6 ноября 2016

Blume / Butcher / De Joode Trio: Фестиваль Гёте-Института
«Джаз осенью – Impro» , концерт второй

[новый джаз, свободная импровизация]

Фото: Hannes Schneider
  • Организатор фестиваля - Гёте-Институт в Москве
  • Мартин Блуме (Martin Blume) – ударные
  • Джон Бутчер (John Butcher) – саксофоны
  • Вилберт Де Йооде (Wilbert de Joode) – контрабас
  • Программа фестиваля:
  • 13 октября, четверг – Konk Pack Trio (Thomas Lehn / Tim Hodgkinson / Roger Turner)
  • 6 ноября, воскресенье – Blume / Butcher/ De Joode Trio (Martin Blume / John Butcher / Wilbert de Joode)
  • 25 ноября, пятница – Peter Brötzmann – 75!
  • Peter Brötzmann / Heather Leigh Duo + Peter Brötzmann UK Trio (Peter Brötzmann / John Edwards / Steve Noble)
  • 1 декабря, четверг – Kazuhisa Uchihashi + DDK Trio (Axel Dörner / Jacques Demierre / Jonas Kocher)
 
Начало в 20.00 Стоимость билетов в офисе КЦ "Дом" в предварительной продаже - 1000 руб., в день концерта - 1300 руб. Стоимость электронных билетов 1250 рублей, они доступны к покупке до полуночи даты мероприятия по московскому времени. Купить билет
 


Между лаской и наглостью

«Между лаской и наглостью» — так описал немецкий музыкальный критик Ульрих Рюденауэр подход к инструментам, который исповедует трио немецкого барабанщика Мартина Блуме, нидерланского контрабасиста Вилберта де Йооде и британского саксофониста Джона Бутчера. «В начале их самого первого совместного выступления они казались отдельными планетами, погруженными в себя музыкантами, каждый, с закрытыми глазами, был сосредоточен на собственном видении, — продолжает Рюденауэр. — Но вскоре пошел мощный диалог, открывший дорогу полногласным вопросам и ответам». В завершении своего отзыва критик пишет, что музыканты уже к концу этого самого первого выступления играли так, как будто были знакомы долгие годы.



Инструментальный состав «саксофон – контрабас – барабаны» — один из самых распространенных во фри-джазе. Это само по себе требует от участников такого трио изыскивать новые способы звукоизвлечения, новые подходы к инструментам и совместному звучанию. Блуме, Бутчер и де Йооде достойнейшим образом справляются с этой задачей.

Мартин Блуме, которому около десяти лет назад и пришла в голову идея создания этого трио — участник практически всех фестивалей авангардной музыки, музыкант, объездивший с концертами Европу, Северную Америку и Австралию. На сцене он уже больше тридцати лет. В дуэтах, трио и квартетах Блуме поработал чуть ли не со всеми ведущими импровизаторами Германии, Европы и мира – включая Петера Брёцманна, Петера Ковальда, Кена Вандермарка, Фила Минтона и многих других. В течение многих лет он также был организатором фестивалей в Рурской области — Ruhr Jazz Festival и Open Systems.



Голландец Вилберт де Йооде — один из наиболее востребованных контрабасистов на европейской импровизационной сцене, музыкант, обладающий собственным звуком и идущий собственным путем. В частности, он в отличие от многих других импровизаторов — своих соотечественников не стал членом Instant Composers Pool — знаменитого ансамбля-лаборатории джазово-авангардных музыкантов (хотя, конечно, он играл и играет с некоторыми его участниками – в частности, с саксофонистом Абом Баарсом, членом легендарного трио которого, Ab Baars Trio, Де Йооде является уже много лет). Помимо сотрудничества с большим количеством выдающихся деятелей в области импровизационной музыки де Йооде работает также в области соединения музыки с изобразительным искусством и театром.



Уникальный лондонский саксофонист Джон Бутчер — из тех музыкантов, кто постоянно, от года к году, от проекта к проекту, совершенствует звучание инструмента, разрабатывает и использует все новые и новые, подчас кажущиеся невероятными способы звукоизвлечения, разнообразит звуковую палитру. Бутчер – из тех, кто не будет играть ни по чьим чужим правилам, из тех, кого слушать порой бывает нелегко, из тех, кого слушать — целая работа. Кстати, к ансамблям формата «саксофон-контрабас-ударные» Бутчер, по собственному признанию, испытывает смесь любви и ненависти — и вдвойне ценит партнеров, которые способны внедрить что-то принципиально новое в музыку такого, казалось бы, неоригинального состава. Среди нынешних проектов саксофониста есть еще один с таким же составом, The Apophonics: в нем играют американский перкуссионист Джино Робэр и английский контрабасист Джон Эдвардс. Оба эти трио Бутчеру очень дороги. Большинство других ансамблей с участием саксофониста гораздо более причудливы по составу, например, «саксофон-гитара-синтезатор» (с Энди Муром и Томасом Леном), «саксофон-виолончель-перкуссия» (с Оккён Ли и Марком Сандерсом).



