6 ноября 2017

Free Radicals Residence (Barry Guy / Maya Homburger / Agustí Fernández / Peter Evans)
5 - 6 ноября

[новый джаз, свободная импровизация]

  • Free Radicals Trio
  • Barry Guy - пятиструнный контрабас (Великобритания / Швейцария)
  • Agustí Fernández – фортепиано (Испания)
  • Peter Evans – труба (США)
 
Начало в 20.00 Стоимость билетов в офисе КЦ "Дом" в предварительной продаже - 1300 руб., в день концерта - 1700 руб. Стоимость электронных билетов 1625 рублей, они доступны к покупке до полуночи даты мероприятия по московскому времени.
Купить билет
Cтоимость абонемента на 5 и 6 ноября – 2200 рублей; абонемент можно приобрести только в кассе КЦ «Дом», количество ограничено
 

5 ноября 2017, воскресенье, 19:30
Maya Homburger - барочная скрипка (Швейцария) / Barry Guy -
пятиструнный контрабас (Великобритания / Швейцария) Duo
Agusti Fernandez - фортепиано (Испания) Solo
Peter Evans - труба (США) Solo

6 ноября 2017, понедельник, 20:00
Free Radicals Trio:
Barry Guy - пятиструнный контрабас
Agusti Fernandez - фортепиано
Peter Evans - труба

Радикальные потребны тут лекарства


Когда в ансамбле импровизационной музыки собираются трое выдающихся музыкантов, каждый из которых – виднейшая фигура европейской новоджазовой сцены, нет ничего удивительного в том, что их гастрольный концерт разрастается в мини-фестиваль, или в то, что сейчас принято называть «резиденцией». Именно в таком формате – два концерта в московском КЦ «Дом» – пройдёт приезд в Москву созданного в прошлом году интернационального трио с говорящим названием Free Radicals (Барри Гай / Агусти Фернандес / Питер Эванс).

Фото: Esther Cidoncha


Московские любители так называемого «нового джаза», разумеется, помнят потрясающий концерт в «Доме» четырёхлетней давности другого ансамбля – Aurora Trio. Так же, как и трио Free Radicals, оно было инициировано выдающимся испанским пианистом из Барселоны Агусти Фернандесом. «Свободные радикалы» и «Аврора» – в каком-то смысле почти антиподы: если для «Авроры» характерно наряду с импровизированием (подчас довольно дерзким) обращение к мелодизму, традиционным гармониям, лиричности, то Free Radicals – это напор, страсть, крушение, парадокс. Правда, контрабасист обоих трио, знаменитый Барри Гай, отмечает, что и у «свободных радикалов» возможны прекрасные лирические моменты, но о них никто не будет знать заранее. Следует, впрочем, отметить, что Aurora Trio для Фернандеса вообще довольно нетипичный опыт. Пианист прежде всего исповедует принципы того самого свободного радикализма, который и дал название новому ансамблю, первые концерты которого прошли в прошлом году в Испании – неизменно с огромным успехом.




Британский контрабасист Барри Гай, живущий в Швейцарии уже много лет, играет с Фернандесом, называющим его своим учителем, и в Aurora, и в Free Radicals. Барри, вокруг которого всегда концентрировалось множество прекрасных начинаний, является подлинным столпом и одной из ключевых фигур в европейском (да и мировом) движении импровизационной музыки, и это не просто характеристика. Он был одним из тех, кто стоял у истоков того, что слушатели всего мира сейчас знают под кодовым названием European free improv. Еще в конце 60-х Гай участвовал в хрестоматийных Spontaneous Music Ensemble и Iskra 1903 (вместе с ныне покойными легендами – гитаристом Дереком Бэйли, барабанщиком Джоном Стивенсом, тромбонистом Полом Резерфордом); в начале 70-х, будучи одной из главных фигур культового лейбла Emanem, собрал London Jazz Composers’ Orchestra с Ховардом Райли, Тони Оксли, Кенни Уилером и эпизодическим участием Ирен Швейцер и Петера Брёцманна. Позднее Барри записывался с Сесилом Тейлором, а также с Globe Unity Orchestra Александра фон Шлиппенбаха – все эти имена говорят сами за себя: это Гай и именно Гай заслуженно считается не только основополагающим музыкантом нового джаза, но и одним из важнейших его организаторов.



Сложно сказать, с кем из выдающихся импровизаторов не играл Барри. Из наиболее известных коллективов с участием Барри Гая можно назвать британское трио с недавно приезжавшим в Москву саксофонистом Эваном Паркером и барабанщиком Полом Литтоном. В настоящее время функционируют (правда, не слишком часто) три ведомых Гаем оркестра. Во-первых, это недавно созданный интернациональный биг-бэнд Barry Guy Blue Shroud Band, во вторых – звездный состав высочайшего уровня, своего рода «сборная мира» от фри-джаза Barry Guy New Orchestra (в обоих играет и пишет музыку наряду с Барри Агусти Фернандес), а также уже упомянутый легендарный London Jazz Composers Orchestra (по словам Гая, уже сейчас есть планы не только на 2018, но и на 2019 год). Барри является активным участником и швейцарской новоджазовой сцены – примером тому может служить недавно созданное трио с саксофонистом Юргом Викихальдером и барабанщиком Лукасом Ниггли.



