31 мая 2018

Lotte Anker / Sten Sandell Duo

[новый джаз, свободная импровизация]

  • Лотте Анкер - саксофоны (Дания)
  • Стен Санделл - фортепиано (Швеция)
 
Начало в 20.00 Стоимость входного билета в предварительной продаже - 1200 руб., в день концерта - 1500 руб.
Расписание работы кассы предварительной продажи ЗДЕСЬ
Стоимость электронных билетов - 1500 руб., они доступны к покупке до полуночи даты мероприятия по московскому времени.
Купить билет
 

НА ЛУНЕ КАК НА ЛУНЕ

Один из концертов, завершающих сезон 2017/2018 в московском Культурном центре «Дом», обещает стать достаточно заметным событием как для московского, так и для европейского новоджазового сообщества. 31 мая на сцене «Дома» произойдёт знаменательная встреча двух «мэтров», двух замечательных скандинавских музыкантов, работающих на стыке свободного джаза и авангардной импровизации – выдающейся датской саксофонистки и композитора Лотте Анкер и невероятного шведского пианиста Стена Санделла.



Лотте Анкер давно зарекомендовала себя как одна из движущих сил европейского и мирового джазового авангарда; её манеру игры отличают глубина, отточенность и широчайший тембральный диапазон. Кажется, что Лотте может всё: в её арсенале изысканные мелодии и более абстрактные звуковые структуры; ей подвластны как тонкие воздушные игры с тембрами и полутонами, так и создание плотных экспрессионистских звуковых картин. Среди ее регулярных партнёров — мощная ритм-секция европейского фри-джаза, контрабасист Джон Эдвардс и барабанщик Пауль Ловенс, свободно мыслящие американцы пианист Крейг Тейборн и барабанщик Джералд Кливер, швейцарско-американская пианистка Сильви Курвуазье, японская электронщица Икуэ Мори. Три года назад Анкер привозила в Москву свое датское трио Mokuto, и, по многочисленным отзывам, их концерт был одним из самых ярких в Культурном центре ДОМ за последние годы. А в прошлом году она выступила здесь в сногсшибательном дуэте с легендарным гитаристом и композитором Фредом Фритом. Анкер продолжает постоянно выступать и записываться в разных импровизационных составах, последние месяцы отмечены, среди прочего, работой с польскими и японскими музыкантами.



В Москву же вместе с Анкер на сей раз приезжает уникальный шведский пианист, органист, исследователь природы звука Стен Санделл, вместе с которым в разных коллективах они работают уже больше двадцати лет. Один из актуальных проектов, где они оба участвуют, — квинтет Life and Other Transient Storms, который собрала переехавшая в Швецию португальская трубачка Сусана Сантуш Силва. Кроме того, Анкер и Санделл входят в скандинавский состав из девяти человек Pan-Scan Ensemble, организованный барабанщиками Полом Нильссеном-Лавом и Столе Лиавиком Сульбергом. По словам Санделла, они с Лотте Анкер входят в своего рода скандинавский пул музыкантов, востребованных в разных проектах, а идея выступать дуэтом принадлежала именно Лотте.



Сам Санделл весьма активен в области свободной импровизации. Он входил в один из составов основанного Матсом Густафссоном огромного Fire! Orchestra, а также играет с Густафссоном и шведским барабанщиком Раймондом Стридом в трио Gush, которое в этом году отмечает своё 30-летие. Ему случается выступать и с ветеранами американского и европейского фри-джаза — Роскоу Митчеллом, Эваном Паркером, Бобби Брэдфордом. Нельзя обойти вниманием и собранное самим Санделлом трио с всё тем же Нильссеном-Лавом и контрабасистом Fire! Юханом Бертлингом, а также ряд других коллективов с менее стабильным, но не менее ярким составом.



В разговоре о своем творчестве Санделл разделил его на две части: свободную импровизацию и работу с саунд-поэзией и вообще текстами. В роли поэта и декламатора выступает в большинстве случаев сам Стен. Он использует всевозможные вокальные техники, включая гортанное пение, приемы, заимствованные из классической музыки Северной Индии и европейской музыки XIII—XIV веков. Голос нередко подвергается различной обработке, вступает во взаимодействие с электроникой. Иногда Санделл работает и с чужими голосами — выступая, например, с певицей Туне Осе. Следует отметить, что Стен использует голос и в сольных выступлениях в рамках свободной импровизации, так что грань между двумя названными выше частями его творчества довольно зыбкая.



Кроме того, особое место в музыкальной деятельности Санделла занимает работа с органом. Подход музыканта здесь напоминает его же работу с голосом — на первый план зачастую выходят нестандартные приемы и обработки, непривычные для классического представления об инструменте. По словам Стена, его интересуют прежде всего «звуки, которые идут изнутри органа, взаимодействие с давлением воздуха, звуки, извлекаемые «нетрадиционным путем». Важная роль отводится бурдону — низкому тянущемуся звуку. Слово «borduna» («бурдон» по-шведски) фигурирует в названиях многих произведений Санделла — даже в тех, где орган не участвует. Подобным же нетрадиционным образом Стен подходит к игре на клавикорде — клавишном инструменте, использовавшемся преимущественно в XVI—XVIII веках, — а также на настроенном определенным образом наборе камней.



Чтобы получить более полное представление о многогранности Санделла как художника, стоит помнить, что в 1980-х и 1990-х годах он записывался на шведском лейбле Bauta, выпускавшем альбомы крайне яркого и разнообразного авангардного рока. Впрочем, очевидно, авангардный рок близок Санделлу и теперь — во всяком случае, например, его произведение «The Hunt — The Border» для голоса и электроники 2015 года звучит очень по-рОковому. Наконец (и это крайне важно для понимания масштаба личности приезжающего к нам исполнителя), свой музыкантский и композиторский опыт Санделл умело конвертирует в слова — как музыковед и автор исследований о природе звука, о свободной импровизации, о взаимодействии между музыкой и текстом, о природе тишины.



Концерт дуэта этих выдающихся музыкантов обещает стать одним из интереснейших событий на московской джазово-импровизационной сцене. Не пропустите!

 

ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

Ринет