16 февраля 2012

Совместный концерт.

[мировая музыка]

  • Волга
  • Намгар
 
Начало в 20.00 Вход: 400 руб., студентам: 300
 

ВОЛГА


В творчестве московского этно-электронного проекта "Волга" жесткая электроника сплавлена с танцевальными ритмами даб, трип-хоп, хаус и распевами Анжелы Манукян старорусских текстов-уговоров, ублажений сил природы. Гипнотический вокал солистки, обрамленный индустриальными электронными ритмами и славянской полиритмией (Роман Лебедев, электроника, эффекты, экс-"Коррозия Металла"; Алексей Борисов, нойз, электроника, "Ночной Проспект"; Юрий Балашов, звукосук и тибетская чаша, художник-лауреат премии Grammy (США) за оформление альбома Фрэнка Заппы), увлекает души слушателей в путешествие за пределы обыденного, в мир мистерий и лесных духов, круговерти и космического резонанса.

Участники коллектива - хорошо известные музыканты не только в России, но и за рубежом. "Волга" выступала с концертами в Германии, Франции, Финляндии, Таиланде, Словении, а ее песни звучат в программах Би-Би-Си и Резонанс ФМ (Великобритания), Радио Франс и Радио Нова (Франция), Мульти Культи (Германия), в радиоэфирах Италии, США, Канады, Австралии, Японии, Таиланда, Чехии, Финляндии.

С 1997 г. группа выпустила 6 альбомов, последний – в Англии. Ее трэки, неоднократно попадающие в зарубежные чарты, входят в сборники как западных лейблов ("Sound Of The World", Wrasse Records 2005), UK, составленный ведущим британским специалистом BBC в области world music Чарлзом Гиллетом; Lollipop Shop 2006, Германия), так и отечественных (ЕTHNOTRONICA, Маnas Records 2006, выпущенная “Назим Надиров Продакшн”, ведущей компании России по мировой этнической музыке; "Славянозвучие /Slavosonic", Dars records 2006). В данный момент в Англии на лейбле “Lumberton Trading Company” вышел новый альбом "Волги": “Помол”.



В своем сборнике Чарлз Гиллет отмечает, что при демонстрации альбома Брайну Ино тот слушал, словно завороженный, песню “Вереюшки” с чудесным голосом Анжелы Манукян. А еще ранее он выразил свое восхищение творчеством группы в воскресном приложении к журналу “Обзервер”, 17.10.04: “У меня такое чувство, что "Три Поля" Волги станет альбомом, который обозначит 2004 как год, в котором мы на обе ноги призeмлились в 21 век. ”

Под музыку " Волги" танцуют на всех площадках мира. В частности, в танцевальном чарте британского журнала "Моджо" 2005 г. группа стоит на 6-м месте. "Несмотря на устойчивый интерес к истории и фольклору, то, что создает проект "Волга", отличается от привычного декоративного звучания и всевозможных стилизаций. Сочетание самых современных электронных ритмов с акустическими инструментами, сконструированными одним из участников коллектива и удивительным голосом Анжелы Манукян, рождает уникальную мелодику. Древность и современность тесно сплетаются в единое целое и порождают тысячу видений" - портал RusOnline.ru.


Выступления на международных фестивалях:
2000 - 4-й международный фестиваль им. Сергея Курехина СКИФ (Москва - СПб)
2000 - Фестиваль прогрессивной музыки "Burg Herzberg Оpen Аir" Германия, один из крупн. open-air'ов Европы, Вудсток для музыкантов всего мира (до 100000 зрит.)
2002/2004 - фестиваль "Живая вода" на Алтае
2003 - Международный Фолк фестиваль в Петрозаводске
2003 - HUH фестиваль в Эстонии (Таллин)
2004 - Международный фестиваль современного искусства в Хельсинки
2004 - Фестиваль электронной музыки Progress ex. 04 в Словении (Любляна)
2004 - Дни Российской Культуры в Тайланде (Бангког)
2004 - Фестиваль Est-Ouest (Запад-Восток) во Франции (Ди)
2004 - Клуб Cithea (Париж)
2005 ноябрь - 3-х недельный тур по Германии (8 городов)
2007 февраль - тур в поддержку английского релиза альбома "ПОМОЛ"(Германия,Голландия)

___________________________________________________________



“Волга” – это причудливый сплав постиндустриальной электроники и архаической перкуссии с беспредельным и тонко нюансированным вокалом Анжелы Манукян, распевающей старые обрядовые песни России в собственной интерпретации. Если первое имеет приблизительные аналоги в западных экспериментальных музыкальных направлениях, то в целом творчество группы не совсем укладывается в установившиеся категории русского/славянского фолка, этники или язычества в электронной обработке. Скорее все эти элементы в творчестве коллектива сплелись в качественно новое музыкальное явление.

