16 ноября, пятница

В рамках года музыки Австрия - Россия 2018
KEN VANDERMARK / ELISABETH HARNIK / DIDI KERN: DEK TRIO

Фото: Peter Gannushkin
  • Кен Вандермарк / Ken Vandermark - саксофон, кларнет (США)
  • Элизабет Харник / Elisabeth Harnik - фортепиано (Австрия)
  • Диди Керн / Didi Kern - ударные (Австрия)
 
Начало в 20.00 Стоимость билета в предварительной продаже в кассе КЦ ДОМ - 1300 руб., в день концерта - 1700 руб.
Cтоимость электронных билетов 1625 рублей, они доступны к покупке до полуночи даты мероприятия по московскому времени.
Купить билет
 

АНТИСКАЗКИ ДЕДУШКИ КРЫЛОВА


Существуют музыканты, концерты в Москве которых – всегда событие; они ожидаются московскими меломанами с особым нетерпением и трепетом. Одним из них, безусловно, является безоговорочный лидер мировой новоджазовой сцены, и, наверное, главный американский саксофонист и кларнетист среднего поколения, чикагский композитор и импровизатор Кен Вандермарк. В этот раз Кен везёт в Культурный центр «Дом» существующее уже четыре года интереснейшее трио под названием DEK с участием двух ярчайших австрийских музыкантов – пианистки и композитора Элизабет Харник и барабанщика Диди Керна.



Вандермарк – музыкант, впитавший в себя основы не только джаза, но и рок- и академической музыки, его игру отличают особая экспрессия, живость и непредсказуемость. Фри-джаз Вандермарка (а это, прежде всего, именно фри-джаз, мутировавший в некую пограничную со многими музыками форму) провоцирует слушателя на интеллектуальный диалог, который перетекает в ожесточенные дебаты. Как и подобает одному из самых разносторонних и плодовитых музыкантов в мире свободной импровизации (и не только), Кен в течение минувшего года вел активную жизнь концертирующего и записывающегося исполнителя, у него всегда есть три или четыре регулярно гастролирующих ансамбля, как правило, сильно разных с точки зрения звучания и творческих задач. Но и помимо них Вандермарк постоянно сотрудничает с большим количеством единомышленников из разных стран, собирая с ними ансамбли различной численности, от дуэтов до небольшого оркестра из десяти человек (не говоря о сольных выступлениях).




В общей сложности за год таких ансамблей с участием Вандермарка набралось не менее двадцати. Из давно существующих можно выделить квартет Lean Left с участием двух гитаристов голландской анархо-панк-группы The Ex и титаном норвежского джаза, барабанщиком Полом Нильссеном-Лавом, основанное еще в середине 1990-х годов трио DKV с барабанщиком Хамидом Дрейком и контрабасистом Кентом Кесслером, выступивший в «Доме» год назад квартет Made To Break, и дуэт с тем же Нильссеном-Лавом. Из новых отметим такие составы, как американский квинтет Marker и международный квартет Shelter. Нельзя не упомянуть и два совсем новых больших ансамбля, собранных Вандермарком в этом году – Entr’acte для десяти музыкантов, в музыке для которого Вандермарк постарался использовать все умения его партнеров, столкнуть их друг с другом, а также октет Next International – этот ансамбль исполнял произведения живых и ушедших классиков авангардного джаза, написанных для легендарного Globe Unity Orchestra, а также сочинение самого Кена.




Пианистка и композитор, Элизабет Харник сравнивает свое творчество с жизненным путем моллюска наутилуса, который строит свою раковину из частичек, собранных во всех местах, где он побывал, причем каждый год это животное добавляет в раковине новую камеру, в которую перебирается жить, а старую закупоривает. Харник получила образование как классическая пианистка и училась композиции у одного из столпов современной академической музыки, Беата Фуррера. Список ансамблей, для которых Харник сочиняла, включает до 20 названий, среди которых — звездные Klangforum Wien и die reihe. Параллельно с композиторством развивается и ее деятельность как исполнителя-импровизатора, и список партнеров не менее внушителен, чем упомянутый выше перечень ансамблей-заказчиков; Харник нередко выступает и соло. Ей свойственно использовать различные нестандартные техники звукоизвлечения, объекты для препарирования фортепиано, работать с электроникой.



Среди импровизационных ансамблей, в которых работает Харник, стоит прежде всего упомянуть квартеты Barcode и Plasmic — фортепиано, женский голос, ударные и струнный инструмент (в первом случае скрипка, во втором — виолончель), а также дуэт с уникальной французской контрабасисткой Жоэль Леандр (их альбом на знаменитом австрийском лейбле Trost вышел в этом году). Кроме того, Харник нередко участвует в различных междисциплинарных проектах, где музыка соединяется с созданием картин или скульптур в реальном времени, видео-артом, художественным чтением и даже приготовлением еды (последние два вида деятельности присутствовали в проекте «Роза есть роза есть роза есть роза», посвященном Гертруде Стайн).



Если Элизабет Харник совмещает свободную импровизацию с деятельностью композитора, то барабанщик Диди Керн (настоящее его имя — Дитер, а сценическое имеет массу вариантов: Didi Kern, Ddkern, D.D. Kern, а также Didibua и Dittibua) — с игрой в панк- и рок-группах, которые можно отнести к андеграунду или альтернативе. Среди них стоит выделить нойз-группу BulBul, техно-ансамбль Wipeout, коллектив Broken.Heart.Collector, в котором на гул, создаваемый ритм-секцией, наслаиваются парадоксально мелодичное пение и бас-кларнет, и эксцентрично-макабрическую команду Fuckhead, которая может претендовать на звание самой возмутительной в мире. Одновременно со всем этим Керн исследует возможности звука в дуэтах с Матсом Густафссоном или австрийским клавишником Филиппом Квеенбергером, либо в ансамбле Poisonous Frequencies, в конце сентября триумфально выступившем в «Доме».




На счету у трио DEK, названного, как не трудно догадаться, по первым буквам имен участников, четыре альбома. Первый — «Burning below Zero» — был записан в австрийском Клагенфурте и выпущен в 2016 году на лейбле Trost. За этим последовало турне, оставившее материальный след в виде трилогии «Construct»: первый том фиксировал выступление в мекке американского авангарда, нью-йоркском клубе Stone, второй — на фестивале Artacts в австрийском городе Санкт-Йоханн-ин-Тироль, третий — в чешском городе Пардубице.



Как уже упоминалось, отличие от некоторых других проектов Вандермарка, трио с Харник и Керном строится на тотальной импровизации. Впрочем, взаимопонимание между музыкантами таково, что автор рецензии на первый том «Construct», описывая совместную игру пианистки и барабанщика, задался вопросом: «Это импровизация, или они все выучили заранее до последней ноты?!» По мнению многих, DEK – наиболее интересный состав за долгие годы с участием Вандермарка, играющий полностью импровизационную музыку; одной из причин тому можно считать совершенно разный бэкграунд музыкантов трио: Вандермарк – джазовый саксофонист, Харник получила образование как классическая пианистка и сочиняет музыку в жанре contemporary, а Диди Керн вышел из панк-рок-нойзовой «детской». Через сто лет знаменитая Крыловская «Лебедь, щука и рак», наконец, переписана, пресловутый консенсус достигнут, и воз с поклажей летит вперёд с огромной скоростью. Не уворачивайтесь!

 

ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

LiniaGrafic!

Ринет

Москва Медиа