8 ноября 2018

Международный фестиваль новой музыки Длинные Руки
День 4

[live electronics, свободная импровизация]

Фото: Stan Peska
  • Элвин Каррен – (США)
  • Карлос Зингаро и Ричард Тейтельбаум (Португалия-США)
 
Начало в 20.00 Стоимость входного билета в предварительной продаже – 1000 руб., в день концерта – 1200 руб.
Абонемент на все дни фестиваля – 3000 руб.
Стоимость электронных билетов 1250 рублей, они доступны к покупке до полуночи даты мероприятия по московскому времени.
Купить билет
 

Каждый год артистов, которые выступают на фестивале «Длинные Руки», объединяет некая концепция, лежащая в основе программы. В этом году фестиваль – 15-й, юбилейный. Он соберёт музыкантов, ассоциирующихся у слушателей с совершенно различными направлениями, стилями и жанрами новой музыки, но – вместе с тем – родственных своей внутренней бескомпромиссностью, безусловностью в жизни и в творчестве. Кроме того, более половины имён в программе – это не просто свидетели самой значительной эры музыкальных экспериментов (1950-60-е), но непосредственные участники происходивших тогда в искусстве трансформационных процессов, авторы новаторских, революционных экспериментов со звуком, музыкальной технологией, композицией и импровизацией.

«Длинные Руки» – ежегодный международный фестиваль-посвящение Николаю Дмитриеву, основателю Культурного Центра ДОМ и – вместе с Сергеем Курёхиным – лейбла «Длинные Руки» (Long Arms Records). Столько лет «Длинные Руки» дoкyмeнтиpуют, издают и распространяют новую и старую, маргинальную, забытую, малоизвестную и неопознанную музыку всех направлений, стилей и жанров, включая свободную и новоджазовую импровизацию и неакадемическую композицию; новейшую музыку эпохи НТР – шумовую, электронную и электроакустическую; творческие межкультурные проекты – от саунд-арта до перформанса; и, конечно, аутентичный фольклор, неофольклоризм и профессиональную музыку неевропейских традиций.

В фестивале традиционно принимают участие как музыканты, которые играют в ДОМе с первых лет его существования (в 2018 году – Николай Судник, Вячеслав Гайворонский, Святослав Пономарёв, Владимир Мартынов), так и приезжающие в Россию впервые или после долгого перерыва (в этом году – венгры Арон Портелеки и Акош Селевени, португалец Карлуш Зингаро и трое американцев, в свое время основавшие в Риме один из первых коллективов концертной электронной музыки (отсюда и итальянское название – Musica Elettronica Viva) Фредерик Ржевский, Элвин Каррен и Ричард Тейтельбаум).

Фестиваль «Длинные Руки» фактически концентрирует идеи фестивалей, существовавших в ранние годы ДОМа. В первую очередь, опыт «Альтернативы – ?» (первый фестиваль той музыки, которая практически не звучала в советские годы). Когда официальные и негласные запреты в области искусства были сняты, и надобность в «Альтернативе» (уже без знака вопроса) вроде бы отпала, фестиваль, который начинали Алексей Любимов, Марк Пекарский, Антон Батагов и продолжал Дмитрий Ухов, выжил только благодаря центру ДОМ. Собственно с «Альтернативы-99» центр ДОМ и начался. И продолжился в таких, придуманных Дмитриевым, фестивалях, как «Глубокая глотка, или Опасные связки», «Кубок Ориона», Фестиваль ориентальной музыки «По ковру».

В сущности, «Длинные Руки» переняли идею «Альтернативы»: профессора Консерватории играют панков, а панки слушают авангард. «Длинные Руки» стали общей платформой для всех!

Элвин Каррен

Элвин Каррен (род. 1938) – американский композитор, импровизатор и саунд-артист.

С неожиданной стремительностью Каррен начинает своё музыкальное путешествие как со-основатель радикального музыкального коллектива Musica Elettronica Viva и композитор авангардной театральной сцены Рима. В 1970-х он создаёт поэтичную серию сольных работ для синтезатора, голоса, записанных звуков и найденных объектов. Стремящийся разработать новые музыкальные пространства, Каррен считается одной из лидирующих фигур в создании музыки за пределами концертных залов: он делает серию концертов для озёр, портов, парков, зданий, карьеров и пещер – они становятся для него естественными лабораториями. В 1980-х он расширяет идеи музыкальной географии, создавая симультанные радио-концерты для трёх, а затем и для шести больших ансамблей, музыканты которых играли одновременно из многих европейских столиц. С 1987 года Каррен, соединяя цифровые сэмплеры с MIDI-клавиатурами (дисклавирами) и компьютерами, получает в своих сольных произведениях идеальный синтез концертного зала и всех звучащих явлений мира. Он делает серию визуально эффектных звуковых инсталляций, некоторые из них – совместно с визуальными артистами. Все эти годы он продолжает писать многочисленные произведения для радио и акустических инструментов.

