15 октября 2015

Johanna Borchert: Фестиваль Гёте-института «Джаз осенью – Без стен», концерт четвёртый

[авант-поп, новый джаз, современная композиция]

Photo: Rolf Schoellkopf
  • Организатор фестиваля – Гёте-институт в Москве
  • Программа фестиваля:
  • 23 сентября, среда – Silke Eberhard Trio
  • 1 октября, четверг – Pablo Held Trio
  • 8 октября, четверг – Tradition Trio
  • 15 октября, четверг – Johanna Borchert
  • 23 октября, пятница – Alfred 23 Harth / Kazuhisa Uchihashi
  • Йоханна Борхерт (Johanna Borchert) – фортепиано, вокал
 
Начало в 20.00 Стоимость входного билета:
в предварительной продаже – 1000 рублей; в день концерта – 1300 рублей.
Стоимость абонемента на все пять концертов фестиваля - 3500 руб. Количество ограничено
 

ВНИМАНИЕ!
ВХОД НА КОНЦЕРТ С ДЕТЬМИ ДО 7-МИ ЛЕТ ЗАПРЕЩЁН!



На короткой волне


Молодая, но уже снискавшая своими выступлениями международное признание Йоханна Борхерт начинала как джазовая пианистка, получив музыкальное образование в Берлине и Копенгагене.
Кроме того, она изучала в Индии местную классическую музыку, а также медитацию и йогу, что, по ее словам, научило ее «концентрироваться и просто быть счастливой».

В Копенгагене, вместе со швейцарской певицей Люцией Кадоч, с которой они выступали дуэтом еще в Берлине, Йоханна в 2004 году собрала интернациональную группу Scheeweiss & Rosenrot (парафраз названия немецкой сказки «Беляночка и Розочка»). Вот как сама Борхерт говорит об этом коллективе:

«Это была настоящая группа, где каждый участник был в одинаковой степени вовлечен в творчество. Сочиняли все, каждый вкладывался, сколько мог. Звучание и произведения были очень разнообразны. В музыке этой группы много мощи, энергии. Такую музыку никто не мог бы написать в одиночестве. И я ни у кого больше такой музыки не слышала. Она живая, полная идей, довольно сложная, но мелодиям легко подпевать. То есть с точки зрения ритма и гармонии материал сложный, но в этом не отдаешь себе отчета. Этого мы и добивались постоянно. Наш подход был в том, чтобы в первую очередь быть открытыми, не иметь предварительной концепции, которая помещает тебя в какую-то ячейку, после чего ты уже не можешь заниматься ничем другим».

Группа просуществовала довольно долго, в 2012 году получив премию New German Jazz Prize — ее присуждают слушатели по результатам предварительного отбора артистов, который проводит специальное жюри.

К середине 2000-х годов относится появление новой группы, которую Борхерт также организовала вместе с певицей. К дуэту с Эленой Сетьен иногда присоединялись семеро музыкантов мужского пола – духовики и ритм-секция (этот состав назывался The Big Bang). На концертах Сетьен и Борхерт нередко выкидывали какие-нибудь странные или смешные штуки – например, заматывались в индийские сари.

В Копенгагене Борхерт и Сетьен познакомились с одной из самых почитаемых в мире современной авангардной музыки фигур – гитаристом Фредом Фритом, который предложил им выступить в знаменитом нью-йоркском клубе The Stone. После этого Йоханна по приглашению Фрита стала artist in residence в колледже Миллз в Окленде, где работала с ним бок о бок. Это время она называет лучшим в своей жизни.

Работая с певицами, Борхерт подпевала и сама, а также участвовала в сочинении песен. Но, по ее собственному признанию, ее песни не очень подходили другим певицам, поскольку она сочиняла их, прежде всего как инструменталист, – поэтому певицам порой приходилось трудно: «Сами они, наверно, для себя такие песни писать не стали бы». И тогда она решилась на шаг, навсегда изменивший её музыкальную карьеру – она стала исполнять свои песни сама, ибо лучше всех понимала, как они должны звучать. Из новых же песен, более личных, чем прежде, родился записанный квартетом альбом «FM Biography», вышедший в 2014 году и сразу же получивший восторженные оценки европейских джазовых критиков.

