6 октября 2015

Швейцарский совет по культуре Про Гельвеция и фестиваль "Длинные Руки"представляют: впервые в России Ирэн Швайцер - фортепиано (Швейцария) и Les Diaboliques (Швейцария - Франция - Великобритания)

[свободная импровизация]

  • Ирэн Швайцер / Irene Schweizer - фортепиано
  • Мэгги Никольс / Maggie Nicols – вокал
  • Жоэль Леандр / Joëlle Léandre – контрабас
 
Начало в 20.00 Стоимость билета в предварительной продаже: 1000 руб.,
в день концерта: 1300 руб.
Абонемент на оба концерта: 1600 руб.
 

Les Diaboliques
(Великобритания - Франция - Швейцария)


Приезд знаменитого трио Les Diaboliques в составе Ирэн Швайцер (фортепиано),Мэгги Николс (вокал) и Жоэль Леандр (контрабас) - явление абсолютно уникальное для московской импровизационной сцены по целому ряду причин. Дело в том, что легендарная Ирен, за плечами которой десятки проектов с такими замечательными музыкантами, как Pierre Favre, Gunter Sommer, Peter Kowald, Barry Guy, Rudiger Carl, Louis Moholo, Andrew Cyrille и многими другими, а также множество интереснейших сольных концертов, сейчас концертирует крайне редко, предпочитая выступать, в основном, в пределах родной Швейцарии, и тот факт, что она приняла решение сыграть в КЦ ДОМ сразу несколько концертов подряд - в составе вышеупомянутого трио, а также соло-сет плюс дуэты с Мэгги и Жоэль в различных комбинациях - оказался для нас поистине приятнейшим сюрпризом, - особенно принимая во внимание неудачные попытки приглашения
этого Трио прочими организаторами.

Музыка LesDiaboliques - это не просто бескомпромиссный инструментальный диалог исполнителей мирового класса, создающих свой собственный уникальный язык непосредственно в процессе развития музыкального действа - «здесь и сейчас» - это также своего рода импровизационный хэппенинг с изрядной долей юмора, иронии и сатиры, иногда доходящий вплоть до абсурда, что разрушает само понятие обыденности и неизменно привлекает интерес всех истинных ценителей
креативной музыки духом творчества и свободы.

Трио подкупает своей смелостью и провокационностью, их музыка радикальна, но, при этом, она весьма органична, мастерски исполнена и мультистилистична, порой напоминая то симфоническую поэму, то комическую оперу, то феерическую декламацию, то ироничную элегию. Временами фортепьяно Ирэн Швайцер выдает ритмические структуры с элементами блюза и даже регтайма, которые удивительно контрастируют с изощренными пассажами в духе свободной импровизации, не нарушая, впрочем, цельности всего действа. Тем временем контрабас Жоэль Леандр мастерски поддерживает диалог, следуя общей драматургии событий, безошибочно зная, когда следует направить повествование в более радикальное русло, когда создать замысловатый контрапункт, а когда и просто отшутиться, тогда как Мэгги Николс восхищает и порой даже завораживает своими изобретательными вокальными импровизациями, используя весь мыслимый спектр возможностей человеческого голоса.





ИРЭН ШВАЙЦЕР

Швейцарская пианистка, представительница европейского фри-джаза. С восьми лет начала играть народную музыку на аккордеоне, в двенадцать перешла на фортепиано. Исполняла современный свинг и хард-боп в студенческом оркестре. В начале 60-х гг. поехала в Лондон совершенствовать английский язык, сблизилась с музыкантами-авангардистами и после возвращения в Швейцарию организовала собственное трио. Некоторое время играла в стиле Билла Эванса (Bill Evans) и Джуниора Манса (Junior Mance), но вскоре перешла к свободной импровизационной музыке.


Огромное влияние в то время на неё оказало творчество Сесила Тэйлора. В конце 60-х - начале 70-х гг. сотрудничала с Пьером Фавром (Pierre Favre), Манфредом Шоофом (Manfred Schoof), Петером Ковальдом (Peter Kowald), Ивэном Паркером (Evan Parker) и другими европейскими авангардистами. Начавшееся в 1973-м году, сотрудничество с немецким импровизатором Рюдигером Карлом (Rüdiger Carl), в различных проектах продолжается по сей день. В 1978 г. вошла в состав ансамбля «Feminist Improvising Group» (позже «European Women`s Improvising Group»). В 1991 г. играла в «London Jazz Composers` Orchestra». В 80-е и 90-е гг. в основном выступала в дуэтах или трио, в частности с Джоном Чикаи (John Tchicai), Луисом Мохоло (Louis Moholo), Гюнтером Зоммером (Günter Sommer), Эндрю Сириллом (Andrew Cyrille), Ханом Беннинком (Han Bennink).
Является основательницей фестиваля в Taktlos и одним из партнёров Intakt Records.

ЖОЭЛЬ ЛЕАНДР

Радикальная и бескомпромиссная французская импров-контрабасистка Жоэль Леандр по праву считается одной из ведущих фигур на мировой джазовой сцене. Получившая классическое музыкальное образование, она выступала с известнейшими исполнителями по всему миру и получила известность как виртуозный импровизатор и талантливый композитор.

