19 апреля 2017

Otomo Yoshihide / Отомо Йосихидэ (Япония)

[новый джаз, свободная импровизация, нойз]

Фото: Peter Gannushkin (downtownmusic.net)
  • Отомо Йосихидэ – электрогитара, диджейские вертушки
 
Начало в 20.00 Стоимость билета в предварительной продаже – 1200 рублей (количество ограничено);
в день концерта – 1500 рублей.
 

Исповедь кошки, спасённой из водосточной трубы


Ровно год назад на российской музыкальной андеграунд-сцене произошло событие, которого «прогрессивная общественность» терпеливо ждала больше десяти лет: московский КЦ «Дом» стал свидетелем казавшегося уже почти невероятным возвращения в Россию легендарного гуру свободной импровизации, нойза и электроакустики, а также авангардных направлений джаза и рока выдающегося японского гитариста, исполнителя на диджейской вертушке и электронике, композитора и аранжировщика Отомо Йосихидэ.








Заслуги Отомо перед авангардной музыкой последних нескольких десятилетий столь многочисленны, что расписывать их подробно нам представляется почти бессмысленным. И всё-таки, невозможно не упомянуть пластинки таких созданных им групп, как Ground Zero, игравшей в 90-х умопомрачительный постмодернистский экспериментальный коллажный нойз-рок, Otomo Yoshihide New Jazz Quintet и его расширенной версии Otomo Yoshihide New Jazz Orchestra, в которых в 2000-х Отомо виртуозно занимался препарированием традиционного джаза, искусно вплетая в джазовую ткань нойзовую составляющую.








Для многих меломанов эти пластинки стали своеобразным «обращением в веру» – а именно в то, что в музыке нет, и не может быть никаких границ; в то, что словосочетания «свободная импровизация», «авангардный джаз» и «шумовая музыка» зачастую несут в себе гораздо больше смысла, чем «популярная музыка», и что может получиться невероятно интересно, если попытаться соединить одно с другим (опять-таки к вопросу о границах).







Роль Отомо в развитии современной музыки трудно переоценить: действительно, за последние почти тридцать лет Йосихидэ создал или поучаствовал в издании более четырёхсот (!) альбомов – как соло, так и в самых различных коллаборациях. Список музыкантов, с которыми он сотрудничал или сотрудничает, также огромен – достаточно назвать такие имена, как Билл Ласвелл, Кит Роу, Люк Феррари, Альфред “23” Харт, Петер Брётцманн, Матс Густафссон, Эван Паркер, Пол Нильссен-Лав и многие, многие другие. Отомо пишет музыку к кинофильмам и аниме, участвует в театральных постановках, устраивает саунд-перформансы, «вписанные» в городскую среду, читает лекции, выпускает книги и эссе, а также занимается благотворительной деятельностью – здесь стоит упомянуть его активное участие в “Project Fukushima”, созданном для привлечения внимания мировой культурной общественности к региону, пострадавшему от аварии на атомной электростанции после цунами и землетрясения в Японии в 2011 году. Летом этого года он станет приглашённым директором грандиозного Международного фестиваля искусств в Саппоро.







В тот майский вечер годичной давности Отомо выступил в КЦ «Дом» в дуэте со знаменитым норвежским барабанщиком Полом Нильссеном-Лавом; вместе они выдали феноменальный по мощи и глубине, сногсшибательный сет, навсегда многое поменявший в головах у оккупировавшей зал многочисленной публики. При этом искушённость последней оказалась столь высока, что оказались и «недовольные»: многих неожиданно не устроило то, что Йосихидэ выступал в дуэте, им хотелось хирургической «чистоты жанра», раздавались даже призывы бойкотировать концерт, поскольку Отомо не играл соло. Чувствуя на своих плечах тяжкий груз ответственности за истерзанные в ожидании чистого совершенства души, мы не могли не пойти на беспрецедентный шаг и договорились с Йосихидэ о грандиозном сольном концерте в двух отделениях, в одном из которых он сыграет на гитаре, а в другом – на диджейских вертушках. Надеемся, что на сей раз неудовлетворённых не будет!



«Это кому-то плохо или кошка застряла в трубе»
(Анна Теплова, из комментария на фб-странице концерта Otomo/Paal )

 

ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

Ринет