12 сентября 2016

Eugene Chadbourne - вокал, гитара, банджо (США)

[авант-кантри, свободная импровизация, singer/songwriter, новый джаз]

Начало в 20.00 Вход - 1000 руб.
 

Зоркий глаз, чуткое ухо.


Эксцентрик, сумасброд, лицедей, «музыкант с тысячей лиц» – все эти определения были бы уместны при описании образа, пожалуй, одного из самых необычных и притягивающих ксебе персонажей американского музыкального авангарда – удивительного композитора,импровизатора, певца, гитариста, банджоиста и исполнителя на «электрических граблях» (инструменте, созданном им путём соединения звукоснимателя от электрогитары с обычными газонными граблями), невероятного сказочника Юджина Чедборна. «Были бы», если бы за этой кажущейся эксцентричностью не скрывался один из самых проницательных, тонких и артистичных американских музыкантов последних сорока лет.


Родившегося в 1954 году в Северной Каролине Чедборна называли «единственным в Америке анархо-военизированно- электро-трубаделическим (от смеси «психоделический» и «трубадур») фолк-матадором», а его музыку – «гонзо-аудиожурнализмом, подталкивавшим традиционную музыку к самому краю и заставлявшим её вертеться как уж на сковородке».
Многие справедливо сравнивают Юджина с самим Фрэнком Заппой – и действительно, кроме Чедборна, мало кто из музыкантов смог настолько приблизиться к великому мэтру в умении постоянно анализируя в своём творчестве американскую музыку, культуру и общество, расчленяя их до атомов и по-своему собирая заново, ставить им настолько хирургически точные диагнозы. В 80-е и начале 90-х имя Чедборна не сходило с журнальных страниц, его музыка звучала по радио чаще, чем Sonic Youth, а британский Melody Maker писал о нём как о «безумном гении», называя его анализ политических проблем США «остроумным и проницательным».


На протяжении всей своей бурной музыкальной деятельности Чедборн, чьи музыкальные корни лежат в кантри, занимался массой разных вещей – был лидером экспериментальной кантри-рок- группы Chockabilly, исполнял под гитару песни собственного сочинения, искусно вплетая в них фри-импровизационные фрагменты, а в сотрудничестве с Джоном Зорном, Томом Корой, Фредом Фритом и другими грандами американского авангарда создавал проникнутые дадаистским духом оркестровые пьесы. Вместе с группой Camper Van Beethoven он создавал уморительные каверы Pink Floyd, King Crimson, Монка и Фрэнка Заппы, а с теми же Зорном, Томом Корой и барабанщиком Дэвидом Лихтом – The Beatles, Джимми Хендрикса и многих других. Он сочетал, казалось бы, несочетаемое, – музыку кантри (Чедборн блистательно владеет игрой на банджо) соединял со свободной импровизацией, изготавливал лоу-файные аудиоколлажи с участием Зорна, Коры и японского трубача Тошинори Кондо, а также писал пародийные песни протеста, также в стиле кантри.


Перечислить всех музыкантов-знаменитостей, с которыми сотрудничал с Чедборн, в коротком пресс-релизе невозможно, но, кроме упомянутых выше Зорна, Тома Коры, Фрита, Кондо и Camper Van Beethoven, стоит отметить Дерека Бейли, оказавшего, кстати, на Юджина в своё время огромное влияние, Уэйна Хорвица, Эвана Паркера, Фила Минтона, Пауля Ловенса, бывшего ударника The Mothers of Invention Фрэнка Заппы Джимми Карла Блэка, итальянское джаз-кор- нойз-роковое трио Zu, Карлу Блей, Аки Такасе, Sun City Girls и бывшего певца и со-основателя Dead Kennedys Джелло Биафру. Один лишь беглый взгляд на этот список многое скажет о широте музыкальных вкусов и пристрастий Юджина. Что касается записей с его участием – вряд ли кто-нибудь считал их количество, но то, что оно не меньше двухсот, можно сказать наверняка.


Вот как описывает фигуру Чедборна Алексей Плюснин, музыкант и директор Санкт-Петербургского фестиваля Апозиция 12, на котором Юджин выступит перед большим сольным концертом в Москве: «Представьте себе Колтрейна, сыгранного на банджо, или джазовые стандарты и каверы битлов в два раза быстрее, как будто в исполнении Chipmunks. Представьте себе ваш голос, каким он становится от глотка гелия из надувного шарика на местной ярмарке. Чедборн играет не нотами, не эффектами. Он играет самой музыкой, подвергая её деформации как клоун или демиург. Смех и слёзы. Комиксы и вестерны. В нем переплетены архетипы Северной Америки. Небрежность истинного мастера, глубина самоиронии, вот что такое Юджин Чедборн».


Чедборн возвращается с концертами в Россию после почти пятнадцатилетнего отсутствия. Для выступлений в Санкт-Петербурге и Москве Юджин готовит специальную программу, и было бы крайне странно не воспользоваться счастливой возможностью познакомиться с творчеством этой выдающейся личности. Не пропустите!

 

ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

Ринет