1 декабря 2016

Kazuhisa Uchihashi + DDK Trio: Фестиваль Гёте-Института
«Джаз осенью – Impro», концерт четвёртый

[свободная импровизация]

  • Организатор фестиваля - Гёте-Институт в Москве
  • Концерт DDK Trio проходит при поддержке Швейцарского Совета по культуре «Про Гельвеция» в рамках программы “Swiss Made In Russia”
  • 1 отделение
  • Казухиса Учихаши (Kazuhisa Uchihashi) – гитара, даксофон
  • 2 отделение
  • DDK Trio
  • Аксель Дёрнер (Axel Dörner) – труба
  • Жак Демьерр (Jacques Demierre) – фортепиано
  • Йонас Кохер (Jonas Kocher) – аккордеон
  • Программа фестиваля:
  • 13 октября, четверг – Konk Pack Trio (Thomas Lehn / Tim Hodgkinson / Roger Turner)
  • 6 ноября, воскресенье – Blume / Butcher/ De Joode Trio (Martin Blume / John Butcher / Wilbert de Joode)
  • 25 ноября, пятница – Peter Brötzmann – 75!
  • Peter Brötzmann / Heather Leigh Duo + Peter Brötzmann UK Trio (Peter Brötzmann / John Edwards / Steve Noble)
  • 1 декабря, четверг – Kazuhisa Uchihashi + DDK Trio (Axel Dörner / Jacques Demierre / Jonas Kocher)
 
Начало в 20.00 Стоимость билетов в офисе КЦ "Дом" в предварительной продаже - 1000 руб. (Количество ограничено), в день концерта - 1300 руб. Стоимость электронных билетов 1250 рублей, они доступны к покупке до полуночи даты мероприятия по московскому времени.
Купить билет
Стоимость абонемента на все концерты фестиваля – 3500 рублей. Количество абонементов ограничено.
 



1 отделение – Казухиса Учихаши

Серьёзные игры

Фото - Кирилл Полонский

Пожалуй, самым значительным и запомнившимся событием прошлогоднего фестиваля «Джаз осенью» стало музыкальное действо, которое устроили легенда европейской авангардной и экспериментальной музыки, немецкий саксофонист и композитор Альфред 23 Харт и японский гитарист Казухиса Учихаши. На этот раз Учихаши выступит в «Доме» с сольной программой.

На гитаре музыкант играет с раннего отрочества, однако первые десять с лишним лет творческой жизни были отданы преимущественно поп-музыке, рок-н-роллу и — с некоторого момента — джазу. Переломным для Учихаши стал 1983 год, когда гитарист открыл для себя мир свободной импровизации. Он стал исследовать различные приспособления для расширения возможностей электрогитары, изучать звук и шум.



Помимо гитары, Учихаши владеет инструментом под названием даксофон, изобретенным немецким гитаристом и инструментальным мастером Хансом Райхелем. В основе даксофона — деревянное лезвие, по которому следует водить смычком, прижимая к корпусу небольшой овальный объект — дакс — с ладами. Даксофон издает самые удивительные звуки, часто похожие на издаваемые человеческим голосом, только не поющим: от воя до шепота, от гула до писка. Разных лезвий у музыканта целое множество. Даксофон, как и гитару, Учихаши присоединяет к различным приспособлениям, в частности, закольцовывает партию инструмента в реальном времени, после чего играет поверх нее новую, по ходу дела меняя лезвия.



В 1990 году Учихаши основал группу Altered States. Поначалу это был джазовый ансамбль, но затем в звучании группы появились элементы рока и свободной импровизации. В таком ключе музыканты время от времени исполняли и джазовые стандарты.



С 1994 по 1997 год гитарист был участником группы Ground Zero, созданной известным японским экспериментатором Отомо Йошихиде. Этот ансамбль в качестве исходного материала для своих радикальных импровизаций избирал не только джазовые стандарты, препарируя их самым неожиданным образом, но и фрагменты китайской революционной оперы, обработанные Альфредом Хартом и Хайнером Геббельсом, или корейскую народную мелодию. Среди партнеров Учихаши, бывших и настоящих — многие выдающиеся импровизаторы, в том числе Петер Брётцманн, Фред Фрит, Том Кора, Юджин Чедборн, Шелли Хёрш, а также корейская исполнительница на корейском многострунном щипковом инструменте под названием каягым Пак Сунн А.