На гитаре играл сам Фред Фрит, на басу – Шахзад Исмаили, участник разнообразных авангардных и просто причудливых проектов, в частности, ансамблей Secret Chiefs 3, Ceramic Dog Марка Рибо, Лори Андерсон, Cosa Brava Фрита и Карлы Килстедт и многих других. Партию барабанов исполнил молодой швейцарский музыкант Юлиан Сарториус. Песни Борхерт в каком-то смысле выстроены в рамках той же идеологии, что и сочинявшиеся для предыдущих групп: они легко воспринимаются, им хочется подпевать, но музыкальный материал при этом довольно сложный. Вероятно, для этой музыки лучше всего подходит термин «авант-поп».

С составом, который принял участие в записи альбома, гастролировать было практически невозможно, поскольку все музыканты живут в разных местах, а их график крайне насыщен. И Йоханне удалось собрать новый состав в Берлине, все трое музыкантов которого играют также в различных джазовых и поп-проектах. Кроме этого, Борхерт часто выступает соло. И если в концертах с группой упор делается на песни, между которыми лишь иногда возникают моменты импровизации, то сольные выступления имеют более экспериментальный характер; Борхерт нередко использует препарированное фортепиано, электронику, много импровизирует, но, впрочем, поет и номера с «FM Biography», а также новые песни. Иногда ей случается выступать с видеоартистами, и видео проецируется прямо на крышку фортепиано. «Получается таинственно», — говорит Йоханна.

С программой “FM Biography” Йоханна Борхерт уже успела в течение последних полутора лет выступить на многих крупных европейских джазовых фестивалях и площадках – всякий раз собирая полные залы и вызывая восторженный приём публики и джазовой критики. На такой же приём рассчитываем и мы на фестивале «Джаз осенью – Без стен» Гёте-института, на который Йоханна приедет с сольной программой.

«Джаз осенью»

Уже в пятый раз Гёте-институт проводит фестиваль «Джаз осенью». В этом году в его программе представлены пять различных музыкальных коллективов.

Главная задача фестиваля состоит в том, чтобы показать многогранность современного немецкого джаза, его основные направления и тенденции. В этом году девизом фестиваля стал слоган «Без стен», декларирующий отказ от каких-либо барьеров или преград, а также стилистических запретов и ограничений.

Несмотря на непохожесть отдельных музыкантов и творческих коллективов, участвующих в фестивале, их объединяет желание экспериментировать, импровизировать и расширять границы музыкального творчества.
The Tradition Trio является одним из самых ярких коллективов на европейской джазовой сцене, в основе его творчества лежит импровизация. Саксофонист, композитор и мультимедийный художник Альфред 23 Харт не только ломает привычные границы давно сложившихся музыкальных жанров и художественных форм, но и соединяет экспериментальный джаз с восточной традицией; его дуэт с гитаристом и исполнителем на даксофоне Казухисой Учихаши — это яркий пример такого творческого синтеза.Среднее и молодое поколения джазовых музыкантов представляют в Москве такие выдающиеся исполнители, как Silke Eberhard Trio, которое откроет своим выступлением фестиваль; пианистка, певица и композитор Йоханна Борхерт, а также Pablo Held Trio, не только уверенно осваивающее пространство между композицией и импровизацией, но и демонстрирующее при этом все грани современного исполнительского искусства.

Мы благодарим за плодотворное сотрудничество коллектив Культурного Центра «Дом». Особые слова благодарности хотелось бы высказать в адрес музыкантов – участников фестиваля, выступления которых являются лучшим доказательством богатства и разнообразия современного немецкого джаза.

Астрид Веге, руководитель Отдела культурных программ Немецкого культурного центра им. Гёте, Москва.

 

ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

Ринет