25 февраля, воскресенье

FULL BLAST (PETER BRÖTZMANN / MARINO PLIAKAS / MICHAEL WERTMÜLLER) – двухдневная резиденция 25+26 февраля

[free jazz, free improvisation, free rock, metal, noise]

  • Петер Брёцман / Peter Brötzmann – саксофоны, тарогато, кларнет (Германия)
  • Марино Плиакас / Marino Pliakas – бас (Швейцария)
  • Михаэль Вертмюллер / Michael Wertmüller – ударные (Швейцария)
 
Начало в 20.00 Стоимость входного билета:
- в предварительной продаже в кассе КЦ ДОМ – 1300 рублей,
- электронных билетов – 1625 рублей (они доступны к покупке до полуночи даты мероприятия по московскому времени)
- в день концерта – 1700 рублей.
- стоимость абонемента на 25 и 26 февраля – 2200 рублей; абонемент можно приобрести только в кассе КЦ «Дом», количество ограничено
Купить билет
Расписание работы кассы в КЦ "Дом"- ЗДЕСЬ
 

Запрещённые игры для молодых волчат

Фото - Claudio Casanova

Календарный конец нынешней невыразительной и угрюмой московской зимы для московских любителей свободной музыки будет расцвечен долгожданным и щедрым подарком — нас ожидают целых два концерта супермощного трио Full Blast. Трио, в котором неутомимый и заслуженный боец импровизационного фронта, немецкий саксофонист и кларнетист, «отец европейского свободного джаза» Петер Брёцман встречается с двумя выдающимися швейцарскими музыкантами – бас-гитаристом Марино Плиакасом и барабанщиком Михаэлем Вертмюллером. Встречи эти происходят уже больше двенадцати лет, и задокументированы они на пяти ярчайших альбомах.

Ряд обозревателей сравнивает Full Blast с еще одним ансамблем с участием Брёцмана — Last Exit, существовавшим со второй половины 1980-х до 1994 года. Там играли басист-культуртрегер Билл Ласвелл, один из первых фри-джазовых гитаристов Сонни Шэррок и сотрудничавший со звездами фри-джаза поющий барабанщик Роналд Шэннон Джексон. Однако если в Last Exit фри-джаз соединялся преимущественно с чем-то вроде хард-рока, то про Full Blast можно говорить скорее о соединении огненного и жёсткого фри-джаза с различными видами металлической музыки и нойза. Музыка трио невероятно мощна и прямо-таки источает необузданную энергию – но при этом она не лишена красоты и изобилует лирическими фрагментами, напоминая творчество великих мастеров свободного джаза прошлого.



Манеру игры Вертмюллера называют «бластбитом в джазе» (бластбит — характерная для тяжелых стилей пулеметная игра). Но и Плиакаса сравнивают преимущественно со спид-металлическими басистами – впрочем, в Full Blast бас нередко звучит и вовсе как ударный инструмент. При этом характер взаимодействия музыкантов в трио нельзя определить стандартной схемой «солист – ритм-секция»; каждый из музыкантов здесь является солистом со своей индивидуальной манерой исполнения. Следует особо отметить, что ансамбль занимается не только свободной импровизацией. Так, альбом “Sketches and Ballads” 2011 года, записанный с участием трех приглашенных музыкантов, создан на основе 50-страничной композиции Вертмюллера. А на последнем альбоме, “Risc” 2016 года, взаимодействие инструментов сопровождается электронными вкраплениями, созданными саунд-артистом Гердом Рише, бывшим главой Берлинской академии электроакустической музыки, не дожившим до выхода диска.



Петер Брёцман в особом представлении любителям свободной импровизационной музыки, а тем более завсегдатаям Культурного центра ДОМ не нуждается. Людям, менее или совсем не знакомым с его творчеством, сообщим, что это поистине пионер и ветеран, еще во второй половине 1960-х выпустивший несколько поворотных альбомов, которые стали классикой европейского джазового авангарда (с альбома “Machine Gun” вообще стоит начинать знакомство с этим музыкальным направлением). И многие дальнейшие его опыты, будь то остроумный и изобретательный дуэт “Schwarzwaldfahrt” с голландским барабанщиком Ханом Беннинком 1977 года или чикагский «тентет» с участием выдающихся импровизаторов из Европы и США, просуществовавший с 1997 по 2012 год, до сих пор поражают воображение.