Подобно перуанским волшебным песням Икарос, исполняемым народными целителями на церемониях по расширению сознания их участников, песни “Волги” увлекают души слушателей в своеобразное путешествие. В полет за пределы обыденного, в мир мистерий и лесных духов, круговерти и космического резонанса, где человеку раскрываются иные грани его сознания. В результате целительным для русского слушателя в мире, быстро теряющем свою идентичность, становится не только живительное соприкосновение с магией древнерусской старины (русским фольклором, ритуальными напевами, славянской полиритмией), но и ее гармоническое слияние в его сознании с футуристическими аранжировками новой этники (трайбл ритмами и перкуссией планеты). И то и другое, усиленное гипнотическим вокалом солистки, по-своему завораживает, приподнимает над обыденностью, дает ощущение праздника и сопричастности.

Аутентичные тексты песен 12-19 вв., собранные Анжелой по всей России, включают глубинную память, эмоции и ментал русскоязычного слушателя, увеличивая силу воздействия музыки мира, давно ставшей популярной в России в нерусскоязычном варианте. Да и сама фонетика русского языка, по мнению звукотерапевтов, благотворно воздействует на организм его носителя.* В отличие, например, от китайской звуковой гимнастики, более целительной для китайца, или мантр, быстрее гармонизирующих индийца.

В то время как для зарубежных любителей world music “Волга” сулит трип в неведанный для них мир русскоязычного электронного неошаманизма – с неповторимой колдовской манерой пения солистки, основанной на академической, церковной православной и этнических традициях. Диапазон последних охватывает около десятка вокальных техник различных областей России с сохранением диалектов (русское Поволжье, север, северо-восток, северо-запад, юг, среднерусская, смоленская, рязанская, тверская и др.), Средней Азии, Северного Кавказа, горлового пения Алтая, а также восточные и балканскую традиции. Неповторимость фонетики русского языка, по словам Анжелы, заключается в перемежении слоговых образований, хороводе резких согласных и мягких округлых гласных – в отличие от мягких слогов английского и жестких немецкого языков. Одна из задач певицы – это “сохранить в своих песнях состояние, которым владели наши предки”.

*Артикуляция, произношение и особый звуковой строй каждого языка формируются в сложном взаимодействии с духовными корнями и особенностями психологии нации, а также наиболее выраженными свойствами физической конституции и бытовыми традициями народа -- на которые, в свою очередь, влияет географическая среда. (Виль Саттаров)

Аня Зонтова

____________________________________________________________
Уникальный этно-электронный проект «Волга» появился в 1997 году по инициативе певицы Анжелы Манукян и известного музыканта и продюсера Алексея Борисова. Также в состав коллектива вошли знаменитый гитарист Роман Лебедев и замечательный художник и музыкант Юрий Балашов.

В рамках проекта Волга этим неординарным музыкантам удалось объединить современную электронику, элементы неадаптированного русского фольклора и ритуальные этнические мотивы. Музыка Волги базируется на синтезе танцевальных ритмов и традиционной славянской полиритмии в сочетании с атмосферным эмбиентом и нойзом, акустической перкуссией и экологически чистыми мелодиями. Слова песен - аутентичные тексты XII - XIX веков. Выступления коллектива сопровождаются расширяющим сознание видеорядом, созданным известнейшим московским видео-художником Романом Аникушиным.

В течение 1997-98 годов на студии известного звукорежиссера и продюсера Ника Артамонова велась кропотливая работа над дебютным CD «Волга». Появление этого альбома на лейбле Exotica в 1999 году не только нарушило монополию декоративных фольклорных коллективов на эксплуатацию модной этнической темы, но и дало молодежи реальный шанс прикоснуться к исконной русской культуре и почувствовать ее ритуальные обрядовые корни.

