15 апреля 2016

Rubatong (Нидерланды)

[avant-rock-blues-cabaret]

  • Хан Бёрс (Han Buhrs) – вокал, гармоника, электроника
  • Люк Экс (Luc Ex) – акустическая бас-гитара
  • Татьяна Колева (Tatiana Koleva) – вибрафон, перкуссия
  • Тейс Элзинга (Thijs Elzinga) – электрогитара
  • Рональд Руйтен (Ronald Ruiten) – звук
 
Начало в 20.00 Стоимость входного билета: в предварительной продаже – 1200 руб.; в день концерта – 1500 руб.
 


“Individual Versus Mainstream”

Голландский квартет Rubatong – одна из ипостасей творчества уже полюбившегося московской публике бывшего бас-гитариста знаменитой анархо-панк-группы The Ex Люка Экса, во многом – даже более экспериментальная, чем другие, связанные с проектами, созданными им после ухода из The Ex почти пятнадцать лет назад. Авангардный блюз-рок с вибрафоном и – обязательно! – солирующей акустической бас-гитарой – наклейку с примерно таким текстом можно было бы прикрепить к альбому Rubatong в музыкальном магазине.

Оставив свое панковское прошлое в хороших руках, Люк с середины девяностых создавал и продолжает создавать ярчайшие фри-роковые пластинки: от Roof (с покойным американским виолончелистом Томом Корой и легендарным авангардным вокалистом-импровизатором Филом Минтоном) и 4 Walls (в котором Кору заменил британский фри-джазовый пианист Вериан Уэстон) до Speeq (квартет с английским барабанщиком Марком Сэндерсом, норвежской певицей Сидсел Эндресен, и датским гитаристом Хассе Поульсеном) и Regenorchester XII (в составе Отомо Йосихидэ, Кристиан Феннеш, Тони Бак – ударник великих австралийцев The Necks), и, конечно, самых его амбициозных проектов – Sol 6 и Sol 12 – своего рода сборных из весьма заметных персонажей различных субкультур импровизационной музыки – от Йоханнеса Бауэра (Peter Broetzmann Chicago Tentet) до Ингрид Лауброк (Anthony Braxton Falling River Music Quintet). В прошлом году Люк впервые с 1990 года побывал в Москве – на сцене ДОМа триумфально выступила его «Ассамблея» – джазовый квартет с Лауброк, Абом Барсом и Хамидом Дрейком.

Интересно, что, хотя умопомрачительный бас Экса – явно лидирующая краска в невероятной музыкальной ткани, создаваемой участниками квартета, автором-основателем Rubatong является вовсе не Экс, а вокалист Хан Бёрс – голландский же экспериментатор, поэт, акционист и мультиинструменталист, с конца семидесятых активнейшим образом участвующий в жизни европейской андерграундной сцены. Пение Бёрса – то резкое и шершавое, со специфической, хулиганско-блюзовой хрипотцей, то речитативное, то мелодичное и мягкое – являет собой нечто среднее между Томом Уэйтсом, Капитаном Бифхартом и Жаком Брелем и не имеет аналогов. Тексты Хана полны сюрреалистичных образов и скрытых смыслов, а также пестрят цитатами различных исторических личностей вроде Маргарет Тэтчер. Бёрс выпевает свои и чужие лозунги на голландском, английском и французском языках, а также активно использует выдуманные слова и морфемы.

Бёрс выступал и записывался с первейшими людьми экспериментального рока – например, с Гигу Шеневье (Etron Fou Leloublan, Volapük) и Тимом Ходжкинсоном (Henry Cow), участвовал в культовых голландских арт-проектах вроде Palinckx, Dull Schicksal и Nine Tobs, выступал на многих фестивалях экспериментальной музыки и нового джаза – таких, как Moers и MIMI, и, конечно, тесно сотрудничал с The Ex (среди прочих, Хан принимал участие в записи их альбомов “Mudbird Shivers” и “Instant” – безусловно, одних из самых захватывающих записей за всю историю группы).

Оставшиеся члены Rubatong – это давно живущая в Амстердаме Татьяна Колева, болгарская перкуссионистка, играющая на маримбе и вибрафоне, одна из самых востребованных в Европе исполнительниц современной академической музыки, участница оркестров современной музыки в Болгарии, Нидерландах, Португалии и других странах, и молодой голландский гитарист Тейс Элзинга. Его гитарные партии в Rubatong можно очень условно назвать блюзовыми; по крайней мере, когда у тебя певцом Хан Бёрс, блюз на гитаре можно играть только так и никак иначе.

Вместе эти люди создают потрясающую воображение и абсолютно непредсказуемую звуковую палитру из вывернутых наизнанку блюзовых риффов и джазовых импровизаций, отчаянно кинематографичного пост-панка и диких, но чертовски симпатичных вокализов. Вышедшая в 2011 году выдающаяся студийная запись «Rubatong» получила восторженные отклики западной прессы, но осталась практически незамеченной в России, как и выпущенный несколько позже виниловый сингл группы с двумя новыми композициями – столь же яркими и мистическими. Культурный центр «ДОМ» исправляет это упущение, приглашая вас на одно из главных концертных событий этой весны.

 

ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

Ринет