14 марта 2019

STEAMBOAT SWITZERLAND (Швейцария)

[авант-рок, авант-хардкор, новый джаз, современная академическая музыка]

  • Доминик Блюм (Dominik Blum) – Хаммонд-орган
  • Марино Плиакас (Marino Pliakas) – бас
  • Лукас Ниггли (Lucas Niggli) – ударные
 
Начало в 20.00 Билеты в кассе предварительной продажи КЦ «Дом» стоят 1200 рублей, расписание работы кассы можно увидеть тут.

Билеты онлайн стоят 1500 рублей, их продажа завершается в 00.00 часов даты мероприятия.

Билеты в день концерта на входе стоят 1500 рублей, они будут в наличии и после завершения продаж онлайн.


Купить билет
 

Блеск угля перед отправкой в топку


Формат и саунд – как у рок- или даже хардкоровой группы. Склонность к импровизации – как у фри-джазового ансамбля. В репертуаре – произведения современных композиторов-академистов (и не очень), написанные специально по заказу коллектива. Таков уникальный коллектив Steamboat Switzerland.

Это швейцарское трио существует уже 23 года, и состав его за все это время не менялся. Барабанщик Лукас Ниггли, рассказывая, как сформировалась концепция группы, объясняет: все трое музыкантов почувствовали, что сыты по горло новой академической музыкой, которая исполнялась без энергии, присущей року и фри-джазу. Steamboat Switzerland удалось соединить сложную композиторскую музыку с вожделенной энергией, драйвом, грубой мощью.



Неудивительно, что основной автор, сочиняющий для коллектива, – Михаэль Вертмюллер, коллега Ниггли, барабанщик, в своих сочинениях сочетающий хардкоровую и фри-джазовую манеры. Вместе с басистом Steamboat Switzerland Марино Плиакасом они играют в трио Full Blast патриарха джазового авангарда Петера Брёцмана, которое выступало с концертами в Москве и Санкт-Петербурге ровно год назад. Но одновременно Вертмюллер – композитор, произведения которого исполняют авторитетные европейские ансамбли современной музыки: Ensemble Modern, Klangforum Wien и другие.

На раннем этапе существования трио, на рубеже 1990-х – 2000-х годов, импровизация в творчестве ансамбля соседствовала с музыкой гитариста Штефана Виттвера. Музыкантам случалось обращаться к сочинениям, написанным не для них и задолго до них, – фортепианным опусам швейцарца Херманна Майера и американки Рут Кроуфорд (соответствующее сочинение было написано в 1920-х годах). Фрагменты, похожие на прогрессив-рок (такие вполне могли бы звучать на альбомах Emerson Lake and Palmer), перемежались неструктурированным буйством, клокотаньем органа, бульканьем баса, треском и хлопаньем ударных да ревом органиста Доминика Блюма, а также «стеной звука» с морзянкой органных клавиш. Характерна запись «AC/DB», на которой коллективная импровизация вклинивается в произведение британского композитора Сэма Хейдена.



В дальнейшем Steamboat Switzerland постоянно исполняют сочинения преимущественно швейцарских композиторов, написанные специально для трио. Нередко им случается участвовать в исполнении произведений для большего состава, с привлечением оркестра и вокалистов. В репертуаре Steamboat Switzerland есть даже несколько опер. Кстати, премьера новейшей оперы “Diodati. Unendlich.” («Диодати. Без конца.») того же Вертмюллера, написанной специально для Steamboat Switzerland и симфонического оркестра, состоится 21 февраля в Театре Базеля, а восемь спектаклей пройдут перед и сразу после российского турне трио.

Случались в истории ансамбля и совсем неожиданные встречи: так, в 2005 году все участники Steamboat Switzerland присоединились к аккомпанирующему составу одного из основателей The Velvet Underground Джона Кейла, специально собранному для нескольких концертов. Вместе со швейцарцами в этой группе оказались басист Red Hot Chilli Peppers Фли, а также басист легендарной немецкой группы Can Хольгер Чукай.



Двое участников трио, исполнитель на органе Hammond Доминик Блюм и басист Марино Плиакас, — музыканты с классическим образованием. Правда, Блюм окончил консерваторию как пианист, а Плиакас — как гитарист. Фортепиано и гитара появляются у Steamboat Switzerland лишь изредка, основные же свои инструменты в трио музыканты освоили самостоятельно.

Блюм играл немало классических произведений для фортепиано, от венских классиков до Скрябина. Он постоянно участвует в исполнении сочинений авторов более поздней музыки, в том числе как дирижер, а также на специальном фортепиано, каждая клавиша которого соответствует одной шестнадцатой тона. Кроме того, Блюм играет нойз и грайндкор в проекте AZEOTROP, представляющий собой дуэт с барабанщиком Петером Конрадином Цумтором. Для проекта, как и для Steamboat Switzerland, сочинял швейцарский композитор Феликс Профос. К проекту присоединялась неистовая вокалистка Цецилия Шюли. Еще один проект Блюма с ударными и женским вокалом, но совсем другого свойства — Raving Song System, построенный вокруг звучания электропиано Rhodes, электронных эффектов и пульсации.



Марино Плиакас, не только получивший диплом по классу академической гитары, но изучавший также историю и русистику, в том числе в Петербурге, в течение пяти лет на рубеже веков возглавлял цюрихское отделение знаменитого Международного общества современной музыки (ISCM), продвигающего современную академическую музыку. В репертуаре Плиакаса немало академических произведений (в основном, Михаэля Вертмюллера), исполненных, в частности, совместно с выдающимся камерным ансамблем Klangforum Wien. Кроме того, он регулярно выступает в самых разных ансамблях импровизационной музыки.



Барабанщик Лукас Ниггли — один из востребованных музыкантов в мире европейской свободной импровизации. Он регулярно участвует в различных проектах с одним из ветеранов этой сцены, знаменитым контрабасистом Барри Гаем. Среди самых ярких опытов Ниггли — работа с разносторонним швейцарским вокалистом Андреасом Шэрером, прежде всего в дуэте, а также в квартете A Novel of Anomaly, в котором к ним присоединяются итальянский аккордеонист Лучано Бьондини и финский гитарист Калле Калима. Важной стороной деятельности Ниггли является взаимодействие с представителями разных музыкальных культур — исполнителями на этнических инструментах из Азии и Африки, в том числе ударниками. Кроме того, Ниггли часто выступает и записывается соло, исполняет произведения современных композиторов, как соло, так и в малых и больших ансамблях.



Итак, пароход «Швейцария» отправляется в безумное путешествие по российским городам, приготовьте ваши носовые платки! Конечная остановка – московский КЦ «Дом», на сцене которого, как и в середине декабря прошлого года, вновь установят Хаммонд-орган с королевским звуком. Встречу со Steamboat Switzerland, этим единственным в своём роде, абсолютно ни на что не похожим музыкальным коллективом, должен, наверное, пережить каждый любитель немейнстримовой музыки. Мы ждём!

 

ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

Ринет