22 мая, понедельник

День рождения КЦ ДОМ. 18 лет.
Matthew Shipp / Ivo Perelman Duo (США – Бразилия)

[новый джаз, свободная импровизация]

Фото - Peter Gannushkin (downtownmusic.net)
  • Мэтью Шипп – фортепиано (США)
  • Иво Перельман – саксофоны (Бразилия / США)
 
Начало в 20.00 Стоимость билетов в офисе КЦ "Дом" в предварительной продаже - 1300 руб., в день концерта - 1700 руб. Стоимость электронных билетов 1625 рублей, они доступны к покупке до полуночи даты мероприятия по московскому времени.
Купить билет
 


Искусство быть с другим

С начала 1990-х годов американский пианист-виртуоз Мэтью Шипп был и остаётся одной из наиболее значительных фигур на мировой джазово-авангардной сцене. За это время Шипп, всегда стремившийся к выходу из тесных для него рамок джазового канона, а в идеале – к переписанию оного, создал солидный каталог записей, многие из которых стали эталоном красоты и изобретательности в так называемой «новой» музыке.





Мировая музыкальная критика поёт живущему с середины 80-х в Нью Йорке Шиппу хвалебные оды за бесконечную изобретательность, новаторский подход и уникальное сочетание смелости с глубоким лиризмом. За свою славную карьеру он часто отходил от «свободного» джаза, забредая на такие музыкальные территории, как новая компонированная музыка, электронная музыка и даже хип-хоп. В частности, известны его совместные проекты с гремевшей в начале 2000-х формацией Antipop Consortium, которую он подписал на известнейший лейбл Thirsty Ear сразу же после приглашения курировать там новую музыкальную серию, а также с DJ Spooky. А среди джазовых его соратников – такие громкие имена, как Дэвид С. Уэр, Уильям Паркер (оба – прежде всего в составе легендарного David S. Ware Quartet), Роскоу Митчелл, Джо Моррис, Даниэль Картер, Мэтт Манери, Майкл Бизио и многие-многие другие.



В одном из интервью Шипп, посещавший Москву с концертами в различных составах как минимум трижды, как-то признался, что лишь с очень немногими музыкантами ему по-настоящему комфортно играть вместе. И именно с ними он при всяком удобном случае старается повторить уже случившийся однажды счастливый опыт абсолютной взаимной телепатии. Хотя Шипп не называет имён, можно с уверенностью утверждать, что саксофонист Иво Перельман во втором десятилетии XXI века уверенно вошёл в число избранных. В этом нет ничего удивительного: обоих интеллектуалов-очкариков роднит одинаковый возраст (Перельман родился на месяц позже Шиппа), некоторая отстранённость (которую некоторые ошибочно принимают за мизантропию) и макабрический, как это ни парадоксально звучит, оптимизм.



Никогда раньше не приезжавший в Россию бразильский саксофонист-виртуоз Иво Перельман покинул родной Сан-Паулу ради учёбы в бостонском музыкальном колледже Беркли, который бросил (по примеру Майлза Дэвиса?) уже после первого семестра, перебрался в Лос-Анджелес и полностью посвятил себя исполнению актуальной музыки. После записи дебютного альбома “Ivo” Перельман уехал в Нью-Йорк, где в июне 1996 года записал с Уильямом Паркером и Рашидом Али один из своих самых важных альбомов “Sad Life”. В нём есть всё: и отголоски неистовой нежности Леандро «Гато» Барбьери, и пронзительная мелодика гимнов и маршей Альберта Айлера, и, самое главное, триумфальное возвращение Джона Колтрейна из «межзвёздного пространства» на грешную землю. Один из музыкальных критиков отметил, что ничего грустного в этом альбоме нет. И это неудивительно, так как Перельман наверняка использовал прилагательное в названии в том же самом смысле, что и язвительный, но добрейший в глубине души Майлз Дэвис, когда тому в 1964 году в редакции журнала Down Beat ставили записи Эрика Долфи и Сесила Тэйлора.



В том же 1996 году Перельман стал выступать и записал первые два альбома с Шиппом: “Cama De Terra” и “Bendito of Santa Cruz”. Остатки последней сессии позже появились на диске “Brazilian Watercolour”. Потом их пути на полтора десятилетия разошлись, потому что, согласно имманентной логике Дао, время главных совместных свершений тогда ещё не пришло. Второй этап сотрудничества музыкантов начался, когда обоим перевалило за 50, и произошло это под омофором Лео Фейгина, основателя и бессменного руководителя легендарного британского лейбла Leo Records. Музыка дуэта так полюбилась Лео, что он дал музыкантам карт-бланш на запись стольких альбомов, сколько они пожелают. Итак, в текущем десятилетии Перельман и Шипп уже записали на Leo более дюжины (sic!) совместных альбомов с участием вышеупомянутых Морриса, Бизио, Манери и Паркера, а также Джеральда Кливера и Уита Дики, из них четыре – чисто дуэтных: “The Art of the Duet, Volume One” “Callas”, “Complementary Colors” и “Corpo”.



На начало этого года главным для музыкантов являлся студийный альбом Corpo, для обложки которого они сфотографировались без одежды, что символизирует, по-видимому, отказ от всех надуманных условностей, возвращение к истокам и диогеновской абсолютной простоте жизни. Мэтью Шипп сказал о нём так: «Corpo - это вершина всего, что Иво и я создали вместе за эти годы. При записи этого диска и при его последующем прослушивании словно звон колоколов раздавался в моей душе, словно знак, что это – космический апофеоз дуэта «Перельман/Шипп». Наш альбом “Callas” стал нашим личным прорывом, ну а “Corpo” – наивысшее его достижение. Когда-то очень давно Иво и я пообещали друг другу достичь совершенства в языке и космосе совместного музицирования… В мире нет ничего даже отдалённо похожего на достигнутый результат. Я надеюсь, что этот диск найдёт свою аудиторию».



А месяц назад Leo Records превзошёл сам себя, выпустив семидисковый (!) бокс совершенно новых записей дуэта под названием “The Art of Perelman – Shipp”. В честь этого грандиозного события музыканты отправляются в короткое европейское турне, и мы счастливы, что Москва наконец-то увидит и услышит этот выдающийся дуэт. У всех, кто придёт на концерт дуэта Иво Перельмана и Мэттью Шиппа, появится завидная перспектива оказаться в упомянутом выше безумной красоты космосе, на пути в который не понадобится никакой электроники, а только дерево, металл, механика струн, клапанов, молоточков, движения рук и воздуха в лёгких… Словом, стимпанк в чистом виде.


 

ближайшие события:

 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

LiniaGrafic!

Ринет

Москва Медиа