Электронно-ритуалистичная реинкарнация древнего фольклорного наследия производит сильное впечатление. Музыка Волги завораживает, погружает в состояние, близкое к трансу, она проникает в глубины подсознания и выплескивается обратно вместе с эмоциями и чувствами. В чем секрет этой магии? Возможно, он кроется в исключительном вокале Анжелы, или же всему виной аутентичные тексты русского средневековья. А может быть, так действуют на слушателей электронные звуки и ритуальные ритмы, пробуждающие генетическую память и инстинкты, унаследованные от многих поколений предков, живших на этой земле. Несмотря на ультрасовременное звучание и постиндустриальную эстетику деликатных аранжировок, пришедшие из глубины веков песни разных регионов России в исполнении Волги по-прежнему способны затронуть потаенные струны “загадочной русской души”.

Последние несколько лет Волга много гастролирует. В 2000-м году группа с успехом выступила на четвертом международном фестивале имени Сергея Курехина СКИФ (Москва - Санкт-Петербург), а также на немецком фестивале прогрессивной музыки «Burg Herzberg Оpen Аir» - одном из крупнейших европейских open-air’ов (до 100 тысяч зрителей), своеобразном Вудстоке для музыкантов всего мира. 2002 год фестиваль «Живая вода» на Алтае, Международный Фолк фестиваль в Петрозаводске 2003, HUH фестиваль в Таллине 2004 г., Международный фестиваль современного искусства в Хельсинки 2004 г., фестиваль электронной музыки Progress ex. 04 (Любляна,Словения), Дни Российской Культуры в Тайланде (Бангког 2004).
«Волга» востребована не только в России, но и за рубежом. В ближайших планах коллектива выступления на различных фестивалях в Финляндии, Чехии, Англии, Франции.

В 2003 году «Волга» выпустила два новых альбома «Выпей до дна» (Exotica 2003) и “Концерт” (Sketis music 2003).
Март 2004 года альбом “Три Поля” (Sketis music 2004). Практически готовы к изданию еще два полноценных альбома, один из которых представит песни Волги в более «экспериментальных» аранжировках, другой будет представлять собой сборник ремиксов, сделанных друзьями и коллегами: T.A.Lab, Spies Boys, MOX, Виды рыб, СОН, Lazyfish и др.


Дискография
«Русалья» - V/A «Exotheque» Exotica, 2001
«Квашня» - V/A «Расскажи Чайковскому новости. Часть четвертая»
Exotica Lights, 2001
«Выпей до дна» - V/A «Расскажи Чайковскому новости. Часть третья»
Exotica Lights, 2001
«ВОЛГА» (CD, Exotica records, 1999)
«Выпей до дна» (CD, Exotica records 2003)
«Концерт» (CD, Sketis music 2003)
«Три Поля» (CD,Volga/ Sketis music 2004)
«Selected Works» (Сборник, Volga/ Lollipop Shop 2005)
«Remixed VOLGA» (Volga/Sketis music2006)
"Sound Of The World"(2CD, Wrasse Records, 2005, UK)
«Pomol/Помол» (Volga/Lumberton Trading Company 2007)

НАМГАР


Намгар — московско-улан-удэнский музыкальный коллектив, созданный в 2001 году. Он исполняет традиционную музыку и песни бурят и монголов, а также собственные интерпретации фольклора монгольских народов. В репертуаре коллектива бурятские плясовые песни (нэрьен и ёхор), игровые песни кольца, бурятские уртын дуу (протяжные песни) и др. В течение первых лет существования творчество коллектива было ревивалистским: использовались акустические инструменты и традиционный репертуар.



В 2007—2008 группой был создан обновлённый репертуар, использующий традиционные мотивы и тексты в контексте звучания, учитывающего опыт современных музыкальных жанров.
Намгар Лхасаранова выступала на международных фестивалях с бурятским традиционным репертуаром с середины 1980-х. Чаще всего её выступления происходили сольно или в таком составе: Намгар — вокал, ятага, Евгений Золотарёв — чанза.

В течение некоторого времени этот репертуар был дополнительным к сценической известности Намгар в джазе и популярной музыке Бурятии и региона. В 2001 году Н. Лхасаранова и Е. Золотарёв решили создать полноценное традиционное звучание за счет московских ресурсов.

К ним присоединились монгольские музыканты Урантугс и Алтангэрэл, которых до этого можно было услышать на приемах в монгольском посольстве в Москве.

С группой на ряде концертов выступал московский дизайнер Юрий Балашов с шумовым инструментом собственного изобретения — корягой, также играл на тибетской поющей чаше и на перкуссии. К группе присоединялись различные перкуссионисты и ударники.

«Намгар» начала выступать в московских клубах с марта 2001 г. В июле 2001 г. группа съездила на норвежский фестиваль Ридду Ридду. В сентябре 2001 группа «Намгар» записала песню «Десять Стрел» с группой Аквариум (не издана).

