25 ноября 2016

Peter Brötzmann – 75! Фестиваль Гёте-Института
«Джаз осенью – Impro» , концерт третий

[новый джаз, свободная импровизация]

Фото: Peter Gannushkin
  • Организатор фестиваля - Гёте-Институт в Москве
  • 1 отделение
  • Peter Brötzmann / Heather Leigh Duo
  • Петер Брёцманн (Peter Brötzmann) – саксофон, тарогато, кларнет
  • Хизер Ли (Heather Leigh) – педальная стил-гитара
  • 2 отделение
  • Peter Brötzmann UK Trio
  • Петер Брёцманн (Peter Brötzmann) – саксофон, тарогато, кларнет
  • Джон Эдвардс (John Edwards) - контрабас
  • Стив Ноубл (Steve Noble) – ударные
  • Программа фестиваля:
  • 13 октября, четверг – Konk Pack Trio (Thomas Lehn / Tim Hodgkinson / Roger Turner)
  • 6 ноября, воскресенье – Blume / Butcher/ De Joode Trio (Martin Blume / John Butcher / Wilbert de Joode)
  • 25 ноября, пятница – Peter Brötzmann – 75!
  • Peter Brötzmann / Heather Leigh Duo + Peter Brötzmann UK Trio (Peter Brötzmann / John Edwards / Steve Noble)
  • 1 декабря, четверг – Kazuhisa Uchihashi + DDK Trio (Axel Dörner / Jacques Demierre / Jonas Kocher)
 
Начало в 20.00 ВНИМАНИЕ! Количество билетов в предварительной продаже строго ограничено!

Стоимость билетов в офисе КЦ "Дом" в предварительной продаже - 1300 руб. (Количество ограничено), в день концерта - 1700 руб.
 



ВНИМАНИЕ! Количество билетов в предварительной продаже строго ограничено!

Пятьдесят оттенков молодости


Казалось бы, чего еще остаётся желать, когда ты признанный мэтр «свободного джаза», художник со своим узнаваемым стилем, своего рода тотемный персонаж, легендарный настолько, насколько это вообще возможно в наше время? Когда тебя знает весь просвещённый мир, когда за плечами пара тысяч концертов и сотни дисков, когда ты играл со Стивом Лейси и Доном Черри и при этом можешь скромно сказать, что изобрёл собственный музыкальный язык…

Петеру Брёцману – 75, и в этом возрасте и с такими регалиями он по-прежнему хочет очень многого. Например, впервые в жизни поехать с концертами в Колумбию, Китай и другие отдалённые уголки земного шара. Выпускать все новые и новые студийные записи, в том числе «гостить» на дисках музыкантов, которые моложе его на полвека. Без устали организовывать выставки собственной живописи и многодневные фестивали (на Западе их ещё принято называть «резиденциями»), собирая на одной сцене коллег-импровизаторов со всех концов Земли.



Одним из таких знаковых событий была «Джазовая осень» в Кракове год назад. Растянувшийся на пару месяцев и очень представительный по именам фестиваль посвятил Брёцману целую неделю в ноябре 2015-го, и именно там европейская новоджазовая общественность услышала дуэт Петера с уроженкой Техаса американкой Хизер Ли, играющей на педальной стил-гитаре (pedal steel guitar). Это было их второе совместное выступление, а дебют состоялся несколькими месяцами ранее в Глазго, где Ли живёт в последние годы.



С высокой долей уверенности можно утверждать, что этот издающий протяжные, затягивающие и совершенно потусторонние звуки инструмент никогда ранее не использовался в джазовой области импровизационной музыки, ну а для Хизер это и вовсе было первое в жизни выступление с титанами авангардного джаза: Джо МакФи, Уильямом Паркером, Хамидом Дрейком, Стивом Ноублом и другими. Сам маэстро Брёцман остался очень впечатлён и доволен услышанным.

Фото: Fabio Lugaro


Тогда же в Кракове Ли и Брёцман записали дуэтный альбом “Ears are filled with wonder”, который в начале этого года выпустил замечательный польский лейбл Not Two Records. По всей видимости, этот релиз стал первой в истории импровизационной музыки записью дуэта духовых (помимо любимого тенор-саксофона, на записи Брёцман играет не только на традиционных для себя кларнете и тарогато, но и на довольно редко им используемом бас-кларнете) и такой разновидности электрогитары.



Впоследствии Брёцман продолжил приглашать Ли на различные концерты – от небольших дуэтных туров по Европе и США до масштабной серии выступлений в Варшаве, посвящённых его юбилею, где они играли с Ханом Беннинком, Александром фон Шлиппенбахом, Тосинори Кондо и другими звёздными импровизаторами.

Притом, что Хизер Ли и её редкий инструмент широкой джазовой публике до недавнего времени были практически не знакомы, она обладает внушительным послужным списком в экспериментальной музыке. Много лет она играла и концертировала с великим мистификатором, скрывающимся под именем Jandek, записывалась с Тёрстоном Муром (Sonic Youth), Wolf Eyes, Крисом Корсано и многими другими, а в прошлом году выпустила свой дебютный сольный альбом “I Abused Animal”, на котором она не только «жмёт на педали», но и поёт. Хизер также является и художницей; в этой ипостаси она долгое время сотрудничала с Фондом Полин Оливерос.



