6 ноября, вторник

Международный фестиваль новой музыки Длинные Руки
День 2

[новый джаз, свободная импровизация, минимализм, тибетская индустриальная музыка]

  • Акош Селевени / Ákos Szelevényi – духовые, перкуссия
  • Арон Портелеки / Áron Porteleki – ударные, перкуссия, альт
  • Владимир Мартынов – фортепиано
  • Святослав Пономарёв – струнный бензобак, железный лист, картонные и пластиковые трубы, караталы, железный барабан, пенопласт, порновибратор, процессор, лупер, голос
 
Начало в 20.00 Стоимость входного билета в предварительной продаже – 600 руб., в день концерта – 800 руб.
Абонемент на все дни фестиваля – 3000 руб.
Стоимость электронных билетов 750 рублей, они доступны к покупке до полуночи даты мероприятия по московскому времени.
Купить билет
 

Каждый год артистов, которые выступают на фестивале «Длинные Руки», объединяет некая концепция, лежащая в основе программы. В этом году фестиваль – 15-й, юбилейный. Он соберёт музыкантов, ассоциирующихся у слушателей с совершенно различными направлениями, стилями и жанрами новой музыки, но – вместе с тем – родственных своей внутренней бескомпромиссностью, безусловностью в жизни и в творчестве. Кроме того, более половины имён в программе – это не просто свидетели самой значительной эры музыкальных экспериментов (1950-60-е), но непосредственные участники происходивших тогда в искусстве трансформационных процессов, авторы новаторских, революционных экспериментов со звуком, музыкальной технологией, композицией и импровизацией.

«Длинные Руки» – ежегодный международный фестиваль-посвящение Николаю Дмитриеву, основателю Культурного Центра ДОМ и – вместе с Сергеем Курёхиным – лейбла «Длинные Руки» (Long Arms Records). Столько лет «Длинные Руки» дoкyмeнтиpуют, издают и распространяют новую и старую, маргинальную, забытую, малоизвестную и неопознанную музыку всех направлений, стилей и жанров, включая свободную и новоджазовую импровизацию и неакадемическую композицию; новейшую музыку эпохи НТР – шумовую, электронную и электроакустическую; творческие межкультурные проекты – от саунд-арта до перформанса; и, конечно, аутентичный фольклор, неофольклоризм и профессиональную музыку неевропейских традиций.

В фестивале традиционно принимают участие как музыканты, которые играют в ДОМе с первых лет его существования (в 2018 году – Николай Судник, Вячеслав Гайворонский, Святослав Пономарёв, Владимир Мартынов), так и приезжающие в Россию впервые или после долгого перерыва (в этом году – венгры Арон Портелеки и Акош Селевени, португалец Карлуш Зингаро и трое американцев, в свое время основавшие в Риме один из первых коллективов концертной электронной музыки (отсюда и итальянское название – Musica Elettronica Viva) Фредерик Ржевский, Элвин Каррен и Ричард Тейтельбаум).

Фестиваль «Длинные Руки» фактически концентрирует идеи фестивалей, существовавших в ранние годы ДОМа. В первую очередь, опыт «Альтернативы – ?» (первый фестиваль той музыки, которая практически не звучала в советские годы). Когда официальные и негласные запреты в области искусства были сняты, и надобность в «Альтернативе» (уже без знака вопроса) вроде бы отпала, фестиваль, который начинали Алексей Любимов, Марк Пекарский, Антон Батагов и продолжал Дмитрий Ухов, выжил только благодаря центру ДОМ. Собственно с «Альтернативы-99» центр ДОМ и начался. И продолжился в таких, придуманных Дмитриевым, фестивалях, как «Глубокая глотка, или Опасные связки», «Кубок Ориона», Фестиваль ориентальной музыки «По ковру».

В сущности, «Длинные Руки» переняли идею «Альтернативы»: профессора Консерватории играют панков, а панки слушают авангард. «Длинные Руки» стали общей платформой для всех!

Акош Селевени

Акош Селевени родился в Дебрецене в 1966 году. С шести лет изучает музыку в Будапеште: занимается вокалом, флейтой Béres, кларнетом. Одновременно открывает для себя Бетховена и Led Zeppelin, углубляет свои знания в том, что касается традиций сельской культуры, благодаря так называемым “táncház” (места встреч, клубы, собирающие любителей музыки и танца), а также группам Muzsikás и Téka. Затем получает классическое образование по классу фагота. Поёт в рок-группе лицея (обеспечивая таким образом своё куда менее славное отбытие из этого заведения). В 1982 саксофон становится его основным инструментом. Селевени знакомится с фри-джазом, с тем, что делают Колтрейн, Брэкстон, Сесил Тэйлор. Ходит на концерты саксофониста Михая Дреша, благодаря которому находит свой путь и команду музыкантов, идущих по стопам Белы Бартока и Золтана Кодая (речь идет о той же работе с наследием, как и у Muzsikás, но в области импровизационной музыки и нового джаза).

