19 ноября 2015
Fire! (Швеция)
[фри-рок, экспериментальный рок, новый джаз, нойз, свободная импровизация]
![](/data//afisha/3305/8527_498.jpg?1377713316)
- Матс Густафссон / Mats Gustafsson – саксофоны
- Йохан Бертлинг / Johan Berthling – бас
- Андреас Верлин / Andreas Werliin – ударные, электроника
- Микаэль Верлин / Mikael Werliin – звук
Начало в 20.00 |
Стоимость билетов в предварительной продаже:1300 руб; в день концерта: 1700 руб. |
СТИХИЯ ОГНЯ
![](/data//afisha/3305/8500_498.jpg?1049934634)
Даже на фоне других проектов, может быть, самого на сегодняшний день востребованного и почитаемого любителями большинства направлений авангардной музыки саксофониста-многостаночника Матса Густафссона (а многие из этих проектов, например, The Thing, Sonore или Swedish Azz, уже хорошо знакомы как постоянным посетителям КЦ «Дом», так и всем любителям так называемого «нового» джаза), трио Fire! – это нечто совершенно особенное. Соратниками Матса по этому составу стали относительно молодые, но уже давно зарекомендовавшие себя на скандинавской новоджазовой сцене музыканты – барабанщик Андреас Верлиин и басист Йохан Бертлинг.
Вместе эта троица выдающихся музыкантов развивают один из стилей, нащупанных Густаффсоном в The Thing – фри-джаз здесь сочетается с гаражным и психоделическим роком, индастриалом и шумовой музыкой. Неслучайно среди постоянных партнёров Fire! по записям и концертам – люди, в основном, не джазового бэкграунда: культовый австралийский электронщик Орен Амбарчи, а ещё японский мастер электроники Отомо Йосихиде и американский экспериментатор, друг и соратник Sonic Youth Джим О’Рурке.
Восклицательный знак в заголовке проекта Fire! кажется очень уместным – это действительно музыка неизменно аффирмативная, громкая и уверенная в себе; свободолюбивый фри-джазовый дух в Fire! причудливо монтируется с тяжёлыми, стоунер-роковыми басовыми риффами и «моторным» битом краутрока. В рамках ансамбля Густафссон как будто возвращается в конец 1960-х – в ту эпоху, когда джаз и импровизационная музыка ещё не разошлась с, условно говоря, рок-мейнстримом по разные стороны баррикад, а инновации на стыке разных жанров и направлений были возможны в том числе и в популярной культуре: см. хотя бы записи Pink Floyd времён «Ummagumma». Правда, как коллекционер старых пластинок со стажем в несколько десятилетий, Густафссон копает куда глубже «пинк-флойда»: среди музыки, повлиявшей на творчество Fire!, он называет революционные биг-бэнды тех лет (от Centipede Кита Типпетта до G.L. Unit Гуннара Линдквиста), полузабытых рокеров-психоделистов (Bubble Puppy, Mecki Mark Men), легендарный третий альбом Soft Machine и даже бразильскую Тропикалию (Гал Кошта и др.)
Музыканты, составившие Матсу компанию в трио Fire! – барабанщик Андреас Верлин и басист Йохан Бертлинг – далеко не новички на европейской и мировой новоджазовой и экспериментальной сцене. Бертлинг, играя не только на бас-гитаре, но и на контрабасе, участвует в нескольких джазово-импровизационных проектах, таких, как LSB Trio с основателем группы Atomic Фредриком Юнгквистом и выдающимся шведским барабанщиком Раймондом Стридом, а также интернациональном Trio Arashi с замечательным японским саксофонистом Акирой Сакатой и, может быть, лучшим новоджазовым барабанщиком современности норвежцем Полом Нильссеном-Лавом. Кроме того, Йохан уже около пятнадцати лет играет в экспериментальном поп-фолковом трио Tape. Андреас же Верлин уже давно прославился участием в экспериментальном поп-дуэте Wildbirds & Peacedrums, в котором он выступает вместе со своей женой, певицей Мариам Валлентин; кроме того, он является членом большого новоджазового ансамбля выдающегося шведского саксофониста Мартина Кюхена Angels 9.
Проект Fire! оказался настолько успешным и важным для его участников, что, начиная с ноября 2014, Матс на полгода полностью свернул всю свою обширную концертную деятельность – для того лишь, чтобы трио в полном составе смогло принять участие в театральной постановке «Летающий малыш» Роланда Шиммельпфеннига, осуществлённой шведским режиссёром Ларсом Рудольфссоном в стокгольмском театре Орион. Спектакль шёл, начиная с февраля 2015 в течение трёх месяцев по несколько раз в неделю с неизменным аншлагом.
«Огненная», яркая и непредсказуемая музыка Fire! не оставляет равнодушными ни публику в разных странах, ни коллег-музыкантов: по зову Густафссона и его товарищей почти три десятка выдающихся инструменталистов – весь цвет скандинавской джазовой и рок-сцены – два года назад бросили все насущные дела и собрались вместе для записи пластинок под вывеской Fire! Orchestra. Этот грандиозный проект привлёк внимание не только джазовой публики: английский журнал Wire, посвящённый экспериментальной музыке, повесил фотографию Матса Густафссона на обложку и сделал его главным героем очередного номера, а сам оркестр триумфально выступил на престижном рок-фестивале в датском Роскилле.
![](/data//afisha/3305/8501_498.jpg?151358205)
С тех пор Fire! существуют как бы в двух ипостасях, «оркестровой» и «камерной»; последнее слово, впрочем, относится всего лишь к количеству музыкантов на сцене. С точки зрения драйва и напора концерт Fire! – какой угодно, но только не камерный: это самое настоящее джаз-роковое светопреставление, которое хотя бы один раз в жизни должен увидеть – и пережить – каждый.
ближайшие события:
13 февраля, четверг
24-й Фестиваль Владимира Мартынова. День второй.
Петр Главатских - ударные инструменты
Софья Иглицкая - орган
Наталья Павлова - сопрано
Виктория Тульская - скрипка
Екатерина Досина - виолончель
Полина Ерëмина - клавишные гусли
Игорь Степанич - рояль, битбоксинг
Лада Раскольникова - звучащие объекты
Дирижëр: Анастасия Браудо
14 февраля, пятница
15 февраля, суббота
24-й Фестиваль Владимира Мартынова. День четвертый.
Владимир Мартынов - рояль
Татьяна Гринденко - скрипка
INDEX III:
Аркадий Пикунов — саксофон, лайв- электроника
Павел Паньковский — лайв-электроника
Владислав Psaruman — тромбон, лайв-электроника
16 февраля, воскресенье
24-й Фестиваль Владимира Мартынова. День пятый.
Леонид Федоров
Владимир Мартынов
Татьяна Гринденко
INDEX III
17 февраля, понедельник
Фёдор Амиров – фортепиано
Максим Позин – электрогитара, альт-флейта, электроника
[свободная импровизация]