30 октября 2019

BALLISTER: Dave Rempis / Fred Lonberg-Holm / Paal Nilssen-Love (The Thing)

[новый джаз, фри-рок, свободная импровизация]

  • Дейв Ремпис / Dave Rempis - саксофон (США)
  • Фред Лонберг-Холм / Fred Lonberg-Holm – виолончель (США)
  • Пол Нильссен-Лав / Paal Nilssen-Love - ударные (Норвегия)
 
Начало в 20.00 Стоимость он-лайн билета - 1500 руб., стоимость входного билета в день концерта - 1800 руб.


 

СТРЕЛА, ЛЕТЯЩАЯ НА ВОСТОК


В наше бурное время островки стабильности встречаются всё реже и реже. Это относится буквально ко всем областям жизни – рестораны закрываются, не успев открыться, кинорежиссёры «сдуваются», сняв один выдающийся фильм, а вменяемые люди, с которыми приятно иметь дело по разным поводам, вдруг исчезают и заменяются людьми неадекватными. В области новой музыки и особенно свободной импровизации дело обстоит ещё хуже: музыканты решают «поиграть вместе» (а чаще за них это решают кураторы фестивалей) и, сыграв несколько концертов и в лучшем случае выпустив диск, расходятся навстречу новым приключениям. Но не таково убойное чикагско-норвежское трио Ballister, отмечающее в этом году солидный по нынешним меркам десятилетний юбилей. Трио впервые собралось в 2009 году, и, как может себе представить любой поклонник импровизационной музыки, имеющий хотя бы смутное представление о его участниках, было обречено на немедленный успех. С первой же секунды всё «работало», клей был разлит в воздухе, музыканты понимали друг друга с полувзгляда, публике казалось, что группа играет заранее написанные и тщательно отрепетированные композиции. Назад дороги не было.



Музыка Ballister поражает, безудержная энергия Дейва Ремписа и Пола Нильссена-Лава в сочетании с обильно сдобренными различными электронными примочками виолончельными эскападами Фреда Лонберг-Холма создают мощные ощущения от прослушивания. На динамичные грувы накладываются нойзовые текстуры и спорадические мелодические междометия. Эти подвижные и наслаивающиеся друг на друга ритмы часто создают у присутствующих ощущение выдернутого из-под ног ковра. Отметим, что музыка Ballister черпает своё вдохновение в творчестве Джулиуса Хемфилла 70-х и 80-х годов с участием Абдула Вадуда, Prime Time Орнетта Коулмана и джаз-роковых изысканиях электрических составов Майлза Дэвиса в начале 70-х годов.



Впервые приезжающий в Россию саксофонист, импровизатор и композитор Дейв Ремпис ворвался на знаменитую чикагскую джазово-импровизационную музыкальную сцену в 1997 году, когда ставший уже тогда знаменитым Кен Вандермарк попросил его присоединиться к своей группе Vandermark 5 – и с тех пор стал одним из столпов этой сцены, регулярно гастролируя по США и Европе. В это же время Дейв начал создавать собственные составы, впоследствии развивая их. Наибольшую известность приобрели Rempis Percussion Quartet, The Engines, Ballister, Rempis / Abrams / Ra, Wheelhouse, Triage, а также дуэты с Фрэнком Розали и Тимом Дейзи. Другие коллаборации включали работу с Полом Литтоном, Фредом Андерсоном, Питером Брёцманом, Хамидом Дрейком, Томекой Рид, Стивом Свеллом, Элизабет Харник, Джоном Чикаем, Роско Митчеллом, Нейтом Вули, Джейми Бранч, Кевином Драммом, Полом Нильссеном-Лавом, Нельсом Клайном, и Джо Макфи. В 2013 году Ремпис основал свой собственный лейбл Aerophonic Records. В 2017 году Ремпис занял первое место в номинации «восходящая звезда» в ежегодном опросе критиков журнала Downbeat как на альте, так и на баритон-саксофоне. По своей природе имеющая импровизационный характер музыкальная экспрессия Ремписа основана на постоянном изучении джаза и греческой этнической музыкальной традиции (Дейв – этнический грек), глубоком понимании философских основ современной композиции, технической изощрённости и особой любви к «нековенциональным» звукам и нетрадиционному звукоизвлечению.



Ещё одна неотъемлемая составная часть чикагской сцены – неподражаемый виолончелист Фред Лонберг-Холм – известен московской публике гораздо лучше. Именно он в составе трио Ada приезжал в Дом вместе с Петером Брёцманом и Полом Нильссеном-Лавом в 2012 году, и именно он вернулся сюда через три года в составе трио Easel. В прошлом постояный участник мировой новоджазовой «элиты» – Chicago Tentet Петера Брёцмана – Лонберг-Холм является, пожалуй, самым заметным и востребованным виолончелистом в «свободной музыке» со времен легендарного Тома Коры, и одним из виднейших представителей нового поколения импровизаторов на поляне джазового авангарда. Фред с иронией называет себя «антивиолончелистом», подчеркивая тем самым свою сущность экспериментатора, участвовавшего в бесчисленном количестве проектов в русле «свободного джаза», импровизационной и электронной музыки, писавшего музыку для современной хореографии, театра, кино и телевидения, а также игравшего в пост-панк/рок-проектах (например, он записывался с весьма известными группами Wilco, God-is-my-Co-Pilot, The Flying Luttenbachers, Zu и др.). Лонберг-Холм обучался композиции у таких гигантов, как Мортон Фельдман, Полин Оливерос и Энтони Брэкстон, и играл с Джо МакФи, Матсом Густафссоном, Джоном Зорном, Барри Гаем, Лотте Анкер, Икуэ Мори и другими виднейшими музыкантами современности, участвуя в таких составах как Joe McPhee Survival Unit III, Vandermark 5, Territory Ensemble и массе других.



Великого трио The Thing больше нет, хотя хочется думать, что это временно. Но любимец московской публики и большой друг Дома барабанщик Пол Нильссен-Лав живее всех живых, и, не растеряв ни капли своего искусства, вновь выйдет на его сцену. Пол, как всегда, неутомим: помимо Ballister он работает с еще одной парой выдающихся представителей чикагской сцены – саксофонистом Марсом Уильямсом и контрабасистом Кентом Кесслером (трио Boneshaker), продолжает играть со своим давним партнёром Фруде Йерштадом - как в существующем много лет Frode Gjerstad Trio, так и в недавно созданном Brazilian Funk с бразильскими музыкантами, и не забывает о давно сложившихся дуэтах с наиболее выдающимися саксофонистами-импровизаторами – Петером Брёцманом и Кеном Вандермарком. Кроме того, Нильссена-Лава привлекает идея «крупной формы» – такого рода сочинительством он уже несколько лет занимается в большом ансамбле Large Unit имени себя, а также в Pan-Scan Ensemble, образованном в прошлом году Полом совместно с его давним другом и соратником, тоже барабанщиком Столе Сульбергом. А в этом году Пол вместе со своим соратником по The Thing басистом Ингебригтом Хокером Флатеном съездили в пару туров с великим американским саксофонистом Девидом Мюрреем – говорят, получилось совсем неплохо.



За десять лет трио Ballister не только выпустили восемь альбомов – как концертных, так и студийных, – но и успели объездить по нескольку раз всю Европу, обе Америки, часто бывали в Японии, играли на всех крупных фестивалях, привечающих новоджазовую музыку. Удивительно, но по какой-то неведомой причине Россию трио посещает впервые только сейчас. Кстати, “Ballister” означает арбалет – колчаны наполнены, тетива натянута, подставляйте уши!

 

ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

Ринет