Учихаши сочиняет музыку для кино, театра и современного танца, а кроме того, является музыкальным директором театральной компании «Ишинха» (название переводится как «революционеры» или «реформаторы»), в постановках которой сам текст, произносимый персонажами, нередко имеет сходство с музыкальными партиями. Музыкант является также пропагандистом импровизационной музыки в Японии и мире. В различных городах Японии и Европы он проводит семинары по импровизации в рамках проекта New Music Action. Некоторое время он организовывал в родном городе Осака фестиваль Beyond Innocence, кроме того, выпускает диски импровизационной музыки на собственных лейблах.

2 отделение - DDK Trio

Поиски себя в разреженном пространстве


Если спросить музыканта, занимающегося свободной импровизацией, что для него важнее при выборе партнеров — личность исполнителя или инструмент, на котором он играет, — собеседник скорее всего даст первый вариант ответа. Однако затем с большой вероятностью скажет что-нибудь вроде «но и инструмент тоже важен». Очевидно, что в музыке, где каждый звук может стать событием, а исполнители постоянно ищут новые способы звукоизвлечения, нетрадиционный инструментальный состав дает сразу множество новых возможностей. Таков и довольно молодой проект под названием DDK Trio немца Акселя Дёрнера и швейцарцев Жака Демьерра и Йонаса Кохера.



Участникам ансамбля с нетрадиционным инструментальным составом, возможно, проще, чем их коллегам, ответить на вопрос, в чем специфика их проекта. Трубач Аксель Дёрнер описывает суть трио с помощью такой простой схемы: фортепиано — клавишный инструмент (преимущественно, хотя Жак Демьерр активно пользуется струнами рояля как самостоятельным источником звука), труба — духовой инструмент, аккордеон — одновременно и духовой, и клавишный (точности ради скажем, что Йонас Кохер играет на кнопочном аккордеоне, но сути это не меняет).

Музыка DDK Trio строится на постоянном поиске звука, вылепливании и немедленном разрушении созвучий. Нельзя сказать, чтобы музыканты сознательно избегали, условно говоря, общепринятых звуков — напротив, труба Дёрнера нередко звучит как труба, а рояль Демьерра — как рояль. Но конвенциональные звуки рождаются среди неконвенциональных, и то, что можно записать нотами, является в музыке трио событием такого же рода, что и, например, качание мехов аккордеона или рычание Дёрнера в трубу.



Карьера выдающегося берлинского трубача Акселя Дёрнера началась в 1990-х годах. Помимо свободной импровизации, он иногда участвует в ансамблях, играющих бибоп, сочиняет произведения для различных составов (чаще всего с участием трубы); однако основным его направлением стала именно свободная импровизация. Некоторые ансамбли, в которых работает Дёрнер, существуют уже много лет – например, квартет Die Enttäuschung, проект Александра фон Шлиппенбаха Monk's Casino, посвященный наследию Телониуса Монка, духовое трио The Contest of Pleasures с Джоном Бутчером и Ксавье Шарлем, трио Toot с Томасом Леном и Филом Минтоном. Немало у Дёрнера и дуэтов, как это часто бывает у музыкантов, занимающихся свободной импровизацией, — с ударниками, струнниками, духовиками, в том числе трубачами. Не обошлось и без работы в больших оркестрах, каковых было и есть немало на европейской импровизационной сцене: это и Globe Unity Orchestra и Berlin Contemporary Jazz Orchestra фон Шлиппенбаха, и The London Jazz Composers Orchestra, и New Jazz Orchestra японского гитариста Отомо Йосихидэ. Помимо всего вышеперечисленного, важное место в творчестве Дёрнера занимает игра на трубе с использованием компьютерной обработки звука.



