24 февраля 2017

Фестиваль Работ Владимира Мартынова №16
«Те же и Ксенакис»

[новая академическая музыка]

  • Татьяна Гринденко и Ансамбль «Opus Posth»
  • Солисты:
  • Татьяна Гринденко - скрипка
  • Елисей Дрегалин - ударные |
  • Михаил Дубов - фортепиано
  • Состав Ансамбля «Opus Posth»:
  • Анастасия Чайкина - скрипка
  • Анна Зейналова - скрипка
  • Александр Иваненко - скрипка
  • Егор Иваненко - скрипка
  • Владимир Метелёв - альт
  • Игорь Солохин - контрабас
  • Елена Полуянченко - скрипка
  • Сергей Гутман - виолончель
  • Ирина Сопова - альт
  • Валерий Мастеров - виолончель
 
Начало в 20.00 Стоимость билетов в офисе КЦ "Дом" в предварительной продаже - 500 руб., в день концерта - 700 руб. Стоимость электронных билетов 625 рублей, они доступны к покупке до полуночи даты мероприятия по московскому времени.
Купить билет
 

Владимир Мартынов:
«В этом году Ксенакису могло бы исполниться 95 лет, и, мне кажется, настал подходящий момент для того, чтобы еще раз вспомнить этого удивительного человека, в ком дух авангарда 50-60-х годов заявил о себе с какой-то неправдоподобной силой. В его вещах архаическая мощь совершенно поразительным образом сочетается с самыми смелыми авангардистскими прозрениями, а пифагорейское учение с жестким звучанием современности. Может быть я не скромен, но я считаю его одним из своих Учителей, и поэтому, нарушая традиции своих фестивалей, на которых исполняется музыка только живущих ныне композиторов, решаюсь посвятить ему этот фестиваль. Мне очень хочется, чтобы все, что прозвучит в этот раз, было воспринято как венок, который все участники преподносят Янису Ксенакису в знак своей любви и преклонения.»

Янис Ксенакис (1922 - 2001)


Французский композитор и архитектор греческого происхождения. Один из лидеров современной Новой музыки и концептуализма в архитектуре, создатель стохастической музыки.

Родился в обеспеченной греческой семье. Отец его, Клэapхос Ксенакис, был выходцем с острова Эвбея. Работал представителем английской экспортной компании; был большим любителем оперы. Мать Яниса, Фотини Павлу, родилась на острове Лемнос, была прекрасной пианисткой.

В 1932 семья переехала в Грецию (о-в Спеце, до 1938). Там Ксенакис стал брать первые уроки музыки — гармонии и игры на фортепиано. В 1940 поступил в политехнический университет в Афинах, где получил инженерное образование; закончил университет в 1946. В то же время не прекращал заниматься музыкой, изучал музыкальную композицию и контрапункт.

В годы второй мировой войны воевал в партизанском отряде ЭЛАС с фашистами, а потом — в Декабрьских боях 1944 года с «освободителями» англичанами. При попадании снаряда в дом, где он укрывался, получил тяжелейшее ранение, и в результате контузии потерял глаз. Был мобилизован в регулярную греческую армию, но скрылся, спрятавшись на корабле, который отправлялся во Францию. Был объявлен государственным преступником и приговорён к смертной казни. Ему удалось бежать, сначала в Италию, затем во Францию (1948). Его брат и отец были брошены в тюрьму.

По приезде во Францию поступил на работу в мастерскую известного французского архитектора, представителя авангарда, Ле Корбюзье в Париже. Участвовал в разработке многих его проектов, как например, Жилая Единица в Марселе (1949), здание Парламента в городе Чандигарх, Индия (1951), монастырь Ла Туретт (1953) и другие.

