22 сентября 2016

Sidsel Endresen / Stian Westerhus Duo (Норвегия)

[свободная импровизация]

  • Сидсель Эндресен / Sidsel Endresen – голос
  • Стиан Вестерхус / Stian Westerhus – гитара, электроника
 
Начало в 20.00 Стоимость входного билета -1200 руб.
 

Языками человеческими и ангельскими

Photo - Andreas Ulvo

Уроженка северного Трондхейма, уникальная норвежская певица и вокалистка Сидсель Эндресен переехала в Осло в 1976 году и с этого момента стала одной из самых значительных фигур на норвежской и международной музыкальной сцене. Сидсель – частая гостья на престижных джазовых фестивалях в Скандинавии, Европе, США, Канаде, Китае и Японии. Начав свою карьеру с фьюжна и камерного джаза в 1980-х и 90-х годах, Сидсель уже тогда приобрела «звёздный» статус. Но в середине 90-х Эндресен стало тесно в джазовых рамках, и она довольно быстро переключилась на импровизационную и так называемую «новою» музыку – и в настоящее время Сидсель является одним из главных в мире исполнителей и исследователей в области вокальной импровизации и так называемых расширенных голосовых техник.

Из «доимпровизационного» периода карьеры Сидсель нужно выделить существовавший в 90-х годах созданный ею квартет с такими выдающимися музыкантами, как Нильс Петер Мольвер, Джанго Бейтс и Йон Кристенсен; их альбом «So I Write» вышел на престижнейшем лейбле ECM, с которым Сидсель после этого стала сотрудничать на постоянной основе. А в 1992 году началась история её, пожалуй, самой известной коллаборации, продлившейся, к слову, целых 12 лет – дуэта со звездой мировой джазовой сцены пианистом Бугге Вессельтофтом. Результатом этого сотрудничества стали три замечательных альбома.



На новом этапе своей карьеры Сидсель работает с наиболее интересными норвежскими и европейскими импровизаторами, занимающимися «новой» музыкой, – Кристианом Валлумрудом и Хельге Стеном, известном многим под псевдонимом Deathprod (трио Merriwinkle), Хассе Поульсеном, Марком Сандерсом и Люком Эксом (квартет Speeq), тем же Мольвером, Столе Сторлоккеном (Supersilent), Хоканом Корнстадом, Джазовым оркестром Трондхейма и многими другими, часто выступает соло. Кроме этого, Эндресен вместе с замечательным трубачом Арве Хенриксеном приняла участие в создании обновлённой версии аудиовизуального проекта Дэвида Сильвиана “Uncommon Deities”, вышедшей в 2012 году. Сидсель много преподаёт как в Норвегии, так и за рубежом, работает на радио, телевидении и в театре, тесно сотрудничает с престижнейшим джазовым фестивалем в г. Мольде и фестивалем экспериментальной музыки Punkt в г. Кристиансунне.



То, что делает Сидсель на сцене, можно определить как непрерывную глоссолалию, некое зашифрованное сообщение на выдуманном языке, как правило заключённое в мелодическую форму. В её фантастической сказке как бы витает идея необходимости создания некоего нового «надъязыка», который смог бы заменить языки существующие, но на современном этапе развития человечества всё больше становящиеся бессмысленными, поскольку люди в современном мире понимают друг друга все меньше и меньше. А может быть, Сидсель – это воплощение ангела, спустившегося на Землю в надежде сообщить нам что-то крайне важное?



Во время же выступлений дуэта Сидсель с не менее оригинальным и уже ставшим довольно знаменитым молодым норвежским гитаристом Стианом Вестерхусом, с которым она часто сотрудничает в последние годы, и в дуэте с которым впервые приезжает в Москву, у присутствующих создаётся впечатление, что они попали на другую планету и просто оказались невольными свидетелями очень важного – иногда спокойного, а иногда и крайне эмоционального разговора двух местных жителей.



Игра Вестерхуса при этом поражает своей изобретательностью, масштабностью, отточенностью и глубиной. Стиан использует четыре (!) гитарных стека, создавая невероятные стереоэффекты, и множество ножных процессоров – иногда создаётся впечатление, что он буквально танцует на сцене. В своём творчестве Вестерхус умело совмещает композицию (иногда он пишет музыку для симфонических оркестров) с импровизацией, часто использует необычные, непохожие на гитарные, тембры. Вестерхуса иногда тянет в эмбиент, реже – во фри-джаз, иногда – в академический авангард, но с уверенностью можно сказать, что его игра – совершенно уникальное явление на мировой экспериментально-авангардной сцене.



К тридцати семи годам Вестерхус успел сделать многое: выпустил пять сольных альбомов (последний – “Amputation (House of Mythology)” был представлен музыкантом в мае этого года в Москве), два фантастических альбома с Сидсель, поиграл в культовой джаз-роковой формации Jaga Jazzist, создал нойз-роковое трио Puma, с которым выпустил четыре альбома на знаменитом норвежском лейбле Rune Grammophon, посотрудничал с такими звёздами мировой авангардной сцены, как трио Supersilent, Арве Хенриксен, Нильс Петтер Мольвер и многими другими. А в прошлом году Стиан приезжал в Москву впервые и поразил посетителей кинотеатра «Музеон», гениально озвучив классику советского немого кино – фильм «Арсенал» Александра Довженко 1928 года. В свой третий визит Вестерхус впервые приезжает не один, и мы можем быть уверенными, что нас ждут ни с чем не сравнимые переживания.

 

ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

Ринет