8 октября 2015

The Tradition Trio: Фестиваль Гёте-института «Джаз осенью – Без стен», концерт третий

[новый джаз]

Photo: Peter Gannushkin
  • Организатор фестиваля – Гёте-институт в Москве
  • Программа фестиваля:
  • 23 сентября, среда – Silke Eberhard Trio
  • 1 октября, четверг – Pablo Held Trio
  • 8 октября, четверг – Tradition Trio
  • 15 октября, четверг – Johanna Borchert
  • 23 октября, пятница – Alfred 23 Harth / Kazuhisa Uchihashi
  • The Tradition Trio:
  • Йоханнес Бауэр (Johannes Bauer) – тромбон
  • Алан Сильва (Alan Silva) – синтезатор
  • Роджер Тёрнер (Roger Turner) – ударные, перкуссия
 
Начало в 20.00 Стоимость входного билета:
в предварительной продаже – 1200 рублей; в день концерта – 1500 рублей.
Стоимость абонемента на все пять концертов фестиваля - 3500 руб. Количество ограничено
 

Дорогие друзья! К нашему огромному сожалению, Йоханнес Бауэр по состоянию здоровья, увы, не сможет приехать в Москву. Но двое других участников трио - Алан Сильва и Роджер Тёрнер - приедут и сыграют дуэтом (что они делают в последние годы довольно часто с огромным успехом). Наши музыкальные впечатления будут не менее сильны, чему порукой служит масштаб личностей этих выдающихся музыкантов.

Купившие билеты только для того, чтобы услышать именно игру Йоханнеса Бауэра, могут сдать их в КЦ "Дом". Хотя таковых, мы верим, всё-таки не будет.

Приносим свои извинения и желаем Йоханнесу Бауэру скорейшего и полного выздоровления.

ВНИМАНИЕ!
ВХОД НА КОНЦЕРТ С ДЕТЬМИ ДО 7-МИ ЛЕТ ЗАПРЕЩЁН!



Раскованные молодые люди


The Tradition Trio, образованное почти двадцать пять лет назад, – один из самых долгоживущих, необычных и увлекательных ансамблей в мире импровизационной музыки, о каждом из участников которого можно рассказать очень многое, – и, естественно, начнём мы с музыканта, который в этом интернациональном трио представляет Германию. Знакомьтесь – одна из звезд европейской импровизационной сцены, почти всю свою жизнь проживший в Берлине шестидесятиоднолетний тромбонист Йоханнес (Ханнес) Бауэр. Его принято относить ко второму поколению европейских импровизаторов вслед за генерацией Петера Брётцманна и Ивэна Паркера.

Музыкой Бауэр заинтересовался вслед за старшим братом, тоже тромбонистом Конрадом (Конни) Бауэром – а выбрал тот же инструмент, поскольку единственный в их родном городе хороший музыкальный педагог преподавал тромбон. Ханнес Бауэр довольно быстро заинтересовался импровизационной музыкой — музыкальная ситуация конца 1960-х в Восточной Германии к этому располагала; джазом же в чистом виде он не интересовался никогда, хотя и участвовал в клубных джемах на заре карьеры. Но ни традиционная джазовая структура пьесы с темой и сольными импровизационными вариациями, ни даже само по себе солирование внутри пьесы никогда его не привлекали – важнее для Бауэра всегда была возможность обмениваться идеями с другими музыкантами в реальном времени.

Первый его профессиональный опыт связан с участием в группах, игравших соул-хиты. В 1972 году он вошел в состав духового квинтета саксофониста и кларнетиста Манфреда Шульце — этот опыт Бауэр считает важнейшим в своем творческом становлении. В его произведениях не было ритмической основы, они часто строились на нескольких нотах, но эти несколько нот становились структурообразующими элементами в соседстве с импровизационными частями. В конце 1970-х Бауэр начинает регулярно участвовать в различных ансамблях импровизационной музыки. Он играет у Петера Брётцманна и ездит с ним в европейские туры (что для музыканта, жившего «по ту сторону» железного занавеса, было совсем непросто – по счастью, тогдашние гэдээровские власти увидели, что уровень исполнительского мастерства Ханнеса уже соответствовал роли представителя восточногерманской культуры «на экспорт»), сотрудничает с Ивэном Паркером, Ирен Швайцер, Сесилом Тейлором.

