9 ноября, пятница

Международный фестиваль новой музыки Длинные Руки
День 5

[live electronics, свободная импровизация]

  • Musica Elettronica Viva (США)
 
Начало в 20.00 Стоимость входного билета в предварительной продаже – 1200 руб., в день концерта – 1500 руб.
Абонемент на все дни фестиваля – 3000 руб.
 

Каждый год артистов, которые выступают на фестивале «Длинные Руки», объединяет некая концепция, лежащая в основе программы. В этом году фестиваль – 15-й, юбилейный. Он соберёт музыкантов, ассоциирующихся у слушателей с совершенно различными направлениями, стилями и жанрами новой музыки, но – вместе с тем – родственных своей внутренней бескомпромиссностью, безусловностью в жизни и в творчестве. Кроме того, более половины имён в программе – это не просто свидетели самой значительной эры музыкальных экспериментов (1950-60-е), но непосредственные участники происходивших тогда в искусстве трансформационных процессов, авторы новаторских, революционных экспериментов со звуком, музыкальной технологией, композицией и импровизацией.

«Длинные Руки» – ежегодный международный фестиваль-посвящение Николаю Дмитриеву, основателю Культурного Центра ДОМ и – вместе с Сергеем Курёхиным – лейбла «Длинные Руки» (Long Arms Records). Столько лет «Длинные Руки» дoкyмeнтиpуют, издают и распространяют новую и старую, маргинальную, забытую, малоизвестную и неопознанную музыку всех направлений, стилей и жанров, включая свободную и новоджазовую импровизацию и неакадемическую композицию; новейшую музыку эпохи НТР – шумовую, электронную и электроакустическую; творческие межкультурные проекты – от саунд-арта до перформанса; и, конечно, аутентичный фольклор, неофольклоризм и профессиональную музыку неевропейских традиций.

В фестивале традиционно принимают участие как музыканты, которые играют в ДОМе с первых лет его существования (в 2018 году – Николай Судник, Вячеслав Гайворонский, Святослав Пономарёв, Владимир Мартынов), так и приезжающие в Россию впервые или после долгого перерыва (в этом году – венгры Арон Портелеки и Акош Селевени, португалец Карлуш Зингаро и трое американцев, в свое время основавшие в Риме один из первых коллективов концертной электронной музыки (отсюда и итальянское название – Musica Elettronica Viva) Фредерик Ржевский, Элвин Каррен и Ричард Тейтельбаум).

Фестиваль «Длинные Руки» как бы концентрирует идеи фестивалей, существовавших в ранние годы ДОМа. В первую очередь, опыт «Альтернативы – ?» (первый фестиваль той музыки, которая практически не звучала в советские годы). Когда официальные и негласные запреты в области искусства были сняты, и надобность в «Альтернативе» (уже без знака вопроса) вроде бы отпала, фестиваль, который начинали Алексей Любимов, Марк Пекарский, Антон Батагов и продолжал Дмитрий Ухов, выжил только благодаря центру ДОМ. Собственно с «Альтернативы-99» центр ДОМ и начался. И продолжился в таких, придуманных Дмитриевым, фестивалях, как «Глубокая глотка, или Опасные связки», «Кубок Ориона», Фестиваль ориентальной музыки «По ковру». И «Длинные Руки» фактически концентрируют всё, отличаясь этим от тематических и «авторских» фестивалей: Владимира Мартынова, немецкого джаза, «Шума и Ярости». В сущности, «Длинные Руки» переняли идею «Альтернативы»: профессора Консерватории играют панков, а панки слушают авангард. «Длинные Руки» стали общей платформой для всех! А не только для минималистов (как Мартыновский фестиваль), шумовиков (как «Шум и Ярость»), фри-электронщиков (как Микротон) и немцев+ (как «Джаз осенью» Гёте-института).

Musica Elettronica Viva (США)


В середине 1960-х годов, одновременно с AMM в Великобритании, в Риме появляется группа MEV (Musica Elettronica Viva – “живая электронная музыка”), которая тоже развивала эстетику музыки как спонтанного коллективного процесса. И сегодня живая легенда Musica Elettronica Viva – это скорее коллектив, движимый концепцией, нежели группа музыкантов, где у каждого своя инструментальная роль. Между исполнением какой-либо подготовленной программы – и исследованием, интерпретированием момента MEV по-прежнему выбирает второе.

Происходящая из социальных, политических, технологических и эстетических переворотов 1960-х, их музыка отражает интеллектуальную и творческую турбулентность тех дней: поп-музыка гордится своей экспериментальностью, авангард обращает взгляд в сторону традиции, иерархии распадаются и рассыпаются, авторитеты в лучшем случае становятся шаткими.

Помимо трёх со-основателей MEV Ричарда Тейтельбаума, Элвина Каррена и Фредерика Ржевского, многие годы в группу входили Аллан Брайант, Кэрол Плантамура, Иван Вандор, Стив Лэйси, Гарретт Лист и Йон Фетеплэйс.




“Самым красивым, печальным и сердитым концертом” фестиваля в Викториавилле 2016 года назвал выступление MEV Майк Чемберлейн из All About Jazz, а Кен Ваксман в своём репортаже о прошлогоднем фестивале в Мюлузе отметил их чувство юмора, актуальность и непрекращающееся и спустя полвека новаторство.





“Определенно есть что-то знаковое в том, что первым коллективом свободной импровизации на электронных инструментах второго поколения (первое – это электроорганы, электрогитары и даже терменвоксы) были в основном американцы. Но собирались они не в своей "футуристической Америке", не в Новом свете, а наоборот, в Старом Свете, в Европе, в одном из центров мировой цивилизации – в вечном городе Риме. Отсюда и итальянское название MEV – Musica Elettronica Viva.

"Живая электронная музыка" складывалась постепенно, но к 1966 году утвердилось ядро коллектива – американцы, осевшие в Риме: выдающийся пианист, исполнитель новой музыки и композитор, Фредерик Ржевский (да-да, по происхождению из России), виртуоз электронных клавишных Элвин Курран и универсал Ричард Тейтельбаум, кроме всего прочего участник новоджазовых импровизационных "собраний". По случаю 50-летия эти трое выступили на 32-м Фестивале актуальной музыки в канадском Квебеке с коллективной часовой импровизацией, которая превзошла все ожидания осведомленностью во всём том, что делается в мире виртуальной реальности, и одновременно погружением в недавнее прошлое – минимализм, новую простоту.”

Д. Ухов

ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

LiniaGrafic!

Ринет

Москва Медиа