Саксофонист не чужд электроники — он нередко использует различные усилители звука саксофона, особенно в сольных выступлениях, играет с фидбэком, много сотрудничает с электронщиками. Творчество Бутчера не ограничивается импровизаторством, он ещё и сочиняет музыку для различных составов — как правило, все же предоставляя исполнителям возможность импровизировать. Не так давно он создал произведение для камерного ансамбля музыкантов оркестра London Sinfonietta, которое стало откликом на видео художника и музыканта Крисчена Марклея, воспевшего стоящие на подоконниках лондонских пабов и лежащие на мостовых пустые бокалы, последствия субботнего бурного вечера. В основе произведения Бутчера лежал фидбэк, который саксофонист получил, поместив микрофоны в бокалы, — от музыкантов же требовалось проинтерпретировать этот фидбэк с помощью своих инструментов; в качестве мелодий же Бутчер использовал английские застольные песни. Сочиняя, Бутчер нередко использует фрагменты уже сделанных аудиозаписей. Из недавних проектов, сочетающих написанную и импровизационную музыку, — дуэт с барабанщиком Марком Сандерсом «Tarab Cuts», навеянный классической арабской и суфийской музыкой.




До начала 1980-х Бутчер занимался физикой, но бросил науку, поскольку, по собственным словам, предпочел предоставленности ученого самому себе сотрудничество с партнерами и необходимости быть в согласии с реальностью — возможность создавать собственную реальность.

Некая новая собственная реальность безусловно будет создана этими тремя выдающимися музыкантами на фестивале Гёте-Института «Джаз осенью – Impro». Не пропустите!

Астрид Веге, руководитель отдела культурных программ Гёте Института в Москве:


«Импровизация» – это девиз и одновременно главная идея фестиваля «Джаз осенью», который проводит в этом году Гёте-Инститиут в Москве.
Приглашение выступить на шестом по счёту джазовом форуме получили от Гёте-Института и его партнера Кирилла Полонского выдающиеся представители немецкого и европейского фри-джаза и импровизационной музыки: их встреча с московской публикой обещает стать незабываемым путешествием в мир уникальных исполнительских техник и нетрадиционных способов звукоизвлечения.
Фестиваль откроется выступлением Konk Pack Trio. Музыку этого ансамбля, в состав которого входят Томас Лен ( аналоговый синтезатор), Тим Ходжкинсон (лэп-стил-гитара, электроника, кларнет), а также Роджер Тёрнер (ударные, перкуссия), отличает динамичность и событийная насыщенность.
Кроме того, на фестивале выступит трио Мартин Блуме / Вилберт де Йооде / Джон Бутчер. Инструментальный состав трио – саксофон, контрабас и барабаны – достаточно традиционен для фри-джаза; тем не менее, участникам ансамбля всякий раз удается заставить звучать свои инструменты по-новому.
Настоящим апофеозом фестиваля должен стать концерт легенды фри-джаза Петера Брёцмана. В честь своего 75-летия музыкант выступит в Москве в двух разных формациях: в первой части концерта – дуэтом с американкой Хизер Ли, играющей на педальной стил-гитаре, а во втором отделении – в составе трио с контрабасистом Джоном Эдвардсом и ударником Стивом Ноублом. Дебют трио состоялся в Лондоне, где и был заложен фундамент его творческого успеха, который и по сей день сопутствует музыкантам, выступающим на экспериментальной сцене.
Заключительным аккордом фестиваля станет еще один концерт, состоящий из двух отделений. Откроет его выступление японского гитариста-импровизатора Казухисы Учихаши, которому уже в прошлом году удалось покорить московскую публику. На этот раз Учихаши выступит с сольной программой; как и в прошлом году, он будет играть на гитаре и даксофоне. Во втором отделении выступит DDK Trio в составе: Аксель Дёрнер (труба), Жак Демьерр (фортепьяно) и Йонас Кохер (аккордеон), которые на каждом концерте «изобретают» свою музыку заново.
Каждое выступление в рамках фестиваля – это своего рода путешествие в новый мир, сотворение которого происходит здесь и сейчас. Мы благодарны всем музыкантам за предоставленную нам возможность стать непосредственными участниками этого события и желаем им, а также слушателям фестиваля незабываемых открытий и положительных эмоций!

 

ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

Ринет