14 ноября 2017

14-й Фестиваль новой музыки «Длинные Руки»
К юбилею Вячеслава Гайворонского, Владимира Тарасова и Владимира Чекасин: “210 на троих”

  • Вячеслав Гайворонский - труба
  • Владимир Тарасов - ударные, перкуссия
  • Владимир Чекасин - саксофоны, фортепиано, клавишные, электроника, вокал
 
Начало в 20.00 Стоимость билетов в предварительной продаже – 800 руб., в день концерта – 1000 руб.
Абонемент на все дни фестиваля – 2000 руб.
 

Для Вячеслава Гайворонского, Владимира Тарасова и Владимира Чекасина 2017 год — юбилейный. 70 лет исполнилось Гайворонскому 19 июня, Тарасову — 29 июня, Чекасину — 24 февраля. Выступление такого трио — не просто редкое, а уникальное событие. Что произойдёт в этот вечер, остаётся интригой, в том числе и для самих музыкантов.





Фестиваль, изначально посвящённый памяти Николая Дмитриева, основателя «Дома» и (вместе с Сергеем Курёхиным) лейбла «Длинные Руки», в этом году проходит под знаком тройного юбилея. 70 лет исполнилось Вячеславу Гайворонскому, и двум Владимирам – Тарасову и Чекасину. «210 на троих», – как сформулировали это организаторы Фестиваля – вдова Дмитриева – Людмила и молодой (но уже не начинающий) продюсер Александр Пантюшков. Кроме того, что есть нечто безусловно жизнеутверждающее (чтобы не сказать по-афроамерикански – jubilee), основанное на ещё африканской по происхождению джазовой традиции : по дороге с кладбища похоронная процессия превращается в карнавальную. Так или иначе, но через увлечение джазом лежал путь Николая Дмитриева – между прочим, математика по образованию, преподавателя начертательной геометрии в ВУЗе – ко всей остальной музыке. И вот отнюдь не «странное сближение»: музыкально-философский трактат «У врат храма» юбиляра Гайворонского начинается с апологии чуть ли не пифагорейской «гармонии сфер» – как математики: «…Служение музыке, как и его естественный долг перед прошлым и будущим, является основным качеством, подсознательно познающим и насыщающим число». Впрочем, как тут не вспомнить Арнольда Шёнберга, говорившего о себе и Игоре Стравинском: «Для нас обоих числа – это вещи».

Словами Шёнберга, наверное, можно было бы определить и музыку Гайворонского. Мы поражаемся разносторонности интересов маэстро (ещё и писатель, автор детских сказок), в какой-то момент отдавшего предпочтение медицине вместо того, чтобы получать консерваторский диплом и поехавший по распределению в Кемерово. Этот город Гайворонский и представлял на исторических «Симпозиумах по современной музыке», проходивших в новосибирском Академгородке в конце 1970-х (в дуэте с покойным барабанщиком Борисом «Бобом» Подлипьяном). Вот ещё пересечение: во время выступления у Подлипьяна то ли развинтилась, то ли обломалась стойка под тарелкой (или хай-хэтом?). И зрители увидели, как тут же к барабанщику, не торопясь, своей характерной походкой, приближается его коллега Владимир Тарасов с тарелкой (хай-хэтом?) в руке. Это равносильно тому, как актер вышел бы на сцену в костюме и гриме, но не в своём акте или даже спектакле. Тарасов невозмутимо закрепляет его и так же спокойно уносит ненужное. Уникальное трио – Вячеслав Гайворонский и два Владимира – Тарасов и Чекасин (т.е. 2/3 трио ГТЧ) открывает «Длинные Руки-2017». Чекасин и Гайворонский уже отмечали своё семидесятилетие. И вот «210 на троих». Напомню: больше, чем десятилетие в 1970-80-х гг. «Ленинградский дуэт» (Гайворонский-Владимир Волков) был единственным в нашей тогдашней стране творческим конкурентом «Ганелину-Тарасову-Чекасину» (ГТЧ).

А что музыка? Музыка у них, как и у Стравинского с Шёнбергом, такая, в которой числа – это вещи. Именно поэтому Гайворонский свободно чувствует себя во всей музыке мира. Кажется, на музыкальной карте мира, составленной юбиляром за 4 десятилетия, уже не осталось белых пятен, начиная с хита «Ленинградского дуэта» – «Русских песен» и заканчивая советской попсой (трио с Волковым и Андреем Кондаковым). А между ними – без преувеличения – вся музыка мира. Одно только перечисление опубликованных «проектов» в дискографии Гайворонского скажет всё! Строгие, вполне академические квартеты – и постмодернистский гротеск «вторжений» в Баха, Моцарта и вообще прошлое (и будущее, как уверяет сам маэстро) музыки. Ну вот, например, идея присочинить к Хоральной прелюдии И. С. Баха текст. Но на… китайском языке! Идея, родившаяся независимо от американского пианиста-композитора Юри Кейна, который подобным же образом обошёлся с музыкой Густава Малера. В том числе и не гротескно-ироничное, а вполне «серьёзное» вторжение «Ленинградского дуэта» в японский культурный ареал – «Нецкэ» (так и не вышедшая в записи программа).

Короче, Вячеслав Гайворонский – такая же уникальная в своём универсализме фигура в нашей музыке, какой был в её истории Дмитрий Покровский. И всё потому, что через всю тотальную (от романтической до саркастической) иронию нашего юбиляра просматривается формула «числа – это вещи».
Дмитрий Ухов.

 

ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

Ринет