В 1986 году двадцатилетний Селевени вопреки своему желанию эмигрирует во Францию. В Париже встречает музыкантов, записи которых он, живя при коммунистическом режиме, находил с огромным трудом, и деятельность которых стала для него своеобразным руководством в этических, “политических” и духовных поисках. В 1990 году начинается долгий и важный период, когда Селевени создает свою группу, которая получит название Akosh S. Unit, и пишет музыку к пьесам Франсуа Сервантеса для его театра “Антреприза”. В 1991 году записывает свой первый альбом, в 1992 играет и записывается с Дьюи Редманом. Из-за того, что залов, дающих ему возможность играть, очень мало, он ищет другие места, играет преимущественно в барах, формируя альтернативную сеть, создавая культурное движение вдалеке от “искушённой публики”. Его приятель Бертран Канта, вокалист Noir Désir, вместе с Сержем Тиссо-Ге, гитаристом и вторым со-основателем группы, приходит на одно из выступлений Селевени и приглашает его принять участие в записи готовящегося альбома. Вскоре Бертран Канта присоединяется к Akosh S. Unit (не покидая Noir Désir). Группа Акоша С. превращается то в квартет, то в квинтет, то в тентет: например, альбом Èlettér (1998) был записан десятью музыкантами, среди которых – Петер Эри из группы Muzsikás и Роберт Бенко из квартета Михая Дреша.

Тем временем осуществляются все новые и новые проекты: дуэт с Дидье Левале, совместные работы с Noir Désir, дуэты с Жоэль Леандр, eRIKm, ударником и перкуссионситом Жильда Этвенаром… В 2006 году начинается долгое и тесное сотрудничество Селевени, – и как композитора, и как исполнителя, – с хореографом Жозефом Наджем. Они создают ряд спектаклей, в том числе "Sho-bo-gen-zo" для 2 танцоров (Жозеф Надж и Сесиль Луайе) и 2 музыкантов (Жоэль Леандр и Акош С.), показанный в Москве на Международном театральном фестивале им. А.П.Чехова в 2013 году (тогда же состоялось и первое в России выступление дуэта Акоша Селевени с Жоэль Леандр, в КЦ ДОМ).



Арон Портелеки

Барабанщик и альтист Арон Портелеки родился в Будапеште в 1984 году. Участвует в нескольких музыкальных группах, работающих в области свободной импровизации, электроники, джаза и фольклора, а также создаёт музыку для театра и современного танца. Ребёнком он учился играть на особом трёхструнном альте цыган Трансильвании, а позднее брал уроки ударных инструментов у различных венгерских мастеров. Изучал культурную антропологию в Будапештском университете.

Как барабанщика Портелеки интересует импровизация, лежащая за пределами жанров и форм, полагающаяся только на настоящую ситуацию, на текущий момент. Он экспериментирует с возможными связями между различными подходами к импровизации в фольклоре и джазе, разрабатывая в игре на ударных инструментах особый неметрический тип рубато, который происходит главным образом из опыта исполнения Ароном народной музыки на альте, но смешивается также и с традициями фри-джаза.

Арон Портелеки сотрудничал с такими группами, как Muzsikás, Wovenhand, Дети Picasso, участвовал в ряде международных фестивалей, постоянно работает со всемирно известными хореографами и танцовщиками.

Владимир Мартынов

“Владимир Мартынов сочетает главные акценты сегодняшнего искусства с его направленностью к синтезу, который смыкает разного плана оппозиции: современность – архаика, фольклор – профессиональная традиция, светское – религиозное, Восток – Запад, элитарность – массовая культура, рациональное – интуитивное...

Дихотомия — его творческая стратегия. Он хорошо себя чувствует, когда имеет как минимум две точки опоры и притом на разных полюсах. Он одновременно шаман и игрок в бисер, изощренный структуралист и сторонник «новой простоты». Говорит о вреде письменности, но сам — человек книжной цивилизации: издает философские книги; проповедует о конце времени композиторов, но пишет музыку... По своей природе В. Мартынов — провокатор. Он умеет быть одновременно и азартным игроком, и тонко руководить игрой. Погружаясь в волны «абсолютно прекрасных звуков», не надо верить, что автор весь тут, с нами: у него всегда запущена еще одна или несколько параллельных игр, которыми он правит с зоркостью гроссмейстера. На самом же деле всё это — разные слои одного многомерного текста, точнее — разные тексты внутри одного текста.”

Маргарита Катунян





Святослав Пономарёв

Проект PURBA был основан Святославом Пономарёвым в конце 20 века (в 1999) как «Театр тибетской музыки», изначально занимавшийся исключительно воспроизведением древних тибетских буддийских и бонских ритуалов. Выступления сопровождались театральными действиями и видеоартом Святослава. Концерты-перформансы проходили в России и за границей как в концертных залах, музеях, галереях, так и в заброшенных заводских пространствах.

В последние годы проект PURBA работает по двум направлениям. С одной стороны, это по-прежнему традиционная тибетская, с другой стороны – индустриальная музыка (ритуальный индастриал, дроун, спонтанная импровизация и перформанс). При этом в рамках второго (индустриального) направления также используются традиционные тибетские инструменты вкупе просто с какими-то объектами этого объятого пламенем мира – железными листами, трубами, бензобаками, бочками, порномассажёрами, гидрантами, гитарами, сэмплерами, электроникой и прочими явлениями непостоянства.



ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

LiniaGrafic!

Ринет

Москва Медиа