В 1956 году Ле Корбюзье получил заказ на проектирование павильона Филипс (от известного голландского концерна) для всемирной выставки ЭКСПО-58 в Брюсселе. Разработку этого проекта, который был назван «Электронная поэма», Корбюзье доверил Ксенакису. Моделирование сложных и весьма необычных форм павильона производилось математическим методом построения поверхностей 2-го и 3-го порядка (гиперболоид вращения). Его основная конструкция, вантовая в основе, с туго натянутыми металлическими растяжками, напоминает архаический струнный музыкальный инструмент, что-то вроде арфы. Исполнявшаяся внутри павильона аудиовизуальная программа под названием «Электронная поэма», — плод коллективного творчества. Аудиоряд «поэмы» был создан и записан Ксенакисом и Варезом. Зрители входили и размещались в павильоне под звуки трёхминутной электронной композиции Ксенакиса «Concret PH», затем исполнялась собственно восьмиминутная «Электронная поэма» с аудиорядом Вареза. Автором архитектуры павильона Филипс долгое время считался Ле Корбюзье, поскольку проект павильона создавался в рамках его мастерской, да и сама концепция «Электронной поэмы» также вырабатывалась под его началом. Конструкция павильона Филипс, созданная Ксенакисом, новаторская и, по сути, не имеющая прецедентов, предвосхитила появление целого направления в строительстве павильонов (например, вантовые перекрытия Олимпийского комплекса в Токио, арх. Кэндзо Тангэ). Корбюзье и Ксенакиса, этих двух разных и по возрасту и по основным увлечениям людей, сближал не только общий интерес к математике (Корбюзье как раз в это время создал свой знаменитый «Модулор», математический ряд пропорций). И тому, и другому были свойственны стремление к новаторскому поиску, пытливый склад ума, свой собственный, незаёмный взгляд на вещи. В мастерской Корбюзье Янис Ксенакис проработал в общей сложности двенадцать лет — с 1948 по 1960.

В Париже Ксенакис возобновил свои музыкальные занятия, брал уроки у композиторов A. Онеггера и Д. Мийо (1948—1950), изучал композицию в Парижской консерватории у О. Мессиана (1950—1953). В ранних своих произведениях он сочетает традиционные формы с современными тенденциями, вплетая нередко национальные греческие мотивы. В это время им написаны «Весенняя Симфония» (1949—1950), «Zygia» (для скрипки и виолончели, (1951), «Zygia kathisto» (фортепьяно в 4 руки, 1952), «Трио» (1952), «Anastenaria» и «Шествие к ясным водам» (1953), «Голубь мира» (август 1953).

Известность Ксенакису принесла его написанная для оркестра пьеса «Metastasis» (Перемещение, 1954), премьера которой состоялась в октябре 1955 на фестивале современной музыки в городе Донауэшинген (Германия), а также его статьи, в которых он критиковал доктрину пуантилистического сериализма, популярную тогда среди авангардистов музыкальную теорию. Пьеса была отвергнута не только консерваторами, но и такими известными представителями современной Новой музыки, как Штокхаузен и Булез. Статьи Ксенакиса, направленные против пуантилистического сериализма, были изданы его пылким поклонником, дирижёром Германом Шерхеном (Hermann Scherchen), и вызвали негативное отношение к Ксенакису всего музыкального авангарда. Впоследствии Шерхен впервые исполнил несколько композиций Ксенакиса: «Pithoprakta» (Действие вероятностей, для оркестра, 1955—1956), «Achorripsis» (Брошенное эхо, для 21 инструмента, 1956—1957), «Polla ta dhina» (Множество чудес в мире, для оркестра и детского хора, 1962), «Terretektorh» (конструирование через действие, для оркестра, 1966).

В начале 1960-х годов Ксенакис начал использовать, наряду с обычными музыкальными инструментами, звучания, сгенерированные с помощью ЭВМ, компьютерной техники тех времён, и специальных программ на языке Fortran.

Выработал свою собственную систему композиции, которая строится на математических принципах, использует необычные звучания, созданные электроникой. Ему принадлежит приоритет во введении в технику музыкальной композиции методов точных наук — теории вероятности, в частности.

Всемирную известность Ксенакису принесли его балеты «Kraanerg», «Antikhthon», а также произведения для оркестра «Jonchaies», «Empreintes». Он выступил инициатором светомузыкальных представлений (политопов) — концертов для симфонического оркестра, хора и электронных звуков, исполнявшихся в ночное время под открытым небом, обычно в романтическом окружении древней архитектуры, в сопровождении специальных световых эффектов (им же самим и спрограммированных).

