25 февраля 2015

Peter Brötzmann / Steve Swell / Paal Nilssen-Love Trio (Германия – США – Норвегия)

[Free Jazz]

  • Партнёр-организатор проекта – Институт имени Гёте в Москве
  • Петер Брёцманн (Peter Brötzmann) – тенор-саксофон, тарогато (Германия)
  • Стив Свэлл (Steve Swell) – тромбон (США)
  • Пол Нильссен-Лав (Paal Nilssen-Love) – ударные (Норвегия)
 
Начало в 20.00 Стоимость входного билета:
- в предварительной продаже – 1200 рублей;
- в день концерта – 1500 рублей.
Предварительная продажа билетов в КЦ "Дом":
19 февраля, четверг, 20 февраля, пятница, 22 февраля, воскресенье и 23 февраля, понедельник - с 18 до 22 часов;
21 февраля, суббота - с 12 до 20 часов.
24 февраля, вторник - КЦ "Дом" будет закрыт.
 

Мы думали, что сможем изменить мир

Такое – красноречивое, амбициозное и немного грустное – название носит вышедшая в прошлом году книга интереснейших бесед с Петером Брёцманном, – и это то, чем он и многие поколения его соратников занимаются на протяжении уже полувека: расширяют границы того, что принято считать джазом, и ломают представления о том, что принято считать музыкой.


Сейчас, когда Петер Брёцманн возвращается в Москву спустя три года со времени своего предыдущего концерта здесь, равновесие в мире вновь пошатнулось. Все, что в такой ситуации может делать Артист, – это кричать о несправедливости, войне и насилии, подчеркивая, что важен каждый голос. Брёцманн кричал об этом пятьдесят лет; и хотя, по его собственному признанию, в нём всё ещё предостаточно гнева и недовольства по отношению к происходящему вокруг, невозможно не отметить, что с годами музыка Брёцманна стала мелодичнее и в некоем первобытном смысле – более блюзовой (его грандиозный новейший релиз – трио с гитаристами Хайно Кейдзи и Джимом О’Рурком, озаглавленный “Two City Blues 2”, – тому великолепная иллюстрация). Это по-прежнему крик – столь же мощный, что и раньше, но еще более пронзительно-эмоциональный. Сейчас Петер говорит, что гораздо лучше понимает то, что хотели сказать своей музыкой гиганты «старого» джаза, повлиявшие на него в молодости, – Коулмэн Хоукинс, Сонни Роллинз, Бен Уэбстер – и настаивает на том, что то, что он делает, все еще находится в плоскости именно джазовой традиции игры на саксофоне.

Этой зимой Брёцманн впервые сыграет в трио со Стивом Свэллом и Полом Нильссеном-Лавом, концерт в ДОМе будет лишь их четвертым совместным выступлением. И если Нильссена-Лава отлично знают как сам Брёцманн (благодаря их многолетнему сотрудничеству в легендарном Chicago Tentet, десяткам дуэтных концертов, и коллаборациям с импровизаторами со всего мира), так и российские слушатели (ибо бывал он здесь неоднократно и в самых разных составах), то живущий в Нью-Йорке 60-летний американский тромбонист Стив Свэлл ранее не играл с Петером (хотя неоднократно играл с Полом) и впервые приезжает в Россию. Свэлл – виртуозный и универсальный музыкант, выпустивший за свою долгую и яркую карьеру около 50 записей в качестве лидера. Стив играл и играет с такими разными авторами, как Энтони Брэкстон и Сесил Тейлор, Бадди Рич и Лайонел Хэмптон, Джон Зорн и Хамид Дрейк, Нейт Вули, Уизел Уолтер и многими другими, а также является постоянным участником нескольких крупных выдающихся фри-джазовых ансамблей (“Resonance Ensemble” Кена Вандермарка, “Orchestra” Уильяма Паркера и др.). Помимо этого, Свэлл преподает музыку (и импровизацию) в Нью-Йорке, его специализация – обучение детей с ограниченными возможностями.

Уже почти русскому (судя по количеству визитов в Россию за последние три года) барабанщику Полу Нильссену-Лаву в декабре исполнилось сорок лет, и его послужному списку могли бы позавидовать многие старожилы новоджазовой сцены – без него её невозможно представить; кажется, что он был на ней всегда.

Пульсирующая творческая энергия этого удивительного человека не знает пределов; среди только новейших его релизов – психоделический фри-рок (лонгплей “Bota Fogo” с бразильскими музыкантами), макси-релиз “Erta Ale” его собственного джазового оркестра Large Unit, шестидисковая коллекция дуэтов с Кеном Вандермарком (в том числе полная запись выступления в КЦ «ДОМ» в октябре 2011 г.), и многое другое.

Редкие визиты Петера Брёцманна всегда весьма примечательны в палитре новоджазовых концертов нашего города. Именно Брёцманн является «большим папой» всего европейского фри-джаза; он больше чем музыкант, он – олицетворение идеалов этой музыки, носитель её традиций и одновременно провозвестник новых тенденций, наставник и образец для подражания для многих поколений более молодых музыкантов.

...Однажды 42-го президента США Билла Клинтона, известного, помимо прочего, своей любовью к джазу, попросили назвать имя любимого музыканта из тех, что вызвало бы всеобщее удивление. «Брёцманн, тенор-саксофонист, один из величайших из ныне живущих», – таким был его ответ. Что ж, в джазе, как и в других хороших вещах, старина Билл знает толк. А нам – нам нужно лишь дорожить уникальной возможностью провести ещё один незабываемый вечер в компании одной из крупнейших фигур за всю историю джаза.

 

ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

Ринет