С 1980 года импровизационная музыка остается единственным полем деятельности Бауэра. В 1981 году вместе со старшим братом они организуют квартет, который позже назовут DoppelMoppel — помимо двух братьев-тромбонистов, в нем играют двое гитаристов. Среди наиболее интересных ансамблей с участием Йоханнеса Бауэра — трио с бельгийским пианистом Фредом ван Хове и французской певицей Анник Нозати. Бауэр был многолетним членом больших импровизационных ансамблей и оркестров — Chicago Tentet Брётцманна, европейском оркестре Сесила Тейлора, New Orchestra Барри Гая (в котором он играет и сейчас). Признавая в Бауэре корифея мировой джазово-ипровизационной сцены, с ним почитают за честь выступать такие знаменитые музыканты, как Джо МакФи и Кен Вандермарк, Лотте Анкер и Пауль Ловенс, и многие другие. Кроме того, музыкант сотрудничает с современными композиторами и для привлечения новой публики выступает на открытиях выставок. Он постоянно находится в поиске новых способов звукоизвлечения, не прибегая к электронным приспособлениям.

Идеологом The Tradition Trio является уникальный музыкант и музыкальный мыслитель, живущий во Франции Алан Сильва — человек, всегда шедший против течения (даже в авангардной среде) и опережавший время. Сильва родился в 1939 году на Бермудских островах, но в возрасте пяти лет оказался в США. Он рос в Гарлеме, который, по его словам, в те годы был весьма прогрессивным местом; там Сильва впитывал джаз и всякую другую музыку, звучавшую поблизости. Один из принципов Сильвы состоит в отказе от каких-либо рамок, будь то жанровые или расовые ограничения – поэтому ему не нравятся слова «джаз» и «композиторы».

Уже с раннего возраста Сильва играл на фортепиано и барабанах в церкви, а свой основной инструмент на многие годы – контрабас – Сильва освоил во время получения музыкального образования в Колумбийском университете. В дальнейшем он играл также на виолончели, электрической скрипке и электрическом аналоге индийского струнного инструмента саранги.
Знакомство с музыкой Орнетта Коулмена заставило Сильву пересмотреть свой подход к музицированию. Среди других артистов и новаторов, существенным образом повлиявших на его музыкальное мировоззрение, он называет Джорджа Рассела, Майлза Дэйвиса и Джона Колтрейна.

Сильва играл с ключевыми фигурами в истории свободной импровизационной музыки — с Сесилом Тейлором и Альбертом Айлером, Санни Мюрреем и Арчи Шеппом, его включил в свой оркестр Сан Ра; Алан участвовал в записи их легендарных альбомов. Сильва был знаком и с американскими рок-музыкантами, ездил на фестиваль в Вудсток. Он добился выступления ансамбля Сесила Тейлора на концерте в Fillmore West, в результате чего им предложили выпустить композицию на одном сингле с The Doors (правда, Тейлор отказался).

Еще в 1962 году Сильва пытался создать что-то вроде общины для свободно мыслящих музыкантов и создал The Free Form Improvisation Ensemble, а 1969 он организовал The Celestrial Communication Orchestra – большой состав, исполнявший продолжительные произведения, имевшие ряд структурных элементов, но строившиеся прежде всего на коллективной импровизации. Одна из записей, «Seasons», была сделана в Париже почти случайно — вместо отменившегося рождественского концерта Стэна Гетца. В концерте участвовало 18 музыкантов (большинство – звезды американского авангарда), и благодаря рекламе тогдашнего главного редактора Charlie Hebdo на него пришло больше двух тысяч человек. По настоянию Сильвы была выпущена полная запись концерта – на трех пластинках.

На барабанах в The Tradition Trio играет родившийся в 1946 году и живущий в Лондоне Роджер Тернер, один из самых востребованных представителей европейской импровизационной сцены.
До знакомства с лондонским авангардом он изучал английскую литературу и современную философию. В 1970-х годах он активно сотрудничает со всеми видными деятелями британской импровизационной музыки. Среди наиболее интересных формаций — его дуэты с певцом Филом Минтоном и гитаристом Джоном Расселом. Тернер часто выступает и соло. Изучая различные возможности звукоизвлечения, музыкант приходит к концепции использования предельно скромных средств — например, на сольном альбоме «The Blur Between» 1981 года он играет только на томе с педалью и подвесной тарелке. В 1980-х годах Тернер осваивает электронику, использует синтезаторы. Вместе с саксофонистом Лолом Коксхиллом и гитаристом Майком Купером он организует трио The Recedents, демонстрирующее уникальные возможности электроакустической музыки. Немалое место в его биографии занимает сотрудничество с японскими музыкантами – в частности, с Отомо Йошихиде, Тошинори Кондо, а также с участником нынешнего фестиваля «Джаз осенью – Без стен» гитаристом Казухисой Учихаши.
Партнёрами Тёрнера также были большие музыканты как Элтон Дин, Ирен Швайцер, Хенри Граймс, Чарльз Гейл, Джо МакФи, Кен Вандермарк.