Старший в трио, Жак Демьерр, известен и как пианист, и как композитор. Первые его произведения, в том числе для джазового биг-бэнда, относятся к середине 1980-х годов. Среди его работ, которых насчитывается более ста, — сочинения для фортепиано соло и тридцати фортепиано, для скрипки и гитары, для флейты и кларнета, для фисгармонии, для ансамбля акустических инструментов и электроники. Важнейшее место в его творчестве занимают произведения для голоса, причем прежде всего — для декламации. Среди его партнеров по импровизации — ведущие европейские музыканты, некоторые из них выступают в других проектах в рамках нынешнего фестиваля – в том числе виолончелистка Оккён Ли, контрабасисты Барри Гай и Барр Филлипс, певица Сайнхо Намчылак. В отдельных проектах Демьерр играет на спинете — разновидности клавесина.




Сценическая деятельность самого молодого участника трио, аккордеониста Йонаса Кохера, началась в 2000-х годах. Кохер работает преимущественно на стыке различных видов искусства, его интересует соединение музыки — как сочиненной заранее, так и импровизированной — с авангардным театром и художественными инсталляциями. Для осуществления мероприятий, где возможно было все это сочетать, Кохер организовал ассоциацию BRUIT (от французского слова со значением «шум»). Но и чисто звуковые, то есть музыкальные выступления в рамках этой ассоциации тоже случаются — в частности, концерты трио с Демьерром и Дёрнером.



Впрочем, можно сказать, что в игре DDK Trio театр тоже присутствует: звуки и паузы здесь можно воспринимать как сценические события. Концерт-спектакль этих трех разносторонних мастеров станет достойным завершением фестиваля.

Астрид Веге, руководитель отдела культурных программ Гёте Института в Москве:


«Импровизация» – это девиз и одновременно главная идея фестиваля «Джаз осенью», который проводит в этом году Гёте-Инститиут в Москве.
Приглашение выступить на шестом по счёту джазовом форуме получили от Гёте-Института и его партнера Кирилла Полонского выдающиеся представители немецкого и европейского фри-джаза и импровизационной музыки: их встреча с московской публикой обещает стать незабываемым путешествием в мир уникальных исполнительских техник и нетрадиционных способов звукоизвлечения.
Фестиваль откроется выступлением Konk Pack Trio. Музыку этого ансамбля, в состав которого входят Томас Лен ( аналоговый синтезатор), Тим Ходжкинсон (лэп-стил-гитара, электроника, кларнет), а также Роджер Тёрнер (ударные, перкуссия), отличает динамичность и событийная насыщенность.
Кроме того, на фестивале выступит трио Мартин Блуме / Вилберт де Йооде / Джон Бутчер. Инструментальный состав трио – саксофон, контрабас и барабаны – достаточно традиционен для фри-джаза; тем не менее, участникам ансамбля всякий раз удается заставить звучать свои инструменты по-новому.
Настоящим апофеозом фестиваля должен стать концерт легенды фри-джаза Петера Брёцмана. В честь своего 75-летия музыкант выступит в Москве в двух разных формациях: в первой части концерта – дуэтом с американкой Хизер Ли, играющей на педальной стил-гитаре, а во втором отделении – в составе трио с контрабасистом Джоном Эдвардсом и ударником Стивом Ноублом. Дебют трио состоялся в Лондоне, где и был заложен фундамент его творческого успеха, который и по сей день сопутствует музыкантам, выступающим на экспериментальной сцене.
Заключительным аккордом фестиваля станет еще один концерт, состоящий из двух отделений. Откроет его выступление японского гитариста-импровизатора Казухисы Учихаши, которому уже в прошлом году удалось покорить московскую публику. На этот раз Учихаши выступит с сольной программой; как и в прошлом году, он будет играть на гитаре и даксофоне. Во втором отделении выступит DDK Trio в составе: Аксель Дёрнер (труба), Жак Демьерр (фортепьяно) и Йонас Кохер (аккордеон), которые на каждом концерте «изобретают» свою музыку заново.
Каждое выступление в рамках фестиваля – это своего рода путешествие в новый мир, сотворение которого происходит здесь и сейчас. Мы благодарны всем музыкантам за предоставленную нам возможность стать непосредственными участниками этого события и желаем им, а также слушателям фестиваля незабываемых открытий и положительных эмоций!

 

ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

Ринет