18 декабря 2014

Александр фон Шлиппенбах и MONK’S CASINO (Германия)

[новый джаз]

  • Партнёр-организатор проекта - Институт имени Гёте в Москве
  • Александр фон Шлиппенбах / Alexander von Schlippenbach – фортепиано,
  • Аксель Дёрнер / Axel Doerner – труба,
  • Руди Махалл / Rudi Mahall – бас-кларнет,
  • Ян Родер / Jan Roder – контрабас,
  • Оли Штайдле / Oli Steidle – ударные
 
Начало в 20.00 Стоимость входного билета:
в предварительной продаже – 1200 рублей;
в день концерта – 1500 рублей.
 

Азартные игры без возрастных ограничений


Мы с раннего детства привыкли, что канун Нового года – время чудес и волшебных сюрпризов. И грядущий праздник не исключение – приезд в Москву патриарха немецкого и мирового авант- джазового фортепиано Александра фон Шлиппенбаха с одним из самых замечательных проектов с его участием под названием Monk’s Casino, который целиком посвящён музыке Телониуса Монка, всегда казавшийся несбыточной мечтой, наконец, становится явью.

Телониус Монк (1917-1982) – один из самых исполняемых композиторов XX века, а в сочинении джазовой музыки впереди него можно поставить разве что Дюка Эллингтона. Наверное, гораздо проще перечислить джазовых музыкантов, которые никогда не исполняли произведений Монка и не пытались переосмыслить его выдающееся творческое наследие, чем сделать обратное. Александр фон Шлиппенбах входил с головой в эту могучую реку как минимум трижды. И, в полном соответствии с известным изречением древнегреческого философа Гераклита, река всегда оказывалась разной.

Первая попытка – Schlippenbach Plays Monk (enja, 2007) – это записи октябрьских концертов 1996 года в Германии, где Шлиппенбах играет в компании с Ино Нобуйоси (контрабас) и Санни Мюррэем (ударные); этот первый опыт был, пожалуй, наиболее приближен к
традиции в сравнении с последующими.

Третья, и самая недавняя попытка – сольная студийная запись Schlippenbach Plays Monk: Piano Solo (Intakt, 2012), с сольными интерпретациями пьес Телониуса Монка, которые начинаются реверансом-прологом, перемежаются короткими интерлюдиями и завершаются эпилогом собственного сочинения. Странно думать, что Шлиппенбах, записывая этот диск, был уже на десять лет старше Монка...

А вот в середине 90-х Шлиппенбах встретил земляков-единомышленников, истинных “монкофилов”, вместе с которыми будет продолжен многолетний тернистый, но захватывающий путь к полному погружению в музыку любимого композитора. Результат – в промежутке между
первой и третьей попытками родился шлиппенбаховский opus magnum, монументальный проект, который в следующем году отметит своё 10-летие. Это Monk’s Casino (Intakt, 2005), где на трёх компакт-дисках Александр фон Шлиппенбах с квартетом Die Enttäuschung (в составе: Аксель Дёрнер (труба), Руди Махалл (бас-кларнет), Ян Родер (контрабас) и Ули Йеннессен (ударные)) записали в берлинском клубе A-Trane полное (!) собрание сочинений Телониуса Монка – в общей сложности, около 70 (69!) композиций. Подобная немецкая основательность и педантичность вкупе с искренней (но тщательно скрываемой) любовью к «предмету исследований» добавили проекту собственную толику весёлого безумия, которая самому Монку наверняка понравилась бы.

По словам Шлиппенбаха, идея аранжировать для концертных выступлений все известные композиции Монка родилась примерно в 1996 году. Не все ноты оказалось просто найти, но постепенно и общими силами эта задача была решена. Сформировалась программа примерно на три с половиной часа музыки.

Первое выступление с полной программой Monk’s Casino состоялось в Германии в 1998 году, затем были концерты в Голландии, Австрии и Берлинском джазовом фестивале 2002 года. Шлиппенбах подчёркивает, что Monk’s Casino – это не энциклопедический проект, а организованная возможность сыграть за один вечер всего Монка целиком. При этом, несмотря на опять же традиционный немецкий подход к вопросам организации и контроля, непредсказуемые сюрпризы и «запланированные» случайности по умолчанию включены в программу.

Стоит отметить, что Александр фон Шлиппенбах и его партнёры по проекту Monk’s Casino – музыканты квартета Die Enttäuschung - нашли друг друга отнюдь не случайно. Давно уже ставшие звёздами и желанными гостями на европейских площадках и фестивалях, приглашающих новоджазовых музыкантов, трубач Аксель Дёрнер и кларнетист Руди Махалл играли у Шлиппенбаха в его легендарных больших составах – Berlin Jazz Contemporary Orchestra и Globe Unity Orchestra. Но самое главное и имеющее отношение к рождению замысла Monk’s Casino – в 1996 году музыканты квартета выпустили на лейбле Two Nineteen Records двойную виниловую пластинку под названием Die Enttäuschung с концертными записями 16 пьес Телониуса Монка (раритет, ни разу не переиздававшийся на CD!).

Итак, добро пожаловать в удивительный и неповторимый мир монковских мелодий.



Проект Monk’s Casino оказался оказался не только успешным, но и долго живущим. И, в отличие от других казино, в казино Монка азартные игры не имеют возрастных ограничений, а рулетка – беспроигрышная: на какую из пьес не выпадет шарик, праздник всё равно гарантирован, победителями становятся все. Потому что у Монка просто нет плохой музыки, а её прочтение Александром фон Шлиппенбахом и квартетом Die Enttäuschung радует сердце, согревает душу и будоражит воображение.

ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

LiniaGrafic!

Ринет

Москва Медиа