Элвин Каррен создаёт музыку из любых звучащих явлений – непостоянную, изменчивую смесь лиризма и хаоса, структуры и неопределённости. Его музыка охватывает и объединяет в ясности диалектической встречи все противоречия (компонированная / импровизационная, тональная / атональная), её отличает очень личный язык, создаваемый из всех языков посредством преданного исследования и рекомбинирующего изобретательства, будь то его сольные выступления, камерная музыка, экспериментальные радио-произведения или масштабные звуковые среды и инсталляции. Каррен отстаивает профессиональное достоинство создания некоммерческой музыки как части личного поиска будущих социальных, политических и духовных форм.





Ричард Тейтельбаум

Ричард Тейтельбаум (род. 1939) – знаменитый новатор live electronics, способствовавший утверждению синтезатора в качестве признанного концертного инструмента и исследовавший возможности его использования в мировой музыке и новом джазе, а в более поздние годы своего творчества создававший музыку с помощью интерактивных компьютерных систем.

В 1964 году получил степень магистра по композиции и теории музыки в Йельском университете. Изучая композицию у Луиджи Ноно в Италии, Тейтельбаум в 1966 году создаёт вместе с Фредериком Ржевским и Элвином Карреном новаторскую группу Musica Elettronica Viva (MEV), сочетающую звучание акустических и электронных инструментов, а в следующем году приносит в Европу первый синтезатор Moog (“муг”), на котором он тогда сыграл более 200 концертов. Среди его композиций того времени – In Tune (1967) для усиленных мозговых волн, сердцебиения, дыхания и синтезатора Moog, и La Mattina Presto (1970 - 1971) для магнитной ленты.

В 1970 возвращается в США и собирает The World Band, один из первых импровизационных коллективов, обращавшихся к музыкальным культурам разных стран и народов. В состав группы вошли музыканты из Индии, Японии, Кореи, Северной Америки и с Ближнего Востока. С этих пор в работах Тейтельбаума live electronics часто сочетается с музыкой других культур. В 1977 он прошёл годовое обучение игре на сякухати (бамбуковая флейта) у великого мастера Кацуя Йокояма в Токио. Записанный с участием Йокояма альбом Blends (New Albion) для сякухати, электроники и перкуссии журнал The Wire Magazine of London назвал одним из десяти лучших альбомов современной академической музыки за 2002 год.

Тейтельбаум сотрудничает с Энтони Брэкстоном, Карлосом Зингаро и многими другими, создаёт многочисленные мультимедийные работы с такими артистами, как Нам Джун Пайк и Джоан Джонас. Он выступает с концертами и на фестивалях в Европе, Северной Америке, Азии и Латинской Америке.

В 2002 году начинает работать над Z'vi, второй оперой трилогии, посвящённой мистическим переживаниям надежды на искупление у евреев. Премьера первой оперы этого цикла – “Голем: интерактивная опера” – состоялась в Еврейском музее в Нью-Йорке в 1989 году. Впоследствии опера была исполнена в Амстердаме, Берлине, Линце, Викториавилле (Квебек) и Сеуле. Помимо вокальных партий и акустических инструментов, в ней задействованы роботизированные фортепиано и интерактивная видеосистема.

Ричард Тейтельбаум – лауреат многочисленных премий; профессор музыки в Колледже Бард в Нью-Йорке (Bard College), где он в настоящее время преподаёт электронную композицию и историю электронной музыки.

“Тейтельбаум – не только экспериментатор, но в высшей степени виртуозный и экспрессивный музыкант. “Голем”, – произведение, создававшееся в течение многих лет, – это веха для Тейтельбаума-композитора. Основанная на легенде о Големе, эта многомерная мультимедийная “интерактивная опера” является метафорой тайн творения, опасностей, которые скрывают в себе магия и технология, вызовов, которые бросают нам кибернетика и искусственный интеллект, и даже проблем расизма, насилия и угнетения”. Tzadik




Карлос Зингаро

Карлос Зингаро (род. 1948) – скрипач-виртуоз и исполнитель электронной музыки, работающий в области свободной импровизации.

Зингаро учился в Лиссабонской консерватории с 1953 до 1965, а в 1967-1968 изучал игру на органе, музыковедение и электроакустическую музыку. В 1960-х он также был участником Камерного Оркестра Лиссабонской консерватории. В 1967 создал первый португальский импровизационный коллектив Plexus, с конца 60-х исполняет преимущественно импровизационную музыку.

Карлос Зингаро участвовал во многих музыкальных фестивалях в Европе, Азии и Америке, его дискография насчитывает более 50 записей. За свою длинную карьеру Зингаро выступал и записывался с такими звёздами, как Барр Филлипс, Дерек Бейли, Жоэль Леандр, Джон Роуз, Кент Картер, Нед Ротенберг, Петер Ковальд, Рюдигер Карл, Эван Паркер, Пауль Ловенс, Энтони Брэкстон, Роско Митчелл, Джордж Льюис, Лео Смит, Том Кора, Ганс Райхель, Ричард Тейтельбаум, и с многими другими.

Зингаро много работал в театре и кино, а также является прекрасным художником-иллюстратором и автором комиксов. Его иллюстрации, комиксы и картины выставлялись и выигрывали награды; некоторые из работ можно увидеть на обложках его компакт-дисков. Был основателем (и в течение ряда лет – директором) художественной галереи Cómicos в Лиссабоне. Основатель и президент ассоциации экспериментальных искусств и музыки GRANULAR.


ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

Ринет