Ансамбль с Йоханнесом Бауэром и Роджером Тернером был сформирован в начале 1990-х годов. Это был период, когда Сильва стал активно осваивать возможности электроники — синтезаторы, сэмплирование (позднее он занялся также составлением диджейских сетов). С тех пор синтезатор стал основным инструментом Сильвы — его идеей стала оркестровка импровизационной музыки в реальном времени. Сильва отмечает, что многие коллеги не признают синтезатор как подобающий инструмент, несмотря на то, что его в прошлом использовали Сан Ра и Пол Блей, и своей игрой в Tradition Trio доказывает всю беспочвенность этих претензий.


Музыка The Tradition Trio, целиком основанная на импровизации, полна невероятных созвучий и иногда благородной, иногда дикой энергии. Внешне с традицией у этой музыки довольно мало общего, но музыкантам, назвавшим трио именно так, возможно, виднее. О музыке и концертах The Tradition Trio можно говорить бесконечно долго. Можно говорить о красоте и глубине тембра синтезатора Сильвы, о создаваемых им прямо во время исполнения причудливых гармониях, на которые нанизываются пунктирные россыпи нот, издаваемых тромбоном Йоханнеса Бауэра; можно говорить об интереснейшей звуковой палитре Роджера Тёрнера. Можно говорить о бесконечном артистизме семидесятишестилетнего молодого человека по имени Алан Сильва, о том, какое удовольствие получают музыканты от процесса, и наслаждении, получаемом публикой от созерцания этого удовольствия. Но зачем обо всём этом говорить, когда можно просто прийти на концерт The Tradition Trio, который состоится 8-го октября в рамках Фестиваля Гёте-института «Джаз осенью – Без стен» – и всё вышеописанное увидеть воочию. А для «открывших» свои уши – и услышать.
Photo: Kirill Polonsky


«Джаз осенью»

Уже в пятый раз Гёте-институт проводит фестиваль «Джаз осенью». В этом году в его программе представлены пять различных музыкальных коллективов.

Главная задача фестиваля состоит в том, чтобы показать многогранность современного немецкого джаза, его основные направления и тенденции. В этом году девизом фестиваля стал слоган «Без стен», декларирующий отказ от каких-либо барьеров или преград, а также стилистических запретов и ограничений.

Несмотря на непохожесть отдельных музыкантов и творческих коллективов, участвующих в фестивале, их объединяет желание экспериментировать, импровизировать и расширять границы музыкального творчества.
The Tradition Trio является одним из самых ярких коллективов на европейской джазовой сцене, в основе его творчества лежит импровизация. Саксофонист, композитор и мультимедийный художник Альфред 23 Харт не только ломает привычные границы давно сложившихся музыкальных жанров и художественных форм, но и соединяет экспериментальный джаз с восточной традицией; его дуэт с гитаристом и исполнителем на даксофоне Казухисой Учихаши — это яркий пример такого творческого синтеза.Среднее и молодое поколения джазовых музыкантов представляют в Москве такие выдающиеся исполнители, как Silke Eberhard Trio, которое откроет своим выступлением фестиваль; пианистка, певица и композитор Йоханна Борхерт, а также Pablo Held Trio, не только уверенно осваивающее пространство между композицией и импровизацией, но и демонстрирующее при этом все грани современного исполнительского искусства.

Мы благодарим за плодотворное сотрудничество коллектив Культурного Центра «Дом». Особые слова благодарности хотелось бы высказать в адрес музыкантов – участников фестиваля, выступления которых являются лучшим доказательством богатства и разнообразия современного немецкого джаза.

Астрид Веге, руководитель Отдела культурных программ Немецкого культурного центра им. Гёте, Москва.

 

ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

Ринет