4 апреля 2015

Jorma Tapio & Kaski (Финляндия)

[новый джаз]

Фото: Seppo Hanste
  • Йорма Тапио / Jorma Tapio – саксофоны, флейты, бас-кларнет
  • Вилле Раухала / Ville Rauhala – контрабас
  • Симо Лайхонен / Simo Laihonen – ударные, перкуссия
 
Начало в 20.00 Вход: 800 руб., студентам: 600 руб.
 

Двойное возвращение

Трио Йормы Тапио, соратника Эдварда Весала, с ритм-секцией Black Motor.

Йорма Тапио, игравший с Эдвардом Весала в его Sound & Fury на протяжении всего времени существования этого ансамбля, с середины 80-х до конца 90-х, выступал в Культурном Центре ДОМ ещё в 2003 и 2004 годах – тогда его группа Kaski, созданная незадолго до этого, в 2002, была квартетом. Сейчас в Kaski вместе с Тапио играют Вилле Раухала и Симо Лайхонен, бессменные участники трио Black Motor, заслужившего репутацию “самого трудолюбивого и самого свободного из джазовых коллективов Финляндии”, “одной из лучших финских джазовых групп всех времён”, и знакомого посетителям ДОМа по концерту 2012 года.

Йорма Тапио – человек в России не очень известный. На родине и в Европе его знают куда лучше: этот музыкант, движимый ненасытным голодом к новым приключениям, новому окружению, неизведанным ситуациям, успел объездить и обжить всю Финляндию и сыграть со всеми финскими музыкантами, достойными хотя бы краткого упоминания на международном уровне.
Он играет на нескольких саксофонах, бас-кларнете, ряде флейт и многих других духовых.

Йорма Тапио родился в 1957 году в Миккели – небольшом городе на востоке Финляндии посреди больших озер. В шесть лет он начал играть на фортепиано – учительницей была пожилая русская дама. Потом, года два, играл в основном на скрипке. Потом опять на фортепиано. Когда ему было пятнадцать, он услышал Чарли Паркера, стал интересоваться джазом, купил альт-саксофон, на котором играет до сих пор.

В семье Тапио было много музыкантов, но все они интересовались только классической музыкой. Решение избрать карьеру джазового исполнителя было по-настоящему крутым и совсем не очевидным. Поначалу речь вообще не шла о том, чтобы стать профессиональным музыкантом. Йорма переехал в Турку, пытался изучать геологию, потом осознал, что делает не своё дело, и с каждым днём стал уделять музыке всё больше и больше времени. Разной музыке. Он поиграл и в старомодном танцевальном оркестре, и в экспериментальной рок-группе, и поработал студийным музыкантом, ну и, разумеется, принимал участие в джазовых джемах. В джазе он быстро понял, что ему очень трудно играть традиционно, ему всё время инстинктивно хотелось двигаться куда-то не туда. Его манера жизни и подход к музыке привели к тому, что Тапио заработал прозвище Outlaw (отщепенец, изгой).

«Ну, это наполовину шутка», – говорит Йорма. – «С одной стороны, в Финляндии те, кто не играет "нормальный / академичный / современный / бесстрастный" джаз, почти полностью изолированы от фестивальной и концертной жизни. С другой стороны, я не принимаю стиля и ценностей современной жизни, основанных на деньгах. Я стараюсь жить в соответствии с духовными ценностями».

Как бы к нему ни относились окружающие, Йорма имеет в запасе музыкальный козырь, которым вполне может отбиться от любых нападок: он великолепно образован и может исполнять почти любую музыку. Этот человек играет так, как хочет, а не так, как может. Лозунг панк-рокера Джонни Роттена "сделай, как можешь" к нему совершенно неприменим, хотя недалёкие слушатели часто считают, что любой авангард идёт от неумения играть.

Играя с Эдвардом Весала, Тапио выступил на множестве европейских фестивалей и часто оказывался на сцене вместе с грандами самого высокого калибра, среди которых Терье Рипдал, Томаш Станько, Палле Даниэльссон, Дино Салуцци и Джон Сёрмен. Группа исполняла среди прочего музыку для театральных постановок, музыку к фильмам, радиопередачам. Туры носили музыкантов от Европы до Японии. Йорма Тапио работал и в других коллективах, участвовал в нескольких кратковременных проектах. Одним из его самых желанных проектов остается сотрудничество с якутской фольклорной вокалисткой Степанидой Борисовой. В 2002 году Йорма Тапио выступал в Нарьян-Маре, а летом 2014 года в рамках МузЭнергоТура проделал путь от Кемерово до Улан-Удэ в дуэте с барабанщиком и перкуссионистом Янне Туоми.

В 2010 году Тапио возродил Sound & Fury, и в 2013 вышел альбом “Pulsacion”, состоящий из неопубликованных композиций Эдварда Весала. На ударных в ансамбле играет Симо Лайхонен, а контрабасист Сампо Лассила, участник Sound & Fury в конце 80-х, иногда заменяет Вилле Раухала в Kaski.

Вот что сам Йорма Тапио рассказывает о себе и о своём трио:

«Наша группа называется «Kaski», что по-фински означает "пожог, выжиг" (старый способ сжигания леса для того, чтобы сделатьпочву более плодородной). Наша музыка представляет собой современный мелодичный джаз. Особое внимание мы уделяем звуку и выразительности музыки. При этом мы играем довольно свободно, и многие пьесы не привязаны к определённому темпо-ритму. В связи с тем, что мы живем в суровом, но относительно просторном краю, наша манера исполнения отличается от исполнения подобной музыки центральными европейцами – мы играем меньше, наша музыка немногословна и лаконична. В ней определенно есть что-то нордическое, но также на нее оказали некоторое влияние американский джаз и различная фольклорная музыка. 15 лет я играл с легендарным финским композитором и барабанщиком Эдвардом Весала, который, конечно же, оказал большое влияние на мою музыку. Большая часть исполняемой нами музыки нами же и написана».

«Ну и возвращаясь к идее, высказанной Эдвардом Весала – умер ли джаз, по-Вашему?» – спросили Тапио в одном из интервью.

«Отчасти – да, потому что большая его часть исполняется сейчас с недостаточным пониманием звука и без энергии, без искренней страсти, музыкантам часто просто нечего сказать. Хотя, конечно, всё ещё есть Музыканты. Но импровизация и честная игра на акустических инструментах никогда не умрёт. Наверное, нам стоит забыть об этом ярлыке – "джаз" – которым все пользуются уже столько лет. Будут новые формы, будут новые стили. Я верю, что даже в классической европейской музыке будут использоваться новые выразительные средства, если её будут играть настоящие музыканты с настоящим звуком и более свободные, чем сейчас – нашего круга, например. Вот это будет смесь. Это примерно то, что делал Весала, как мне кажется. Посмотрим…»

И послушаем.

 

ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

Ринет