17 ноября, пятница

14-й Фестиваль новой музыки «Длинные Руки»
Jorma Tapio & Janne Tuomi; Lekkujad (Финляндия)

[новый джаз, мировая музыка]

  • Jorma Tapio & Janne Tuomi
  • Йорма Тапио / Jorma Tapio – саксофоны, флейты, бас-кларнет
  • Янне Туоми / Janne Tuomi – ударные, перкуссия
  • Специальный гость:
  • Юлиус Хейккиля / Julius Heikkilä – гитары
  • Lekkujad
  • Кристиина Оланто / Kristiina Olanto – вокал
  • Йорма Тапио / Jorma Tapio – флейты, бас-кларнет, перкуссия, индийская фисгармония
  • Юлиус Хейккиля / Julius Heikkilä – гитары
  • Янне Туоми / Janne Tuomi – ударные, перкуссия
 
Начало в 20.00 Стоимость билетов в предварительной продаже – 700 руб., в день концерта – 900 руб.
Абонемент на все дни фестиваля – 2000 руб.
 

"Течения музыки Африки и Азии странно скрестились в Америке... и преображённые современной цивилизацией, ринулись в нашу жизнь"
Это из эссе человека, который первым привёз джаз в нашу страну из Парижа (где прожил шесть лет), слова поэта. Оно опубликовано было в 1922 году в журнале «Вещь», который издавали в Берлине Илья Эренбург и Эль Лисицкий. В том же году дал два концерта «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». А в 1920 и 1921 году выходят два труда, сформулировавшие принципы так называемого «Евразийства» – «Европа и человечество» Н.С. Трубецкого и сборник «Исход к Востоку». Парнах прожил в Париже шесть лет, заподозрить его в связях с противоположными по взглядам евразийцами было невозможно (да и документов на этот счёт вроде бы нет). Но не знать о них Парнах не мог – их влияние так или иначе затронуло самых главных музыкантов русской диаспоры, тоже придерживавшихся скорее западнических взглядов – и в первую очередь, Игоря Стравинского. Что такое, как не предвосхищение евразийства, весь балет «Весна священная» на либретто Николая Рериха? Не в том, конечно, смысле этого слова, какое вкладывали в него потом сами евразийцы (включая нашего с вами старшего современника Льва Гумилёва).
Вот и Парнах, может, и сам того не ведая, предвосхитил скрещение Африки и Азии здесь, т. е. в стране рериховской Шамбалы. «Длинные Руки-2017» – еще одно этому доказательство. Слева направо: Финляндия, Россия (+Балтия), Япония. Вы же знаете: Финляндия (и по языку) ведь тоже не столько Скандинавия/Европа, сколько – Евразия. Вот лишь один пример, который имеет прямое отношение к Нику Дмитриеву. Он был участником первого и уже легендарного «Всемирного фестиваля мировой музыки и джаза» в Абакане (1989, устроитель А.Н. Баташев, тогда тонко чувствовавший веяния времени, и даже определивший свою виртуальную автобиографию как «большой евразийский роман». Именно в Абакане мы почувствовали, что в европейском (чтобы не сказать – мировом) этническом джазе/роке финны – чуть ли не главные. Группа ветеранов прог-фолк-рока Piirpauke буквально ринулась к нам наводить мосты между Западом и Востоком. Именно благодаря Piirpauke (это, между прочим, карельское название острова посреди Ладожского озера) стало, наконец, ясно, что народные музыканты, скажем, из Техаса и Тувы, Дании и Монголии тогда могли найти общий язык, только если в реакции синтеза участвовал катализатор – джазовая импровизация. За это время world music, конечно, эволюционировала – и в сторону банальной попсы, и в направлении новой музыки. Лучшее доказательство тому – две финские программы Длинных рук-2017 в одном концерте. Как будто специально – в евразийскую тему: этническое воплощение одного и того же коллектива (в границах нового джаза, разумеется) – под названием Lekkujad – с певицей, прирождённой вокальной актрисой (как та же Наталия Пшеничникова) Кристииной Оланто. Опять евразийская связь: и у Кристиины, и у Йормы Тапио корни – из общих с Россией мест – Карелии. Заодно о преемственности: диск Lekkujad «Ищу работу» записывался с участием гитариста Пекки Нюланда (всё из того же Piirpauke). В последнюю минуту выяснилось, что и в финском концерте в «Доме» примет участие гитарист, по новоджазовым акциям «Дома» хорошо известный – Юлиус Хейккиля.
Вдохновитель обоих финских проектов Йорма Тапио у нас тоже хорошо известен. Ещё летом 1991 года я вёл прямую трансляцию концерта легендарной сборной команды финского нового джаза Sound & Fury. (И вспомнил о ней, когда Дмитриев и Алексей Борисов искали название для своего фестиваля авант-электроники и нойза; конечно, это название романа У. Фолкнера «Шум и ярость», в свою очередь позаимствованное писателем из шекспировского «Макбета»). Бессменным фронтменом Sound & Fury был саксофонист Йорма Тапио. И даже через десять лет после смерти основателя сборной, барабанщика Эдварда Весала (он умер в 1999 году), воссоздал коллектив. Но не менее известны собственные «камерные проекты» саксофониста, в частности, дуэт с ударником Янне Туоми. Надеюсь, они воспроизведут хоть что-то из своей программы Matka («Путешествие»), которой гордились бы классики нового джаза – и Джон Колтрейн (вспомните его предсмертные дуэты с барабанщиком Рашидом Али), и Юзеф Латиф, основатель лирического этно-фолк-авангарда. Определение «камерный», впрочем, выбрано с целью напомнить, что Янне Туоми ещё и блестящий исполнитель академической музыки на ударных. Да ещё не забудем про Юлиуса Хейккиля, тоже члена нового состава Sound & Fury.
Дмитрий Ухов.