В 1983 году был принят в члены французской Академии изящных искусств.Музыкальное творчество Ксенакиса отличается изощрённой сложностью, — и в отношении письма, и в отношении исполнения. Тем не менее, и сегодня Янис Ксенакис — исполняемый композитор, признанный классик музыкального авангарда, один из создателей самобытной ветви модернизма в музыке/

Татьяна Гринденко


Является исключительным явлением современной русской скрипичной школы.
Начала заниматься музыкой с 6 лет в г. Харькове, затем в Санкт-Петербурге и в Центральной музыкальной школе в Москве. В 8 лет сыграла свой первый концерт И.С.Баха с симфоническим оркестром. Закончила Московскую государственную Консерваторию им. П.И.Чайковского.

Татьяна Гринденко добилась выдающихся результатов в Международных конкурсах:

Первая Премия и Золотая Медаль Всемирного Конкурса молодых исполнителей в Софии ( 1968 г.),
Лауреат IV Международного конкурса имени П.И.Чайковского в Москве ( 1970 г.),
Первая Премия Международного Конкурса имени Г.Венявского в Польше (1972 г.).
С этого времени Татьяна Гринденко ведет активную концертную деятельность, играет с ведущими советскими и европейскими оркестрами. Но круг ее музыкальных интересов не ограничивается только академической музыкой.
С 1976 г. Татьяна Гринденко вошла в состав рок-группы "Бумеранг", созданный на базе Экспериментальной студии электронной музыки, а затем в рок-группу "Форпост". Участвовала в различных авангардных акциях и фестивалях.Эта деятельность в условиях советского государства воспринималась как инакомыслие и с 1978 по 1988 г.г. артистическая карьера Татьяны Гринденко "погружается в молчание": ей были запрещены гастрольные поездки, записи на радио и пластинки.
Несмотря на это она создает в 1982 г. первый в России ансамбль "Академия старинной музыки", использующий аутентичную манеру исполнения старинной музыки на оригинальных инструментах. Ансамбль в короткое время получил широкую известность и признание в Советском Союзе.

С 1989 г. Татьяна Гринденко с Академией старинной музыки постоянно приглашается и играет с огромным успехом на международных фестивалях старинной музыки в Бостоне, Глазго, Потсдаме, Стокгольме, Утрехте, Шлезвиг-Гольдштейне, Штириарте, Бремене, Нойшвайштайне, Локкенхаусе, Кортрике, Райнгау, Вене и других.
Особый интерес представляет многолетнее творческое сотрудничество Татьяны Гринденко с Гидоном Кремером. Им посвящены "Concerto grosso" N 1 Альфреда Шнитке, "Tabula Rasa" Арво Пярта, последняя композиция Луиджи Ноно "Нау que caminar" sonando. Многие известные композиторы посвящают Татьяне свои работы: В.Артемов, А.Бакши, П.Карманов, В.Мартынов, А.Пярт, В.Сильвестров, И.Соколов, А.Шнитке.

Сегодня Татьяна Гринденко ведет активную концертную деятельность как солистка, работает с такими симфоническими оркестрами как Венский Филармонический оркестр, Оркестр Берлинской Филармонии, "Гевандхаус"(Лейпциг), Дрезденская Штаатскапелла, с Симфоническими оркестрами Бруклина, Лос-Анджелеса, Французского Радио, RAT Милана, Турина, Рима, оркестрами Московской и Санкт-Петербургской Филармоний и другими. Ее партнеры по сцене - К.Кондрашин, К.Мазур, Г.Рождественский, Ю.Темирканов, В.Федосеев, В.Ашкенази, Ф.Брюгген, Х.Холлигер, М.Рострапович, В.Афанасьев, Ю.Башмет, Г.Кремер, А.Любимов, А.Менезес, Б.Пергаменщиков, А.Штайер и другие.
В 1997 г. Т.Гринденко с Академией старинной музыки осуществила премьеру оперы Владимира Мартынова "Упражнения и танцы Гвидо" на фестивале "САКРО-АРТ" в г.Локкум в Германии.
В 1998 г. ею осуществлена музыкальная премьера оперы Б.Галуппи "Il Re-Pastore" в оперном театре г.Удине в Италии.
В 1999 г. она музыкальный руководитель постановки спектакля "Моцарт и Сальери" (музыка - В.Мартынова, режиссер - А.Васильев) в Московском театре "Школа драматического искусства".
В 1999г. Татьяна Гринденко основала ансамбль "ОПУС-ПОСТ." cпециально для осуществления проекта "Новое сакральное пространство", в основу которого положена концепция композитора Владимира Мартынова. Суть концепции - это осознание необратимости процесса крушения фундаментальных принципов, служащих базисом композиторской музыки и рождение нового пространства музицирования.
Ансамбль "OPUS-POSTH." - явление абсолютно уникальное в современной российской культуре. Совместно с ведущими художниками видео-арта, поэтами, Ансамблем осуществлены мультимедийные проекты "Бах-2000", "Ночь в Галиции", "Времена года", "Русско-немецкий Реквием", "Игры Ангелов и людей", "Песня песней".

