26 апреля 2018

ARASHI: Akira Sakata / Johan Berthling (Fire!) / Paal Nilssen-Love (The Thing)

[новый джаз]

  • Акира Саката / Akira Sakata - саксофоны, голос (Япония)
  • Йохан Бертлинг / Johan Berthling - контрабас, бас-гитара (Швеция)
  • Пол Нильссен-Лав / Paal Nilssen-Love - ударные (Норвегия)
 
Начало в 20.00 Стоимость входного билета:
- в предварительной продаже в кассе КЦ ДОМ – 1300 рублей,
- электронных билетов – 1625 рублей (они доступны к покупке до полуночи даты мероприятия по московскому времени)
- в день концерта – 1700 рублей
Купить билет
 

ИДЕАЛЬНЫЙ ШТОРМ

Фото: Piotr Lewandowski

Arashi на японском языке означает «шторм», и это слово как нельзя лучше описывает сверхмощную и сногсшибательную музыку трио, созданного почти пять лет назад ветераном японской джазово-авангардной сцены, легендарным саксофонистом и кларнетистом Акирой Сакатой. Наложенная на дьявольские скандинавские ритмические рисунки, игра Сакаты напоминает смесь ярчайших фейерверков из тысяч искр с более интимными, всегда очень личными, атмосферными фрагментами. В музыке Arashi грозовые атаки чередуются с воспринимаемыми как затишье после бури моментами чистого созерцания, в которых Акира использует теплый и подвижный тембр кларнета или мощное горловое пение, проникнутое невероятными лиризмом и глубиной.

Фото: Кирилл Полонский




Дебют трио Arashi состоялся на грандиозном джазовом фестивале в норвежском Молде в июле 2013 года. Успех был оглушительным, трио стало гастролировать по всему миру на постоянной основе, и за прошедшие почти пять лет выпустило на венском лейбле Trost Records два полноценных альбома – дебютный Arashi в 2014 году и совершенно фантастический Semikujira в 2016 году. Кстати, известный блог Free Jazz Collective, горячо рекомендуя Semikujira, характеризует его как «фриджазовый ответ на классический альбом Элвина Джонса Putting It Together. А Тим Оуэн, обозреватель не менее уважаемого Dalston Sound, рецензируя альбом, пишет: «Превосходный сет, сбалансированное и интенсивное исполнение… к прослушиванию альбома хочется возвращаться снова и снова».



Родившийся в Хиросиме в 1945 году и получивший университетский диплом по специальности «биология океана» Акира Саката – наверное, самый знаменитый и интересный саксофонист, представляющий японский свободный джаз, давно и прочно интегрированный в мировую новоджазовую сцену. Вне Японии Саката стал известен ещё в начале 70-х благодаря участию в просуществовавшем более десяти лет Yamashita Yosuke Trio с пианистом Йосуке Ямаситой и барабанщиком Такео Мориямой. С этим трио наш самурай гастролировал по всему миру, выступая на всех главных джазовых фестивалях по обе стороны Атлантики, включая фестивали в Монтрё, Ньюпорте, Мёрсе, Берлине и многих других. В 1986 году с выступления в качестве приглашённого музыканта на концертах знаменитого квартета Last Exit началось его многолетнее сотрудничество с великим Биллом Ласвеллом, который впоследствии играл и выступал в качестве продюсера на нескольких записанных Сакатой альбомах. Ласвелл принял участие и в продолжавшемся целый месяц в 1994 году эпохальном туре по Узбекистану, Монголии и Китаю собранного Акирой ансамбля под названием Flying Mijinko Band, в котором участвовали 14 музыкантов из Японии, Африки и Америки. Бессмысленно перечислять все ансамбли и составы с участием Сакаты, но стоит выделить его сотрудничество с такими звёздами, как игравший в первой половине 70-х с великим Майлсом гитарист Пит Коузи, Джон Зорн, Петер Брёцманн, Петер Ковальд, барабанщик This Heat Чарльз Хэйуорд, Отомо Йосихидэ, Кейдзи Хаино, Тошинори Кондо, Матс Густафссон, Кен Вандермарк, Джо МакФи, Джим О”Рурк, DJ Sniff, и многими, многими другими.



Музыканты, в компании с которыми Акира Саката приезжает в Москву – басист Йохан Бертлинг и барабанщик Пол Нильссен-Лав – давно представляют элиту мировой новоджазовой и экспериментальной сцены. Бертлинг, играя не только на контрабасе, но и на бас-гитаре, является «мотором» ставшего уже легендарным грандиозного трио Fire! и образованного на его основе оркестра Fire! Orchestra небезызвестного Матса Густафссона. Несмотря на то, что работа в этих проектах отнимает у него практически всё время, Йохан участвует ещё в нескольких джазово-импровизационных составах – таких, как LSB Trio с основателем группы Atomic Фредриком Юнгквистом и выдающимся шведским барабанщиком Раймондом Стридом, а также интернациональном трио Küchen/Berthling/Noble, с успехом выступившем в КЦ «Дом» полтора года назад. Кроме того, Йохан уже около пятнадцати лет играет в экспериментальном поп-фолковом трио Tape.

Фото: Piotr Lewandowski




Не успели угаснуть эмоции, связанные с отгремевшим на сцене КЦ «Дом» в конце ноября прошлого года выступлением культового трио The Thing и последовавшим за ним мини-фестивалем Thin Бро Fest, как большой друг московской новоджазовой публики и Дома барабанщик Пол Нильссен-Лав вновь выйдет на его сцену. Пол, как всегда, неутомим: на своих свежих записях он выступает в дуэтах с наиболее выдающимися саксофонистами-импровизаторами – Петером Брёцманом, Кеном Вандермарком и Фруде Йерштадом, колесит по миру в составе трио с тем же Брёцманом и тромбонистом из Нью Йорка Стивом Суэллом, много работает с лучшими представителями чикагской сцены – саксофонистом Марсом Уильямсом и контрабасистом Кентом Кесслером (трио Boneshaker), саксофонистом Дэйвом Ремписом и хорошо нам знакомым виолончелистом Фредом Лонберг-Хольмом (трио Ballister), и многими, многими другими. Кроме того, и Нильссена-Лава тоже привлекает идея «крупной формы» – такого рода сочинительством он занимается в Large Unit имени себя, а также в Pan-Scan Ensemble, образованном в прошлом году Полом совместно с его давним другом и соратником, тоже барабанщиком Столе Сульбергом.

Фото: Micke Keysendal




Сразу же после своего появления трио Arashi стало абсолютным откровением для любителей экспериментальной музыки по всему миру, это был своеобразный «глоток свежего воздуха» – столь оригинальной и наполненной множеством красот и смыслов оказалась игра трио. Эяль Ареувени, уважаемый обозреватель блога All About Jazz, написал ещё в 2014 году: «Arashi – трио бесстрашных музыкантов-единомышленников, которым нравится играть страстную и чувственную музыку, и которые ни за что не согласятся на меньшее». Очень скоро мы убедимся в справедливости этих слов.

 

ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

Ринет