12 октября, пятница

LEHN / SCHMICKLER DUO: Фестиваль Гёте-Института «Джаз осенью. Экспериментальная импровизационная музыка», концерт II

[электроакустическая импровизация, компьютерная музыка, экспериментальная электронная музыка]

Фото - Marcus Schmickler
  • Томас Лен / Thomas Lehn – аналоговый синтезатор
  • Маркус Шмиклер - Marcus Schmickler – лэптоп, цифровой синтезатор
 
Начало в 20.00 Стоимость входного билета:
- в предварительной продаже – 1200 рублей; стоимость электронных билетов 1500 рублей, они доступны к покупке до полуночи даты мероприятия по московскому времени.
- в день концерта – 1500 рублей.
Стоимость абонемента на все концерты фестиваля – 3500 рублей. Абонемент можно приобрести в кассе КЦ «Дом». Количество ограничено
 

Организатор фестиваля – Гёте-Институт в Москве


Программа фестиваля:

5 октября 2018, пятница
ALFRED HARTH’S REVOLVER 23
Альфред 23 Харт (Alfred 23 Harth) – саксофон, тромбон, электроника
Никола Хайн (Nicola Hein) – гитара
Марсель Демген (Marcel Daemgen) – синтезатор
Йорг Фишер (Jörg Fischer) – ударные

12 октября 2018, пятница
LEHN / SCHMICKLER DUO
Томас Лен (Thomas Lehn) – аналоговый синтезатор
Маркус Шмиклер (Marcus Schmickler) – лэптоп, цифровой синтезатор

19 октября 2018, пятница
PERLONEX TRIO
Игнац Шик (Ignaz Schick) - диджейская вертушка, электроника
Йорг Мария Цегер (Jörg Maria Zeger) – гитара
Буркхард Байнс (Burkhard Beins) - ударные, перкуссия

3 ноября 2018, суббота
PETER EVANS’ KÖLN QUARTET
Питер Эванс (Peter Evans) - труба
Элизабет Куду (Elisabeth Coudoux) - виолончель
Сабин Акико Арендт (Sabine Akiko Arendt) - скрипка
Флориан Цвисслер (Florian Zwissler) - аналоговый синтезатор

ИГРА С НЕНУЛЕВОЙ СУММОЙ


Дуэт Маркуса Шмиклера и Томаса Лена – одна из главных групп направления электроакустической импровизации. Впервые они сыграли вместе в 1997 году в рамках судьбоносного для этой музыки электронного ансамбля MIMEO под руководством самого Кита Роу. Тремя годами позже на Erstwhile Records выходит их дебютный альбом Bart, по праву считающийся важной вехой в истории экспериментальной музыки. Сочетая, казалось бы, несочетаемое, Лен и Шмиклер смогли преодолеть сопротивление материала друг друга, произведя на свет нечто новое, не сводящееся к сумме индивидуальных действий.




Томас Лен – профессиональный пианист, изучавший академическое и джазовое исполнительское искусство в Кельнской высшей школе музыки, с начала 1980-х годов регулярно играя как классический романтизм, так и авангардную композиторскую музыку XX века. C 1990 года он сконцентрировался на электронной импровизации, играя сперва на аналоговом синтезаторе Minimoog, затем – на легендарном модульном синтезаторе EMS Synthi A. Лен выпустил больше 80 релизов, в том числе как участник продолжительных проектов MIMEO, Konk Pack (с Тимом Ходжкинсом и Роджером Тернером; трио, кстати, выступило в КЦ «Дом» с огромным успехом на фестивале Гёте-Института «Джаз осенью»), Toot (с Филом Минтоном и Акселем Дернером), Thermal (с Джоном Бутчером и Энди Муром), а также коллабораций с Паулем Ловенсом, Джоном Тилбури и Мэттью Шиппом.