Йорма Тапио, игравший с Эдвардом Весала в его оркестре – сборной финского нового джаза Sound & Fury на протяжении всего времени существования этого коллектива, с середины 80-х до конца 90-х, серьёзный и бескомпромиссный музыкант, знаком постоянным посетителям Культурного Центра ДОМ. Со своей группой Kaski он приезжал сюда ещё в 2003, а последний раз – два с половиной года назад, тогда в составе Kaski были уже Симо Лайхонен и Вилле Раухала (ритм-секция Black Motor).

На сей раз мы услышим его дуэт с барабанщиком и перкуссионистом Янне Туоми, и познакомимся с новой для нас стороной Йормы Тапио – его фольклорным проектом. Совместить в одном концерте народную музыку и свободный джаз, почувствовать их глубинную связь и внутреннее родство, – в данном случае, ещё и через личность исполнителя, – на эту идею Тапио живо откликнулся, признавшись, что для него нет никакой разницы в исполнении этих музык.

Lekkujad


Певица Кристиина Оланто исполняет традиционные карельские песни на исконном карельском языке, которому она научилась у родителей (они были родом из Суоярви), Йорма Тапио играет на всех своих флейтах и на других инструментах. С ними приезжает гитарист Юлиус Хейккиля, известный по воссоединённому Йормой Sound & Fury и раннему составу Kaski. В некоторых песнях к ним присоединится и Янне Туоми – он участник полного состава Lekkujad. Этот ансамбль, дебютный альбом которого вышел в этом году, вырос из дуэта Оланто и Тапио.

Jorma Tapio & Janne Tuomi



Дуэт Йормы Тапио с одним из наиболее востребованных в Финляндии мастеров игры на ударных инструментах, как во фри-джазе, так и в академической музыке, – Янне Туоми. В их музыке, однако, тоже слышны этнические влияния (а внимательный слушатель вспомнит, что они были заметны и в концерте Jorma Tapio & Kaski). Дебютный альбом дуэта Тапио-Туоми вышел на лейбле Karkia Mistika Records в прошлом году.

 

ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

LiniaGrafic!

Ринет

Москва Медиа