1 апреля 2017

Fred Frith / Lotte Anker Duo (США – Дания)

[свободная импровизация]

  • Фред Фрит – электрогитара (США)
  • Лотте Анкер – саксофоны (Дания)
 
Начало в 20.00 Стоимость билетов в офисе КЦ "Дом" в предварительной продаже - 1300 руб., в день концерта - 1700 руб. Стоимость электронных билетов 1625 рублей, они доступны к покупке до полуночи даты мероприятия по московскому времени.
Купить билет
 

Сейчас и больше никогда

Фото - Peter Gannushkin (downtownmusic.net)

Культурный центр «Дом» с гордостью анонсирует третий в истории и крайне долгожданный визит в Россию американского гитариста и композитора Фреда Фрита, который состоится после более чем десятилетнего перерыва. На сей раз Фрит выступит в Москве с выдающейся датской саксофонисткой Лотте Анкер, в дуэте с которой работает уже давно. Этот дуэт прославлен на главных международных фестивалях импровизационной музыки.



Имя Фрита должно быть знакомо каждому, кто хотя бы когда-то интересовался авангардным роком или импровизационной музыкой. В этих мирах и на их пересечении можно встретить поистине массу разносторонних личностей, но даже на их фоне Фрит поражает обширностью своих интересов. Он — один из основателей легендарной британской группы Henry Cow — значительнейшего явления в истории авангардного рока, коллектива, инициировавшего возникновение движения Rock in Opposition. Он — бессменный бас-гитарист в постмодернистской группе Naked City, основанной гуру нью-йоркского Downtown Джоном Зорном. Он — организатор и участник множества ансамблей импровизационной музыки, часто выступающий и сольно, — и при этом автор произведений для балетных трупп и кино, а также для некоторых выдающихся академических исполнителей. Услугами Фрита пользовались, среди прочих, Брайан Ино, фолковый гитарист Ричард Томпсон и исполнявшая альтернативный рок группа Violent Femmes. И он по-прежнему время от времени собирает коллективы, играющие нечто похожее на рок, в том числе и песни.



Родившийся в 1949 году в Англии Фрит, по его собственным словам, впитывал самую разную музыку фактически одновременно, как только она появлялась в поле зрения, поскольку дома слушали и классику, преимущественно рубежа XIX и XX веков, и джаз, и поп-музыку. Хотя поначалу главной целью Фреда, ещё в отрочестве сменившего наскучившую скрипку на гитару, была игра в рок-группе, он долгое время воспринимал музыку как нечто, что играют по нотам. И только после знакомства с блюзом он начал воспринимать музыку как то, что исходит изнутри, а игру на инструменте — как нечто близкое владению голосом. К концу 1960-х, как раз когда была создана группа Henry Cow, Фрит познакомился с авангардом как в академической музыке, так и в роке и джазе, а также с этнической музыкой — и уже в это время в его технике начали закладываться основные приемы, которые музыкант использует и теперь. Индийская музыка научила его производить звуки, находящиеся за пределами стандартной нотной системы, испанская — использовать возможности гитары как ударного инструмента, а чтение работ Джона Кейджа дало ему понять, что звук сам по себе может быть так же важен, как и мелодия, гармония или ритм.



К началу 1970-х Henry Cow, первоначально задумывавшаяся как блюзовая команда, стала серьезным ансамблем с уникальным звучанием и почерком. В музыке группы важнейшую роль играли как сложные структуры, так и свободная импровизация. В это же время Фрит стал экспериментировать с различными техническими приспособлениями для звукоусиления и обработки звука. Результатом этих экспериментов стал его первый сольный альбом, «Guitar Solos», выпущенный еще в период работы в Henry Cow. Позднее он начинает также использовать для игры на гитаре самые разные объекты окружающей действительности — от крупы до молотка и дрели.



После распада Henry Cow в конце 1970-х Фрит организовал несколько различных необычных групп, начиная с трио Art Bears, составленного из осколков Henry Cow и создававшего песни с политическими текстами и крайне нестандартными мелодиями и аранжировками, и заканчивая сравнительно недавним образованием Cosa Brava c выдающимися американскими авангардистами, включая великолепную Карлу Килстед из давно полюбившейся московской публике Tin Hat Trio. Собственно, и первые сольные записи музыканта 1980-х годов были созданы при поддержке дружеских групп — по две на каждый альбом. Пластинка «Gravity», представлявшая собой что-то вроде авангардных версий танцев разных народов, до сих пор очень любима самим Фритом, доказательством чему — несколько живых исполнений всего материала в первой половине 2010-х.





Конец 1970-х — время, когда Фрит перебирается из Европы в Нью-Йорк, где немедленно становится полноценным участником авангардной сцены. Помимо прочего, он участвует в создании таких выдающихся коллективов, как трио Massacre с Билом Ласвеллом и Фредом Малером, и дуэт Skeleton Crew с выдающимся виолончелистом Томом Корой, игравшие экспериментальный рок, а позже — знаменитого Naked City Джона Зорна. С конца 1980-х начинается новый, важнейший этап в творчестве музыканта — он начинает сочинять, используя самые разные техники и приемы. Позднее среди произведений Фрита появляются такие, в исполнении которых он уже не участвует. Помимо кино и ансамблей современного танца, он сочиняет, среди прочего, для таких выдающихся коллективов, как квартет саксофонов ROVA, струнный Arditti Quartet и даже для Ensemble Modern и Bang on a Can All Stars. Фрит порой задает исполнителям непростые задачи: например, предлагает им в качестве графической нотации фотографии мостовых, кирпичных стен, поленниц, проводов — и указания, как их полагается интерпретировать.





В 1999 году Фрит получил должность профессора композиции в Миллс-колледже в Калифорнии (одном из ведущих многолетних центров современной экспериментальной музыки) несмотря на отсутствие формального музыкального образования, а с 2010 года Фрит преподает в швейцарском городе Базеле.

Импровизация, по мнению Фрита, есть постоянный диалог с неожиданным. Музыкант считает, что в любой музыке содержится идея сотрудничества — даже в сольной импровизации, потому что сольному выступлению всё равно предшествует взаимодействие с чем-либо. По его словам, их совместное музицирование с Лотте Анкер — не столько расширение границ возможностей инструментов, сколько прямое и чистое общение. Музыкант небезосновательно считает, что игра Анкер естественна, как дыхание.



Лотте Анкер, выдающаяся датская саксофонистка и композитор, давно зарекомендовала себя как одна из движущих сил европейского и мирового джазового авангарда; её манеру игры отличают глубина, отточенность и широчайший тембральный диапазон. Кажется, что Лотте может всё: в её арсенале изысканные мелодии и более абстрактные звуковые структуры; ей подвластны как тонкие воздушные игры с тембрами и полутонами, так и создание плотных экспрессионистских звуковых картин.



Среди ее регулярных партнёров — мощная ритм-секция европейского фри-джаза, контрабасист Джон Эдвардс и барабанщик Пауль Ловенс, свободно мыслящие американцы пианист Крейг Тейборн и барабанщик Джералд Кливер, швейцарско-американская пианистка Сильви Курвуазье, японская электронщица Икуэ Мори. Два года назад Анкер привозила в Москву свое датское трио Mokuto, и, по многочисленным отзывам, их концерт был одним из самых ярких в Культурном центре ДОМ за последние годы. О Фреде Фрите саксофонистка говорит как о музыканте, с которым ей играть особенно интересно, поскольку он струнник и, прежде всего, потому, что он не так сильно связан с джазом, как другие ее партнеры. Нас ждёт незабываемый вечер!

 

ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

Ринет