Не лишним будет кратко рассказать и о том, чем он занимался в прошлом году — в последний раз музыканта слышали в ДОМе в ноябре 2016 года. Существенную часть этого времени Брёцман посвятил совместному творчеству со своей относительно новой музой — американкой Хизер Ли, исполнительницей на педальной стил-гитаре (дуэт с нею занял большую часть прошлого московского выступления мастера). Перед Рождеством Брёцман и Ли вернулись из длительного тура по Новой Зеландии (о эта неистребимая жажда Петера к путешествиям в неведомые дали!) В разное время к их дуэту присоединялся и знаменитый японский трубач Тошинори Кондо, а весной этого года планируется несколько концертов дуэта с ещё одним японским гуру авангардной музыки – Кейдзи Хаино. Продолжилось и многолетнее сотрудничество Брёцмана с еще одним частым гостем в ДОМе — норвежским барабанщиком Полом Нильссеном-Лавом. Кроме того, год был отмечен мастер-классом, сольным концертом и показом документального фильма о музыканте, состоявшимися в Канаде. Выпущено несколько альбомов, среди них — вторая запись вдвоем с Хизер Ли, красноречиво названная “Sex Tape”. В дальнейшем запланированы самые разные коллаборации, в частности с португальскими тяжелыми рокерами Black Bombaim и другим ветераном европейского (и конкретно немецкого) джазового авангарда, пианистом Александером фон Шлиппенбахом.



Басист Марино Плиакас, не только получивший диплом по классу академической гитары, но изучавший также историю и русистику, в том числе в Петербурге, помимо Full Blast и трио Nohome с тем же Вертмюллером и сыном Петера, гитаристом Каспаром Брёцманом, известен в музыкальном мире как участник ансамбля Steamboat Switzerland, стиль которого в некоторых источниках определяется жутковатой конструкцией «хэммонд-авант-кор» (что означает сочетание авангарда, хардкора и звучания органа Hammond). Среди его партнеров — не только видные деятели европейской импровизационной сцены, но также недавно покинувший этот мир басист немецкой экспериментальной группы Can Хольгер Чукай и даже бывший участник The Velvet Underground Джон Кейл. В течение пяти лет на рубеже веков Плиакас возглавлял цюрихское отделение знаменитого Международного общества современной музыки (ISCM), продвигающего современную академическую музыку (при всей условности определения). В репертуаре как самого Плиакаса, так и ансамбля Steamboat Switzerland немало академических произведений, исполненных, в частности, совместно с выдающимся камерным ансамблем Klangforum Wien.



Одним из авторов, чьи произведения регулярно играл Плиакас, является третий участник Full Blast, барабанщик Михаэль Вертмюллер. Поучившись джазу и композиции, он работал и в составе ряда симфонических оркестров, в том числе Оркестра Консертгебау. Вертмюллер — автор ряда музыкальных произведений, включая оперы. Ему принадлежит также музыкальное сопровождение к спектаклю (называемому также флуксус-ораторией) «Церковь страха перед чужим во мне» Кристофа Шлингензифа, где с музыкой самого Вертмюллера соседствуют фрагменты сочинений Вагнера, Малера, Шенберга и африканских песнопений. В 1990-х годах музыкант образовал с собственными студентами группу Alboth!, игравшую на стыке фри-джаза и дет-метала.

25 и 26 февраля в ДОМе будет не просто жарко – нас ждёт самое настоящее светопреставление. Не стать его свидетелем хотя бы раз в жизни, наверное, нельзя. Вы предупреждены!

 

ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

LiniaGrafic!

Ринет

Москва Медиа