10 июня 2003 года по Указу Президента Российской Федерации Татьяна Гринденко стала лауреатом Государственной Премии в области литературы и искусства 2002 года за исполнение сочинений "Апокалипсис", "Плач пророка Иеремии", "Магнификат", "Реквием", "Ночь в Галиции", "Упражнения и танцы Гвидо", "Игры человеков и ангелов", "Песнь песней".

В репертуар Ансамбля входят произведения В.Мартынова, А.Пярта, Ф.Гласса, Я.Ксенакиса, А.Кнайфеля, Г.Канчели, С.Гербера, П.Дрешера, Д.Адамса и других.

Ансамблем "ОПУС-ПОСТ" были выпущены СD: "Ночь в Галиции" (В.Мартынов), "Come in" (В.Мартынов), "Семь слов Спасителя на Кресте" (Й.Гайдн) на фирме ССn'С RECORDS. Записи Татьяны Гринденко выходили на студиях Мелодия, Eurodisk, Ondine, Deutsche Grammophon, Erdenklang Musikverlag & CCn'C RECORDS, RCA, ECM, Wergo.

Лауреат Государственной Премии Российской Федерации, Лауреат престижнейших Международных конкурсов, в том числе, имени П. И. Чайковского, имени Г. Венявского, Всемирного конкурса молодых исполнителей и других. Является создателем и руководителем музыкальных ансамблей: Академия старинной музыки (с 1982) и «ОPUS-РОSТН.»(с 1999).

Татьяне посвятили свои произведения композиторы: Альфред Шнитке, Луиджи Ноно, Арво Пярт, Владимир Мартынов, Павел Карманов, Вячеслав Артемов, Александр Бакши, Василий Сильвестров, Иван Соколов.

Являясь солисткой Московской Государственной Филармонии, работает с ведущими отечественными и европейскими симфоническими оркестрами, такими как Венский Филармонический оркестр, Оркестр Берлинской Филармонии, Тевандхаус"(Лейпциг), Дрезденская Штаатскапелла, с Симфоническими оркестрами Лос-Анджелеса, Французского Радио, КАТ Милана, Рима, оркестрами Московской и Санкт-Петербургской Филармоний и другими.

В разное время ее партнерами по сцене были К. Кондрашин, К. Мазур, Г. Рождественский, Ю. Темирканов, В. Федосеев, В. Ашкенази, М. Рострапович, В. Афанасьев, Ю. Башмет, Г. Кремер, А. Любимов, Б. Пергаменщиков, А. Штайер и другие.
Ансамбль Татьяны Гринденко «ОРUS-РОSТН.» — явление абсолютно уникальное в современной российской культуре. Совместно с ведущими художниками видео-арта, поэтами, осуществлены мультимедийные проекты: «Ночь в Галиции», «Времена года», «Русско-немецкий Реквием», «Игры Ангелов и людей», «Песнь песней», «Бах-2000». А также совместный проект с рок-группой Аукцион «Зимы не будет» и патриархом российского нойза Николаем Судником «Песни Обреченных», спектакль с Юрием Любимовым «Идите, и остановите прогресс», с Анатолием Васильевым «Моцарт и Сальери», с Ильей Эпельбаумом «Орфей» и др.