Не всякий импровизатор может, как Барри Гай, похвастаться, что, играя, взаимодействовал с природой. В этом году, к семидесятилетию музыканта, вышел мини-альбом, в записи которого вместе с контрабасистом участвовали… две лягушки, в том числе древесная. В отличие от лягушек, люди, играющие в оркестрах под управлением Гая, следуют его указаниям, иногда – партитурам. В творчестве Барри Гая есть и другая (а если задуматься, то не очень и другая) сторона: он исполняет и академическую музыку, преимущественно старинную. Примером тому – The Dowland Project под руководством певца Джона Поттера или участие Барри в записи всех симфоний Бетховена под управлением выдающихся дирижеров.



В соединении академической музыки со свободной импровизацией Барри Гаю активно помогает его многолетний партнер, замечательная скрипачка из Швейцарии Майя Хомбургер. Она играла в ансамблях старинной музыки, выступает соло и в камерных составах. В основе их совместного проекта с Гаем Bach Meditation – произведения Баха для скрипки соло. Выступления их нередко превращаются в трех- или четырехчасовой марафон, в которых, помимо Баха, звучат произведения австрийского композитора XVII века Генриха Игнаца Франца Бибера, современного венгерского композитора Дьёрдя Куртага, самого Барри Гая и, конечно, импровизация. Что-то в подобном духе мы услышим в Москве 5 ноября – именно выступлением этого дуэта и откроется двухдневная резиденция Free Radicals в «Доме».




Возвращаясь к Агусти Фернандесу – он, комбинируя в своей игре традиции европейской классики XX века с джазовой импровизацией, создал свой уникальный, яркий и легко узнаваемый стиль игры на фортепиано, отличающийся красотой и богатством тембров, разнообразием техник и особым вниманием даже к незначительным деталям. Сам являясь безусловным мэтром современного авангардного пианистического искусства, Фернандес переиграл и записался едва ли не со всеми главными звездами европейской и американской свободной импровизационной музыки – Эваном Паркером, Барри Гаем, Матсом Густафссоном, Кеном Вандермарком, Джоном Эдвардсом, Уильямом Паркером, Rova Saxophone Quartet и многими другими.




Фернандес также некоторое время обучался композиционному мастерству у одного из важнейших авангардных композиторов XX века – Янниса Ксенакиса. Помимо всего названного выше, он участвует во многих других импровизационных ансамблях с разным количеством музыкантов, преподает импровизацию (и таким образом растит себе единомышленников уже среди более молодых поколений), много гастролирует и записывается. Свободная импровизация, по собственному его признанию, занимает девяносто процентов его жизни. В этот раз Фернандеса в Москве можно будет услышать не только в составе трио «свободных радикалов», но и как свободного радикала с сольной программой (5 ноября).



Третий «свободный радикал» – представитель более молодого поколения, один из лидеров и «законодателей мод» нью-йоркской авангардной сцены, трубач и композитор Питер Эванс, приезда которого российские меломаны с придыханием ожидают уже много лет. На сегодняшний день Эванс – может быть, самый значительный, оригинальный и интересный авангардно-джазовый трубач в мире, и один из ярчайших мировых исполнителей импровизационной музыки в целом. Какой бы инструментальный состав ни собирался вокруг Эванса, будь это духовое трио Premature Burial, труба с ритм-секцией (Pulverize the Sound) или его собственные Peter Evans Quintet и септет Peter Evans Ensemble, звучание всегда будет нестандартным, музыка всегда будет результатом поиска и нахождения новых возможностей. В ряде организованных им ансамблей важное место занимает электроника. За свою уже довольно внушительную карьеру Эванс, конечно же, переиграл со всеми мировыми звёздами своего и старшего поколения – например, в трио с Фернандесом и Матсом Густафссоном, в квартете с Эваном Паркером, Барри Гаем и Полом Литтоном, сотрудничал с Джоном Зорном, Петером Брёцманом, и многими, многими другими.



Возможно, многие помнят название хулиганского ансамбля Mostly Other People Do the Killing, в котором Эванс играл более десяти лет. Три года назад ансамбль позволил себе неслыханную дерзость: переиграл один в один великий альбом Майлза Дэйвиса «Kind of Blue». Этот поступок заставил джазовую общественность в очередной раз вернуться к обсуждению, что такое джаз на самом деле. Партию самого Дэйвиса исполнял, понятное дело, Эванс. Важнейшей частью творчества Питера являются его феноменальные сольные выступления – для трубачей далеко не часто избираемая форма музицирования. К счастью, большой сольный сет Эванса входит в программу первого дня Free Radicals Residence. Ну, а второй день, 6 ноября, будет полностью посвящён выступлению трио Free Radicals. Мы в предвкушении!

 

ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

Ринет