Жоэль Леандр - феминистка, регулярно выступающая с коллективами, в названиях которых декларируется их сугубо женская и/или феминистическая сущность, она в то же время — один из самых продвинутых свободных импровизаторов на контрабасе и одновременно — признанная исполнительница современной академической музыки: она играла в ансамбле Пьера Булёза, работала с Джоном Кейджем, а Джачинто Шелси написал специально для неё ряд сочинений.

Среди её партнёров в области «импров» (современной импровизационной музыки, стилистически происходящей вовсе не обязательно от джаза) — Мэрилин Криспелл, Дерек Бэйли, Фред Фрит, Сильви Курвуазье и даже сам Джон Зорн, а её радикально феминистическое трио с Ирен Швайцер и Мэгги Николс, под провокационным названием Les Diaboliques, на рубеже веков записывало весьма сложные интеллектуальные работы.

Дискография Жоэль Леандр (включая издания других исполнителей, на которых фигурирует её имя) насчитывает сотни полторы единиц.

Музыкальные критики сходятся во мнении, что Леандр способна невероятно точно передавать настроение произведения слушателю. Во время игры Жоэль пользуется смычком, в то время как большинство джазовых контрабасистов играют пальцами. Сочетание классической манеры исполнения, в которой чувствуется стремление разнообразить сегодняшний джаз, с великолепными и непредсказуемыми импровизациями — вот главный «конек» Жоэль Леандр, которую часто называют double-bass Lady (Леди контрабаса).

Как композитор Жоэль известна написанием музыки к мультимедийным представлениям, драматическим и танцевальным постановкам. Произведения Леандр ежегодно исполняют на джазовых фестивалях в Европе, США и Азии.


МЭГГИ НИКОЛС

24 февраля 1948 года в Эдинбурге родилась Maggie Nicols (настоящее имя Маргарет Николсон) – шотландская фри-джазовая вокалистка, суфражистка и импровизационная танцовщица.

Ее отец был с острова Льюиса, а мать из Северной Африки. В возрасте пятнадцати лет Мэгги бросила школу и начала работать танцовщицей в театре "Ветряная Мельница". Ее первые певческие опыты случились... не удивляйтесь, в стрип-клубе в Манчестере в возрасте шестнадцати лет. Примерно в это время она стала по-настоящему одержима джазом и пела с пианистом-би-бопером Dennis Rose. С тех пор её выступления в клубах и пабах – как в танцевальных шоу, так и с лучшими джазовыми музыкантами – стали собирать толпы народу. Каким-то образом она ещё успевала работать за границей как танцовщица, в том числе шесть месяцев выступала в парижском "Мулен Руж"!

В 1968 году она переехала в Лондон и присоединилась к "Тhe Spontaneous Music Ensemble", сотрудничая с John Stevens, Trevor Watts и Johnny Dyani. Эта группа выступила в том же году в Берлине на фестивале авангарда. В начале 1970-х годов Мэгги начала вокальные семинары в "Oval House Theatre", в то время как регулярно репетировала с местной рок-группой. Вскоре она присоединилась к прогрессивному джаз-роковому биг-бэнду "Centipede", в котором играли самые лучшие музыканты. Примерно в это время у Николс началось сотрудничество с шотландским перкуссионистом Кеном Хайдером и его группой "Talisker".

К концу 1970-х Мэгги Николс стала активным борцом за права женщин и основала группу "Импровизирующих феминисток", с успехом гастролируя по всей Европе. Она также организовывала женский семинар "Противоречия" в 1980 году и занималась другими видами деятельности в различных средствах массовой информации, не забывая о музыке и танцах. Кроме того, на протяжении многих лет Мэгги Николс писала музыку к телевизионному сериалу, идущему в прайм-тайм, – "Женщины в спорте".

Мэгги Николс на протяжении нескольких лет работала со швейцарской пианисткой Irine Schweizer и французской контрабасисткой Joëlle Léandre, регулярно участвуя во многочисленных совместных турах и записях в формате трио под названием "Les Diaboliques". А ее сотрудничество с Кеном Хайдером продолжается и поныне: дуэт включает в себя элементы традиционных мелодий и шотландский фон в джазовых импровизациях. Другие текущие проекты Мэгги Николс в настоящий момент – это дуэт с пианистом Pete Nu, ещё один дуэт с дочерью Аура-Мариной, трио с авангардистами Кэролайн Краабел и Шарлоттой Хаг, дуэт с пианистом Steve Lodder. Она также занимается капеллой "Вдохновение" и другими разнообразными проектами.

Николс выступала в течение нескольких десятилетий на международных фестивалях в Цюрихе и Франкфурте, давала сольные концерты в Кельне. Она работала с выдающимися импровизаторами со всего мира, в том числе с барабанщиком Günter Sommer, британским сопрано-саксофонистом Lol Coxhill, голландской тромбонисткой и скрипачкой Annemarie Roelofs, а также с выдающимися барабанщиком Han Bennink и виолончелистом Tristan Honsinger.


В рамках фестиваля пройдет выставка ПЛАКАТА Группы ЭШ под руководством Николая ШТОКА


В рамках фестиваля пройдет мастер-класс музыкантов 5 октября в г.Александров Владимирской области в Музее Марины и Анастасии Цветаевых в 17-00 по адресу: ул. Военная, дом 2

ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

Ринет