11 декабря 2018

JAMIE SAFT (John Zorn) / INGEBRIGT HÅKER FLATEN (The Thing) / KRISTOFFER ALBERTS (Cortex) / GARD NILSSEN (Cortex, Puma): STARLITE MOTEL (Норвегия – США)

[новый джаз, свободная импровизация]

  • Джейми Сафт / Jamie Saft – Хаммонд-орган, Fender Rhodes, аналоговый синтезатор (США)
  • Кристоффер Альбертс / Kristoffer Alberts – саксофон (Норвегия)
  • Ингебригт Хокер Флатен / Ingebrigt Håker Flaten - бас (Норвегия)
  • Гард Нильссен / Gard Nilssen – ударные (Норвегия)
 
Начало в 20.00 Стоимость билета в предварительной продаже в кассе КЦ ДОМ - 1300 руб., в день концерта - 1700 руб.
 

ВЫЕЗДНОЙ ИНСТИТУТ СТАЛИ И СПЛАВОВ


Московский джазово-импровизационный 2018 год завершится на сверхмажорной и крайне горячей ноте – в Культурном Центре «Дом» состоится концерт квартета Starlite Motel, на который без малейшего намёка на угрызения совести можно приклеить ярлык с надписью «супергруппа». Ибо коллектив, в котором играют такие звёздные личности, как знаменитый пианист и композитор из Нью Йорка, любимый клавишник и коллега великого Джона Зорна Джейми Сафт, басист сногсшибательного шведско-норвежского трио The Thing Ингебригт Хокер Флатен, а также играющие в десятке других блистательных скандинавских групп норвежцы саксофонист Кристоффер Альбертс и собственно основатель Starlite Motel барабанщик Гард Нильссен, никакого другого статуса не заслуживает.



Starlite Motel – не первая группа, в которой скандинавские и американские музыканты играют вместе. Но если, например, знаменитый чикагский саксофонист Кен Вандермарк в своих составах пытается соединить эстетику европейской свободной импровизации с американским фри-джазом, то участники Starlite Motel сдвигают фокус на сплав идиоматической и неидиоматической джазовой импровизации с психоделическим роком (а как же, ведь Джейми Сафт здесь играет на Хаммонд-органе!) с ароматами блюза и тяжёлого металла. Музыка Starlite Motel загадочная и чувственная, космическая и невероятно привлекательная. Мощь и ясность, теплота и экстаз – вот чего можно ожидать от состава с участием этих исполнителей. И они не подводят.





О главном пианисте, клавишнике и композиторе нью-йоркской downtown-сцены Джейми Сафте написано и известно столько, что приводить всю информацию о нём в коротком пресс-релизе представляется делом бессмысленным и неблагодарным. И всё же, и всё же – это Сафт, и именно Сафт сидел за клавишами на, может быть, главном авангардном концерте в Москве за всю историю, когда 29 апреля 2004 года в Московском Дворце молодёжи музыканты октета Electric Masada, представляющие «сливки» нью-йоркской downtown-сцены во главе с величайшим из великих Джоном Зорном провели над присутствовавшими в набитом до отказа зале операцию по прочистке их мозгов и устроили спиритический сеанс по изменению их сознания и перерождению их душ.





И это Сафт, и именно Сафт, участвовал в записи не менее тринадцати Зорновских альбомов на его лейбле Tzadik, среди которых такие шедевры как оба альбома Electric Masada, Taboo & Exile, The Gift, Cobra: John Zorn’s Game Pieces Volume 2, несколько альбомов из серии Filmworks, и другие. Помимо многолетней работы с Джоном Зорном и другими представителями нью-йоркской downtown-сцены (Бобби Превайт, Сайро Баптиста, Дэйв Дуглас), Сафт известен также сотрудничеством с такими выдающимися личностями, как Игги Поп, Вадада Лео Смит, Билл Ласвелл, Merzbow, Маршалл Аллен, Дерек Бейли, Beastie Boys и многоими, многими другими. Отдельно стоит выделить его New Zion Trio, в котором Джейми соединяет рэгги и джаз.





Хорошо известный российским меломанам Ингебригт Хокер Флатен в качестве своей «основной» работы отвечает за игру на контрабасе и бас-гитаре в супертрио The Thing, которое в прошлом году с триумфом выступило в Доме, а недавно выпустило очередной шедевр – новейший альбом под названием «Again». В последние годы Флатен буквально фонтанирует новыми идеями: сейчас он много времени уделяет своему секстету The Young Mothers; недавно свет увидел их уже второй релиз – этакий всеядный хамелеон, мимикрирующий под пост-боп, – то уводящий в импровизационно-нойзовые, едва ли не эмбиентные территории, то бодро танцующий под хип-хоповые речитативы. Не забывает Ингебригт и о знаменитом новоджазовом квинтете Atomic, участником которого он является со дня основания. А в Остине, штат Техас, в котором он живёт уже много лет, Ингебригт тоже «навёл шороху», создав один из самых значительных в Америке фестивалей новой и экспериментальной музыки под названием Sonic Transmissions.





Остальные участники квартета – саксофонист Кристоффер Альбертс и барабанщик Гард Нильссен – знакомы завсегдатаям Дома по состоявшемуся три с половиной года назад концерту восхитительного норвежского авант-джазового квартета Cortex, сразившего тогда наповал московскую публику. Помимо Cortex, Альбертс играет в дуэте с легендарным электронщиком Лассе Мархаугом, в неистовом трио SAKA, а в прошлом году он – не в последнюю очередь благодаря своей пронзительной манере исполнения и бархатному тембру – получил приглашение стать полноправным участником скандинавской «фриджазовой сборной» – знаменитого биг-бэнда Paal Nilssen-Love Large Unit.





Что касается Нильссена, то его бескомпромиссная, прямая и тяготеющая к рОковой манера игры, является визитной карточкой таких норвежских рок-ориентированных электрических ансамблей, как Puma с участием выдающегося гитариста Стиана Вестерхуса, и Bushman’s Revenge; не забывает Гард и о своём собственном фриджазовом трио Acoustic Unity. Важно отметить, что в следующем году Гарду выпала честь стать artist in residence на престижнейшем джазовом фестивале Molde Jazz Festival, а в одном из концертов Гард будет играть с самим Пэтом Мэтэни.





История создания квартета Starlite Motel очень проста. Барабанщик Гард Нильссен во время своего визита в Нью Йорк попросил известного фотографа Петра Ганнушкина познакомить его с одним из самых любимых своих музыкантов – Джейми Сафтом, что и было сделано. Музыканты легко нашли общий язык, выбор остальных участников квартета лежал на поверхности, и уже в январе 2016 года состоялся триумфальный норвежский тур квартета, результатом которого стал выход альбома Awosting Falls на известном португальском лейбле Clean Feed. Альбом получил восторженную прессу, в прошлом году квартет сыграл на великолепном фестивале Jazz em Agusto в Лиссабоне, и, несмотря на чудовищную занятость всех четверых музыкантов, в декабре группа отправится в небольшой европейский тур, на карте которого стоит и московский Культурный центр «Дом». Вечер обещает быть жарким, на мороз после концерта рекомендуется выходить с осторожностью!



ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

Ринет