28 ноября 2017

THE THING (Швеция – Норвегия)

[free-jazz/garage-rock]

Фото - Peter Gannushkin (downtownmusic.net)
  • Матс Густафссон / Mats Gustafsson – саксофон, электроника (Швеция)
  • Ингебригт Хокер Флатен / Ingebrigt Håker Flaten – бас-гитара, контрабас (Норвегия)
  • Пол Нильссен-Лав / Paal Nilssen-Love – ударные (Норвегия)
  • Микаэль Верлин / Mikael Werliin – звук (Швеция)
 
Начало в 20.00 Стоимость билетов в предварительной продаже в кассе КЦ ДОМ- 1300 руб., онлайн - 1625 руб.,
в день концерта - 1700 руб.
Купить билет
Обращаем Ваше внимание на то, что билеты, приобретенные заранее по специальной сниженной цене, возврату не подлежат.

Также обращаем Ваше внимание на то, что купленный билет дает лишь право на вход в зал и не гарантирует сидячего места.
 

Утоление трёхлетней жажды


Выступления небезызвестного скандинавского трио The Thing в Москве случаются нечасто, и это всегда событие для слушателя, жаждущего смелой и мощной музыки, – при том совершенно необязательно именно джазовой: The Thing существуют вне жанровых и временных рамок, что постоянно подчеркивают в интервью; могут говорить практически на любом музыкальном языке – собственно джазовом (от Эллингтона и Колтрейна до Коулмэна и Черри), рОковом (в их арсенале – гараж-рок, краут-рок, нойз-рок да и старый-но-недобрый хард-рок), экспериментально-электронном и неидиоматически-импровизационном; создают новые смыслы и жонглируют ими с гуттаперчевой легкостью.

Со времени предыдущего московского выступления трио прошло не много ни мало три года, а стены Культурного центра «ДОМ», кажется, дрожат до сих пор. Есть отчего – в последние несколько лет The Thing еще больше внимания стали уделять протестной панк-энергетике (чего невозможно не делать в том историческом контексте, современниками которому мы все являемся), заиграли еще жестче (контрабасист Ингебригт Хокер Флатен все чаще использует бас-гитару, щедро сдабривая её звучание «дисторшном», что особенно хорошо слышно на вышедшем два года назад диске “Shake”, многими признаваемом чуть ли не лучшим альбомом The Thing за всю историю), да и в целом трио производит на свет самую, пожалуй, эксгибиционистски-сексуальную музыку, которая к тому же звучит так громко и пронзительно, что о вашей любви будет знать весь мир.




Матс Густафссон за это время благополучно перешёл пятидесятилетний рубеж. Будучи любопытным и даже пытливым по натуре человеком, в своих экспериментах он разнообразен как никогда: наряду с The Thing, его главное детище сейчас – краут-фри-рОковое трио Fire!, два года назад расколовшее крышу КЦ «Дом» на тысячу кусков. С ним, помимо многочисленных концертных туров, Матс успел поучаствовать аж в двух театральных постановках в Стокгольме, одна из которых случилась в знаменитом Бергмановском «Драматене». А созданный на его основе монструозный Fire! Orchestra, возрождающий концепцию фри-джазового ансамбля как провозвестника идей свободного джаза о равенстве, взаимопомощи и общности, в этом году переживает уже четвёртую инкарнацию и готовится исполнять уже четвёртую большую музыкальную фреску, написанную самим Густафссоном, в последние годы обнаружившим в себе изрядный композиторский талант. Густафссон продолжает насиловать саксофон в своих сольных записях (см. уморительные liner notes к альбому “Torturing the Saxophone” – только обладающий тончайшей самоиронией человек способен выпустить диск с ТАКОЙ аннотацией), все чаще играет с Тёрстоном Муром из Sonic Youth, и не забывает о своих старых проектах – таких, как трио GUSH с пианистом Стеном Санделлом и барабанщиком Раймондом Стридом, или Tarfala Trio с контрабасистом Барри Гаем и тем же Стридом.




Басист Ингебригт Хокер Флатен также буквально фонтанирует новыми идеями: сейчас он много времени уделяет своему секстету The Young Mothers; в этом году свет увидит их уже второй релиз – этакий всеядный хамелеон, мимикрирующий под пост-боп, – то уводящий в импровизационно-нойзовые, едва ли не эмбиентные территории, то бодро танцующий под хип-хоповые речитативы; в прошлом году коллектив выступил и в КЦ «Дом». Не забывает Ингебригт и о знаменитом новоджазовом квинтете Atomic, участником которого он является со дня основания. А в Остине, штат Техас, в котором он живёт уже много лет, Ингебригт тоже «навёл шороху», создав один из самых значительных в Америке фестивалей новой и экспериментальной музыки под названием Sonic Transmissions.




Наконец, барабанщик Пол Нильссен-Лав как всегда неутомим: на своих свежих записях он выступает в дуэтах с наиболее выдающимися саксофонистами-импровизаторами – Петером Брёцманом, Кеном Вандермарком и Фруде Йерштадом, колесит по миру в составе трио с тем же Брёцманом и тромбонистом из Нью Йорка Стивом Суэллом, много работает с лучшими представителями чикагской сцены – саксофонистом Марсом Уильямсом и контрабасистом Кентом Кесслером (трио Boneshaker), саксофонистом Дэйвом Ремписом и хорошо нам знакомым виолончелистом Фредом Лонберг-Хольмом (трио Ballister), и многими, многими другими. Кроме того, и Нильссена-Лава тоже привлекает идея «крупной формы» – такого рода сочинительством он занимается в Large Unit имени себя, состоящем из десяти (не считая самого маэстро) молодых скандинавских импровизаторов, среди которых есть и уже весьма известные музыканты (многие помнят триумфальное выступление ансамбля на сцене КЦ «Дом» два года назад, а также в Pan-Scan Ensemble, образованном в прошлом году Полом совместно с его давним другом и соратником, тоже барабанщиком Столе Сульбергом.




Несмотря на всё увеличивающееся в последнее время количество собственных проектов и коллабораций, Матс, Ингебригт и Пол никогда не забывают о трио The Thing, которое, несмотря ни на что, безусловно, остаётся их главным и самым любимым детищем вот уже на протяжении почти двадцати лет. Музыканты выступают всё с новыми и новыми гостями; летом этого года The Thing записали в Осло ещё один студийный альбом, продюсером которого, кстати, выступил партнёр Густафссона по трио Fire! шведский басист Йохан Бертлинг. А буквально месяц назад замечательный австрийский лейбл Trost Records выпустил альбом, где The Thing музицируют с великим блюзовым гитаристом Джеймсом “Blood” Алмером.




Мир сотрясается под ударами революций и геополитических конфликтов, но непоколебимыми остаются по крайней мере две добродетели: любовь и свобода. Никто не знает, как далеко нам удастся заглянуть в будущее свободы на концерте The Thing в Москве, но очевидно одно: один из последних дней этой осени мы проведем в компании одной из лучших джазовых групп в мире, чья музыка воспевает не что иное, как любовь, и которая как никакая другая способна устроить революцию в головах и душах.

ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

Ринет