[free-jazz/garage-rock]

  • Матс Густафссон (Mats Gustafsson) – духовые, электроника (Швеция)
  • Ингебригт Хокер Флатен (Ingebrigt Håker Flaten) – бас-гитара, контрабас (Норвегия)
  • Пол Нильссен-Лав (Paal Nilssen-Love) – ударные (Норвегия)
  • Микаэль Верлин (Mikael Werliin) - звук (Швеция)
 
Начало в 20.00 Стоимость входного билета в предварительной продаже – 1200 рублей; в день концерта – 1500 рублей.
Обращаем ваше внимание, что 6 ноября, в четверг, билеты на концерт The Thing будут продаваться
с 16-00 до 19-00.
 

Обращаем ваше внимание, что 6 ноября, в четверг, билеты на концерт The Thing будут продаваться с 16-00 до 19-00.

Вне себя


Матс Густафссон:
«По-настоящему хороший британский или
американский панк для меня звучал так же,
как Петер Брёцманн или Альберт Айлер»
(из интервью журналу «Афиша»).
Фото - Petra Cvelbar (www.petracvelbar.com)

Выступления небезызвестного фри-джазового трио The Thing в Москве случаются нечасто, и это всегда событие для слушателя, жаждущего смелой и мощной музыки, – при том совершенно необязательно именно джазовой: The Thing существуют вне жанровых и временных рамок, что постоянно подчеркивают в интервью; могут говорить практически на любом музыкальном языке – собственно джазовом (от Эллингтона и Колтрейна до Коулмэна и Черри), рОковом (в их арсенале – гараж-рок, краут-рок, нойз-рок да и старый-но-недобрый хард-рок), экспериментально-электронном и неидиоматически-импровизационном; создают новые смыслы и жонглируют ими с гуттаперчевой легкостью.

Со времени предыдущего московского выступления прошло чуть больше двух лет, а стены Культурного центра «ДОМ», кажется, дрожат до сих пор. Есть отчего – в последние несколько лет The Thing еще больше внимания стали уделять протестной панк-энергетике (чего невозможно не делать в том историческом контексте, современниками которому мы все являемся), заиграли еще жестче (контрабасист Ингебригт Хокер Флатен все чаще использует бас-гитару, щедро сдабривая её звучание «дисторшном», что особенно хорошо слышно на вышедшем в прошлом году диске “Boot”, многими признаваемом чуть ли не лучшим альбомом The Thing за всю историю), да и в целом трио производит на свет самую, пожалуй, эксгибиционистски-сексуальную музыку, которая к тому же звучит так громко и пронзительно, что о вашей любви будет знать весь мир.



Матс Густафссон, тем временем, находится на пороге пятидесятилетнего рубежа. Будучи любопытным и даже пытливым по натуре человеком, в своих экспериментах он разнообразен как никогда: его главное детище сейчас – монструозный «оркестр импровизаторов» Fire! Orchestra, возрождающий концепцию фри-джазового ансамбля как провозвестника идей свободного джаза о равенстве, взаимопомощи и общности, имеет в составе аж 28 человек, в том числе вокалистов и танцоров. Густафссон продолжает насиловать саксофон в своих сольных записях (см. уморительные liner notes к альбому “Torturing the Saxophone” – только обладающий тончайшей самоиронией человек способен выпустить диск с ТАКОЙ аннотацией), все чаще играет с Тёрстоном Муром из Sonic Youth, пишет саундтреки к вымышленным фильмам (проект Fake the Facts с венскими электронщиками), но его интересы – и в других формах искусства: так, в следующем году в Стокгольме состоится премьера театральной постановки с современной хореографией и живым музыкальным сопровождением от трио Fire! в расширенном составе.

Ингебригт Хокер Флатен, свинговавший на пятнадцатилетии «ДОМа» в мае этого года в составе Sun Rooms американского вибрафониста Джейсона Адашевича, также буквально фонтанирует новыми идеями: сейчас он много времени уделяет своему составу The Young Mothers; в этом году свет увидел их интереснейший дебютный релиз – этакий всеядный хамелеон, мимикрирующий под пост-боп, – то уводящий в импровизационно-нойзовые, едва ли не эмбиентные территории, то бодро танцующий под хип-хоповые речитативы. Летом группа успела отыграть на крупных европейских площадках – в частности, на Saalfelden Jazz Festival.



Наконец, барабанщик Пол Нильссен-Лав как всегда неутомим: на своих свежих записях он выступает в «нойзовой» ипостаси (коллаборации с Джеймсом Плоткиным, Лассе Мархаугом, Йосихиде Отомо и звездой Нью-Йоркской downtown-сцены конца восьмидесятых и девяностых Арто Линдсеем) и в сотрудничестве со знаменитыми ветеранами японского фри-джаза Масахико Сато и Акирой Сакатой – в джазово-импровизационной. Кроме того, и Нильссена-Лава тоже привлекает идея «крупной формы» – такого рода сочинительством он занимается в Large Unit имени себя, состоящем из 10 (не считая самого маэстро) молодых скандинавских импровизаторов, среди которых есть и уже весьма известные музыканты (например, тот же Лассе Мархауг, а также Юн Рюне Стрём (Frode Gjerstad Trio) и Матс Олеклинт). О Large Unit Нильссен-Лав с улыбкой рассказывает, что наконец-то он играет в группе, в которой не является самым молодым участником.

Из-за всё увеличивающегося в последнее время количества собственных проектов и коллабораций, музыканты трио The Thing (которое, несмотря ни на что, безусловно, остаётся их главным и самым любимым детищем вот уже на протяжении пятнадцати лет), и из-за висящего многопудовой гирей на их шеях праведного чувства долга перед другими континентами, решили взять “европейскую паузу” и не выступать в Европе вплоть до весны 2016 года. Московский концерт 7 ноября будет последним европейским концертом трио перед полуторагодичным перерывом.



Несмотря на то, что мир сотрясается под ударами революций и геополитических конфликтов, непоколебимыми остаются по крайней мере две добродетели: любовь и свобода. Никто не знает, как далеко нам удастся заглянуть в будущее свободы на концерте The Thing в Москве, но очевидно одно: “красный день календаря” мы проведем в компании одной из лучших джазовых групп в мире, чья музыка воспевает не что иное, как любовь, и которая как никакая другая способна устроить революцию в головах и душах.

 

ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

Ринет