Богатая творческая биография Лена позволила ему создать свой уникальный язык электронной импровизации, в котором можно легко проследить его опыт академического исполнителя, джазового музыканта, звукоинженера. Лен практикует акустический подход в игре на синтезаторе, предпочитая физический контакт с инструментом статичной генерации звуковых волн. Помимо импровизации и исполнения академической музыки на фортепиано, Лен в последние годы выступает в качестве исполнителя произведений электронной музыки. В 2014 году в рамках фестиваля Faithful! В берлинском клубе Berghain он выступил вместе с оркестром KlangForum Wien, сыграв сочинение австрийского композитора Петера Якобера.




Сложно переоценить влияние композитора и импровизатора Маркуса Шмиклера на развитие экспериментальной электроники за последние двадцать лет. Под впечатлением от музыки Штокхаузена Шмиклер в 1991 году начал учиться композиции у Йоханнеса Фритча, работавшего в ансамбле Штокхаузена в 1960-х. Тогда же Шмиклер стал членом группы электронщиков-импровизаторов Kontakta, во многом изменившего направление развития электронной музыки 1990-х годов. В 1995 году он был в числе основателей лейбла и независимого дистрибьютера A-Music. Под псевдонимом Pluramon Шмиклер был в числе пионеров построка, отличаясь при этом изощренным подходом к построению звуковых текстур.




Интересы Шмиклера предельно широки и разнообразны – от экспериментов с психоакустикой до сочинения музыки к театральным постановкам, от сотрудничества с представителями акустической свободной импровизации до продюсирования треков в стиле минимал-техно. В дуэте с Томасом Леном он использует SuperCollider, на котором синтезирует звук в реальном времени. Музыка Шмиклера – золотой фонд таких краеугольных лейблов экспериментальной электроники, как Mille Plateaux, Erstwhile Records, A-Musik, Max Ernst, Editions Mego.




Данил Бурыгин в своей статье «Бесконечное поле возможностей. К определению экспериментальной импровизации» пишет:
«Основная тема их музыки – преодоление разного рода оппозиций: аналог – цифра, стабильность – разрушение, событие – процесс, – противоречие между ними снимается и одно незаметно переходит в другое. Лен и Шмиклер сумели выработать между собой практически прямой контакт: кажется, что скорость их реакций равна скорости передачи сигнала в замкнутой электрической цепи. При этом музыкальные языки обоих хорошо дополняют друг друга. Благодаря Лену музыка становится предельно тактильной. Его неповоротливый синтезатор – идеальный инструмент в руках виртуозного пианиста, работающего с электронным медиумом как с акустическим, превращая его из генератора звука в физический объект (реконтекстуализация инструментов – одна из главных тем экспериментальной импровизации). Его головокружительно скоростная игра на клавиатуре DK-2 и контроллерах прерывает волновые интерференции Шмиклера как бы короткими замыканиями. В противоположность дискретности Лена, Шмиклер, мастер компьютерной музыки, выстраивает сложные линейные ассамбляжи посредством аудиосинтеза и алгоритмов в SuperCollider, с упоением вырисовывая каждую деталь. Еще с 90-х годов он сохранил модернистские амбиции новатора, одержимого идеей создания уникальных электронных звуков, которых до этого никогда не существовало в природе.



В результате получается живая эко-система, которая при этом может быть очень разной. К примеру, на последнем их альбоме с неслучайным названием «Neue Bilder» (Mikroton, 2017), мы уже наблюдаем более статичный и гомогенный океан звуков: отдельные элементы сталкиваются, делятся на части, пролетают мимо (панорамирование), поднимаются из небытия и снова погружаются в бездну. Материал был изначально исполнен на концерте квадрофонически и уже потом творчески переработан Шмиклером в стерео для релиза. Многоканальные корни записи проявляют себя в текстурном разнообразии и в том, как распределяются звуковые объекты в пространстве».

В октябре прошлого года Лен и Шмиклер выпустили свой новый альбом под названием “Neue Bilder” на московском лейбле Mikroton Recordings, и фестиваль Гёте-Института «(no)Джаз осенью» рад приурочить их концерт к 10-летию лейбла, которое отмечается нынешней осенью.

 

ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

LiniaGrafic!

Ринет

Москва Медиа