Ансамбль OPUS POSTH


"OPUS POSTH" – название российской музыкальной группы, а также определение культурной ситуации, в которой эти музыканты находятся. Группа была основана Татьяной Гринденко и Владимиром Мартыновым и состоит из членов "Московской академии старинной музыки" (основанной Татьяной Гринденко в 1982 году). OPUS POSTH исполнял "Magnificat", "Stabat Mater", "Canticum Fratres Solis", "Exercises and Dances of Guido", "Requiem", "Ночь в Галиции" Мартынова, а также "Fratres", "Tabula Rasa" Арво Пярта и "Утреннюю молитву" и "Вечернюю молитву" Гии Канчели.

OPUS POSTH – производное от "OPUS POSTHUMUM" – обозначения музыкального произведения, опубликованного после смерти композитора. Идея лежащая в основе OPUS POSTH гласит, что музыка может прекрасно обходиться без композиторов. Вся старая музыка и музыка большинства мировых культур является не-композиторской музыкой. Композитор важен только в европейской классической музыке. Согласно Владимиру Мартынову и Татьяне Гринденко композиторы на самом деле искажают и насилуют природу музыки, навязывая ей свои структурные решения.

В "посткомпозиторскую эпоху" композитор, исполнитель и публика участники коммуникативного обмена со Вселенной и космическим бытием. Музыкальный опыт сродни ритуалу внутри "культурных канонов". Именно по этой причине лица исполнителей закрыты масками. Лицезрение их лиц отвлекло бы исполнителей и публику от "потока контекста" и таким образом разрушило бы саму основу исполнения. Музыка OPUS POSTH призвана продемонстрировать, как могут быть сломаны общепринятые рамки и нормы традиционного концерта.

Михаил Дубов - фортепиано


Родился в г. Москве. Окончил Детскую музыкальную школу № 5 им. К. Н. Игумнова, Академическое музыкальное училище при Московской консерватории, Московскую консерваторию по классу фортепиано В. В. Горностаевой (1994), по классу органа А. А. Паршина (1994) и по специальности теория музыки (1996); аспирантуру в классе фортепиано В. В. Горностаевой (1996).
Педагогическая деятельность:
С 1997 г. преподает в Московской консерватории на кафедре современной музыки (класс ансамбля и курс «музыка XX века и новые композиторские и исполнительские техники», с 2004 г. – доцент), с 2000 г. также на факультете исторического и современного исполнительского искусства (класс фортепиано и камерного ансамбля).

С 2000 г. преподает также в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Ипполитова-Иванова, где был одним из инициаторов создания и первым руководителем кафедры современного исполнительского искусства.
Учебные курсы, мастер-классы:
Выступал с докладами, лекциями и мастер-классами в Германии, Греции и городах России: Екатеринбурге, Перми и др.
Член московского Союза композиторов (2007).
Лауреат премии Seiler (2000).
Награжден почетным знаком «За достижения в культуре» (2002).
Получил грант Правительства Франции для работы в архиве Я. Ксенакиса в Национальной библиотеке в Париже (2007).

Елисей Дрегалин


Родился в Москве в 1992 году. Окончил музыкальную школу по классу скрипки. В 15 лет начал заниматься ударными инструментами в классе профессора М.И.Пекарского в МССМШ им. Гнесиных, которую окончил в 2011 году. Далее продолжил обучение у Марка Пекарского в МГК им.Чайковского на факультете исторического и современного исполнительского искусства (2011-2016). В настоящее время является ассистентом-стажером первого года обучения факультета "Оркестр современной музыки" МГК им. Чайковского под руководством профессора В.Г. Тарнопольского. Ведет активную педагогическую и концертную деятельность. Солист ансамбля ударных инструментов Марка Пекарского, в составе которого сотрудничал с такими музыкантами, как Алексей Любимов, Александр Гиндин, Геннадий Дмитряк, Фридрих Липс, Филипп Чижевский, Владимир Минин.

ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

Ринет