Трио с Джоном Эдвардсом и Стивом Ноублом – Peter Brötzmann UK Trio – формация куда более устоявшаяся, это один из основных составов Брёцмана в последние годы. Дебют трио состоялся в январе 2010 года в одной из главных мировых «цитаделей» авангардной и экспериментальной музыки – легендарном лондонском Café Oto.

Фото: Борис Люлинский


Эдвардс и Ноубл – лучшая и самая востребованная ритм-секция британского авангардного джаза, а также, безусловно, одна из самых выдающихся в мире. Эти потрясающие, невероятно техничные мастера выпускали замечательные пластинки с Эваном Паркером, Лолом Коксхиллом, Полом Роджерсом, Аланом Уилкинсоном, Дереком Бейли, Софи Аньель, Икуэ Мори и многими другими.



Пару лет назад UK Trio «научилось» превращаться в квартет, когда с ними стал играть уже знакомый московской публике колоритнейший американский вибрафонист Джейсон Адашевич, – как и Хизер Ли, ещё один относительно молодой музыкант (в отличие от Ли – абсолютно джазовый человек), сумевший вызвать живой интерес Брёцмана и выпустивший с ним три совместных диска. По признанию Брёцмана, UK Trio c Адашевичем и без него стали одними из любимых составов Петера за всю его необъятную творческую карьеру, и похоже, что и дуэт с Хизер Ли займёт в ней не последнее место.



В таких вещах и заключается одна из главных ценностей, которые даёт нам Брёцман: пусть уже никому и никогда не суждено услышать его легендарные группы прошлого – скажем, квартет Last Exit с ныне покойными великим гитаристом Сонни Шэрроком и «вуду-барабанщиком» Рональдом Шэнноном Джексоном, – но Петер вновь выделывает очередной, только ему доступный трюк и собирает состав, сопоставимый по уровню с тем, что, казалось, существовало в каком-то другом микрокосмосе. Во многом так оно и было, но правда заключается в том, что каким-то невероятным образом Брёцману удаётся не просто находить новых людей, но и раскрывать их способности так, как может только он один.



Таков он, великий и ужасный, загадочный и в то же время такой знакомый и родной Петер Брёцман – человек, нашедший всё, но всё еще не прекращающий поиски.

В этом году фестиваль Гёте-Института «Джаз осенью: Impro», приглашая Петера отметить свой юбилей концертом в Москве, дал ему карт-бланш в выборе состава – и выбор этот пал именно на Хизер, Джона и Стива: маэстро приготовил для нас незабываемый вечер, приглашения разосланы!

Астрид Веге, руководитель отдела культурных программ Гёте Института в Москве:


«Импровизация» – это девиз и одновременно главная идея фестиваля «Джаз осенью», который проводит в этом году Гёте-Инститиут в Москве.
Приглашение выступить на шестом по счёту джазовом форуме получили от Гёте-Института и его партнера Кирилла Полонского выдающиеся представители немецкого и европейского фри-джаза и импровизационной музыки: их встреча с московской публикой обещает стать незабываемым путешествием в мир уникальных исполнительских техник и нетрадиционных способов звукоизвлечения.
Фестиваль откроется выступлением Konk Pack Trio. Музыку этого ансамбля, в состав которого входят Томас Лен ( аналоговый синтезатор), Тим Ходжкинсон (лэп-стил-гитара, электроника, кларнет), а также Роджер Тёрнер (ударные, перкуссия), отличает динамичность и событийная насыщенность.
Кроме того, на фестивале выступит трио Мартин Блуме / Вилберт де Йооде / Джон Бутчер. Инструментальный состав трио – саксофон, контрабас и барабаны – достаточно традиционен для фри-джаза; тем не менее, участникам ансамбля всякий раз удается заставить звучать свои инструменты по-новому.
Настоящим апофеозом фестиваля должен стать концерт легенды фри-джаза Петера Брёцмана. В честь своего 75-летия музыкант выступит в Москве в двух разных формациях: в первой части концерта – дуэтом с американкой Хизер Ли, играющей на педальной стил-гитаре, а во втором отделении – в составе трио с контрабасистом Джоном Эдвардсом и ударником Стивом Ноублом. Дебют трио состоялся в Лондоне, где и был заложен фундамент его творческого успеха, который и по сей день сопутствует музыкантам, выступающим на экспериментальной сцене.
Заключительным аккордом фестиваля станет еще один концерт, состоящий из двух отделений. Откроет его выступление японского гитариста-импровизатора Казухисы Учихаши, которому уже в прошлом году удалось покорить московскую публику. На этот раз Учихаши выступит с сольной программой; как и в прошлом году, он будет играть на гитаре и даксофоне. Во втором отделении выступит DDK Trio в составе: Аксель Дёрнер (труба), Жак Демьерр (фортепьяно) и Йонас Кохер (аккордеон), которые на каждом концерте «изобретают» свою музыку заново.
Каждое выступление в рамках фестиваля – это своего рода путешествие в новый мир, сотворение которого происходит здесь и сейчас. Мы благодарны всем музыкантам за предоставленную нам возможность стать непосредственными участниками этого события и желаем им, а также слушателям фестиваля незабываемых открытий и положительных эмоций!

 

ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

LiniaGrafic!

Ринет

Москва Медиа