7 ноября, среда

Международный фестиваль новой музыки Длинные Руки
День 3

[новая академическая музыка]

  • Фредерик Ржевский (США)
  • Ансамбль Kymatic (Москва)
 
Начало в 20.00 Стоимость входного билета в предварительной продаже – 800 руб., в день концерта – 1000 руб.
Абонемент на все дни фестиваля – 3000 руб.
 

Каждый год артистов, которые выступают на фестивале «Длинные Руки», объединяет некая концепция, лежащая в основе программы. В этом году фестиваль – 15-й, юбилейный. Он соберёт музыкантов, ассоциирующихся у слушателей с совершенно различными направлениями, стилями и жанрами новой музыки, но – вместе с тем – родственных своей внутренней бескомпромиссностью, безусловностью в жизни и в творчестве. Кроме того, более половины имён в программе – это не просто свидетели самой значительной эры музыкальных экспериментов (1950-60-е), но непосредственные участники происходивших тогда в искусстве трансформационных процессов, авторы новаторских, революционных экспериментов со звуком, музыкальной технологией, композицией и импровизацией.

«Длинные Руки» – ежегодный международный фестиваль-посвящение Николаю Дмитриеву, основателю Культурного Центра ДОМ и – вместе с Сергеем Курёхиным – лейбла «Длинные Руки» (Long Arms Records). Столько лет «Длинные Руки» дoкyмeнтиpуют, издают и распространяют новую и старую, маргинальную, забытую, малоизвестную и неопознанную музыку всех направлений, стилей и жанров, включая свободную и новоджазовую импровизацию и неакадемическую композицию; новейшую музыку эпохи НТР – шумовую, электронную и электроакустическую; творческие межкультурные проекты – от саунд-арта до перформанса; и, конечно, аутентичный фольклор, неофольклоризм и профессиональную музыку неевропейских традиций.

В фестивале традиционно принимают участие как музыканты, которые играют в ДОМе с первых лет его существования (в 2018 году – Николай Судник, Вячеслав Гайворонский, Святослав Пономарёв, Владимир Мартынов), так и приезжающие в Россию впервые или после долгого перерыва (в этом году – венгры Арон Портелеки и Акош Селевени, португалец Карлуш Зингаро и трое американцев, в свое время основавшие в Риме один из первых коллективов концертной электронной музыки (отсюда и итальянское название – Musica Elettronica Viva) Фредерик Ржевский, Элвин Каррен и Ричард Тейтельбаум).

Фестиваль «Длинные Руки» как бы концентрирует идеи фестивалей, существовавших в ранние годы ДОМа. В первую очередь, опыт «Альтернативы – ?» (первый фестиваль той музыки, которая практически не звучала в советские годы). Когда официальные и негласные запреты в области искусства были сняты, и надобность в «Альтернативе» (уже без знака вопроса) вроде бы отпала, фестиваль, который начинали Алексей Любимов, Марк Пекарский, Антон Батагов и продолжал Дмитрий Ухов, выжил только благодаря центру ДОМ. Собственно с «Альтернативы-99» центр ДОМ и начался. И продолжился в таких, придуманных Дмитриевым, фестивалях, как «Глубокая глотка, или Опасные связки», «Кубок Ориона», Фестиваль ориентальной музыки «По ковру». И «Длинные Руки» фактически концентрируют всё, отличаясь этим от тематических и «авторских» фестивалей: Владимира Мартынова, немецкого джаза, «Шума и Ярости». В сущности, «Длинные Руки» переняли идею «Альтернативы»: профессора Консерватории играют панков, а панки слушают авангард. «Длинные Руки» стали общей платформой для всех! А не только для минималистов (как Мартыновский фестиваль), шумовиков (как «Шум и Ярость»), фри-электронщиков (как Микротон) и немцев+ (как «Джаз осенью» Гёте-института).

Фредерик Ржевский


Фредерик Ржевский (род. 1938) – американский композитор и пианист-виртуоз.

В 1960 году Ржевский отправляется в Италию, что станет образующим в его музыкальном развитии. Там он учится у Луиджи Даллапикколы и начинает свою карьеру исполнителя новой фортепианной музыки, знакомится с Джоном Кейджем и Дэвидом Тюдором, которые повлияли на его формирование как композитора и пианиста. Спустя несколько лет вместе с Элвином Карреном и Ричардом Тейтельбаумом создаёт группу Musica Elettronica Viva, которая понимает музыку как коллективный, совместный процесс, с импровизацией и живым звучанием электронных инструментов, сочетающимся с инструментами акустическими.

В 1971 году возвращается в США, впоследствии переезжает в Бельгию.

Многие произведения Ржевского вдохновлены социально-историческими темами, в том числе наиболее известные его работы: шедевр минимализма “Coming Together” (1971) и “The People United Will Never Be Defeated!” (1975) – цикл из 36 вариаций на тему песни Серхио Ортеги “El pueblo unido jamás será vencido”, который иногда называют “Гольдберг-вариациями XX века”. Большая часть этой работы использует музыкальный язык эпохи романтизма, но также присутствуют элементы современной музыки, вплоть до сериальной техники.



В ряде пьес 1979-1981 годов Ржевский экспериментирует с графической нотацией. В работах 1980-х композитор показывает новые пути использования 12-тоновой техники. 1990-е годы отмечены импровизационным подходом к композиции, напоминая о его экспериментах поздних 1960-х. Среди произведений 2000-х годов выделяют “Cadenza con o senza Beethoven” (2003), “Наносонаты” (2006—2010) и "Падение империи" (2007).

“Возможно, важнейший из живущих композиторов фортепианной музыки,” – пишет Майкл Шелл о Ржевском в статье, опубликованной весной этого года к его 80-летию.


ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

LiniaGrafic!

Ринет

Москва Медиа