Группа появлялась на телевидении в шоу Александра Гордона «Хмурое Утро» на канале М1 и в «Реальной Музыке на ОРТ» Д. Диброва, на радио «Серебряный Дождь», «Р1» и Маяк. С осени до начала 2002 они дали ряд выступлений на выставках Даши Намдакова в Москве и Санкт-Петербурге.
Выступления на выставках Даши Намдакова, как и поездки на Ридду Ридду, продолжались и в последующие годы.

Прошёл ряд концертов в ЦДХ, в Доме Музыки и на других московских площадках.

В 2005 «Намгар» участвовали в Rainforest world music festival (Малайзия). В том же году состоялась очередная поездка в Норвегию на Ридду-Ридду, и Е. Золотарёв с Н. Лхасарановой стали представителями фестиваля Ридду Ридду в России, ответственными за организацию информации о фолк-группах России и организацию поездок на фестиваль.

В 2006 «Намгар» выступили в клубе Б2 в передаче-фестивале Д. Диброва «Просвет» (концерт транслировался по «1 Каналу»).

В 2007 «Намгар» участвовали в фестивале Шарк Тароналари (Узбекистан).

В конце 2006—2007 году композитор А. Айги и его коллектив «4’33’’» привлекли Намгар к записи музыки к многосерийному художественному фильму «Сыщик Путилин» С. Газарова по роману «Князь ветра» Л. Юзефовича, поскольку половина фильма происходит в Монголии. Запись была закончена в апреле 2007 года и издана как отдельный альбом «Князь Ветра».
Вскоре после этого Айги привлёк группу «Намгар» и к работе над следующим саундтреком, к фильму И. Соловова «Старшая жена» (не издана).

В июне 2008 «Намгар» участвовали в Alianait Art Festival (Канада).

По состоянию на 2008 год кроме Н. Лхасарановой и Е. Золотарёва в состав группы входили Эрдэнэбал Жавхлан (Монголия) (морин-хуур) и московский музыкант Николай Ксенофонтов (экс-Квартал) (перкуссия). Намгар Лхасаранова в новом составе остаётся лидирующим вокалом, а также играет на ятаге и варгане.

13 ноября 2008 года группа Намгар в составе Намгар Лхасарановой, Е. Золотарёва, Э. Жавхлана выступили в Московском международном Доме музыки на фестивале Роза Мира, посвящённом культурным пересечениям, с Алексеем Айги и «4’33»", продемонстрировав как собственный репертуар, так и сочетание его с новой академической музыкой перед широкой публикой. Важным моментом стал дуэт двух солистов: Джавхлана на морин-хууре и А. Айги на скрипке без дополнительного сопровождения в начале заключительного акта трёхчастного концерта.

Дискография

В июле 2001 норвежский фестиваль Ридду Ридду издал юбилейный CD. Туда вошел трек Намгар live — песня «Нангин Нангин», которую Намгар Лхасаранова исполняет одна, аккомпанируя себе на ятаге. На CD ее песня представленя наряду с композициями Hedningarna, Wimme, Сайнхо, Mari Boine, Чиргилчин, Сабжилар и других исполнителей.

Подготовка материала альбома новой группы началась благодаря Артуру Пилявину в январе 2002. В связи со смертью А. Пилявина работа над альбомом была приостановлена.

Первый альбом группы «Хатар» был рожден усилиями лейбла Sketis Music в октябре 2003 г. Представляя разнообразный музыкальный материал, он также был замечен благодаря высокохудожественной обложке с рисунком Д. Намдакова.

В новогодний сборник бурятской музыки «Сагаалган 2007», изданный в Улан-Удэ, вошёл 1 трек Намгар: «Ганга нуурай гургалдай».

Группа «Намгар» привносит монгольское аутентичное звучание в три композиции на диске Алексея Айги с саундтреком «Князь ветра» (Alexei Aigui / The Prince Of The Wind. Ансамбль 4’33", Moscow Film Orchestra, 2008).

В 2008 была завершена работа над вторым альбомом группы с новой программой, включающей ряд экспериментов по слиянию бурятской музыки и современных музыкальных стилей. Диск, также с рисунком Д. Намдакова на обложке, вышел в конце октября под названием Nomad («Кочевник»). В записи альбома приняли участие Евгений Золотарёв, Жавхлан, Сергей Клевенский, Булат Гафаров, Игорь Джавад-Заде и другие музыканты.

 

ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

Ринет