29 ноября, пятница

faUSt: Фестиваль Гёте-Института «Джаз осенью: Jazz. Industrial. Kraut», концерт IV

[экспериментальный рок, краут, индастриал]

  • Жан-Эрве Перон (Jean-Hervé Peron) – бас, вокал, труба
  • Вернер «Заппи» Дирмайер (Werner “Zappi” Diermaier) – ударные, перкуссия, объекты
  • Амори Камбюза (Amaury Cambuzat) – гитара, синтезатор
 
Начало в 20.00 Стоимость входного билета в день концерта - 2300 руб.


 


Программа фестиваля:

23 СЕНТЯБРЯ 2019, ПОНЕДЕЛЬНИК, 20:00
OLIWOOD + Trevor Dunn
Франк Гратковски (Frank Gratkowski) – саксофон
Дэн Николс (Dan Nicholls) – синтезатор
Тревор Данн (Trevor Dunn) – бас
Оли Штайдле (Oli Steidle) – ударные

14 ОКТЯБРЯ 2019, ПОНЕДЕЛЬНИК, 20:00
Совместно с концертным агентством «Отдел культуры»
Ronny Graupes SPOOM
Ронни Граупе (Ronny Graupe) – гитара
Кристиан Вайднер (Christian Weidner) – саксофон
Йонас Вестергард (Jonas Westergaard) – бас
Кристиан Лиллингер (Christian Lillinger) – ударные

6 НОЯБРЯ 2019, СРЕДА, 20:00
FM Einheit / Hans Joachim Irmler
FM Einheit (ex- Einstürzende Neubauten) – объекты
Ханс Йоахим Ирмлер (ex- Faust) – синтезатор, электроника, лэптоп

29 НОЯБРЯ 2018, ПЯТНИЦА, 20:00
faUSt
Жан-Эрве Перон (Jean-Hervé Peron) – бас, вокал, труба
Вернер «Заппи» Дирмайер (Werner “Zappi” Diermaier) – ударные, перкуссия, объекты
Амори Камбюза (Amaury Cambuzat) – гитара, синтезатор

Не так много осталось на этом свете групп, которые ошеломляли в первые годы своего существования и продолжают ошеломлять до сих пор. «Если в чем они предсказуемы — так это в непредсказуемости», — написал один сетевой обозреватель об этой группе. Итак, на сцене ДОМа — Faust! Музыке, которую творили и творят Faust, очень сложно дать определение. Группу принято относить к самобытному немецкому направлению краут-рок, но, хотя характерные для него элементы — психоделичность, активное использование электроники, близость к авангардным импровизациям — у Faust присутствуют в полном объеме, содержательно эта музыка выходит далеко за рамки любых направлений.



Нынешним концертом группа может отпраздновать условное пятидесятилетие, поскольку первые опыты Faust относятся к концу 1969 года. Своим появлением коллектив обязан критику и продюсеру, поклоннику «Фракции Красной армии» Уве Неттельбеку, которого компания Polydor попросила найти немецкую группу, способную соревноваться с британскими и американскими. Он собрал состав Faust из двух малоизвестных групп и предоставил музыкантам в пользование для подготовки и записи материала бывшее школьное здание в нижнесаксонской деревне, в часе езды от Гамбурга. Музыканты наслаждались полной творческой (да и всякой другой) свободой — запрещены были только проигрыватели и радио, чтобы избежать чужого влияния. (Здесь был создан не только материал для трех первых альбомов группы, но и совместная запись с композитором-минималистом Тони Конрадом, а также два альбома с удивительной авант-поп-группой Slapp Happy.) Один из участников еще десять лет назад, смеясь, утверждал, что они продолжают возвращать гигантский аванс, который выдала им компания на эту работу.



Результатом подобного годичного времяпрепровождения стал первый альбом группы. Стоит описать, например, с чего начинается первый из всего трех номеров альбома, под названием “Why Don’t You Eat Carrots?”: из гитарного гудения неожиданно прорываются обрывки роллинговской “Satisfaction” и битловской “All You Need Is Love”, за этим следует невнятный крик, потом мы слышим джазовый рояль, дальше — какой-то пьяный цирковой оркестр, нестройный хор, улетающий в космос, завывания, подобие звуковой дорожки к сюрреалистическому кино, что-то вроде пародии на Рахманинова… и так далее. И во всем этом безумном, отчасти дадаистском по духу коллаже, как ни странно, чувствуется какая-то логика, некоторые фрагменты даже выполняют функцию припева или лейтмотива. Помимо работы музыкантов и продюсера, следует упомянуть и звукорежиссера Курта Граупнера, технического гения, который изобретал и пускал в ход различные генераторы и модуляторы звука.




Запись поражает воображение и сегодня, можно только гадать, как она поражала воображение в начале 1970-х. Звукозаписывающая компания, впрочем, потребовала чего-то более традиционно-песенного, и группа постаралась соответствовать — но «по-фаустовски». Песен в чистом виде на втором альбоме под названием “So Far” нет, но музыканты дают понять: если бы они хотели, они бы легко смогли сочинить немало песен с запоминающимися риффами и мелодиями, причем в разных стилях (и это умение проявлялось у них и в дальнейшем), — но им интереснее экспериментировать, сочетать, длить звук, импровизировать, оттягиваться на, казалось бы, пустом месте.



Polydor и этот опыт не устроил, и тогда Неттельбек заключил договор с совсем молодой тогда компанией Virgin, которой предложил набор разрозненных рабочих записей. Они вышли под названием “The Faust Tapes”, причем пластинка распространялась по цене сингла. И вновь после коллажей, шумов, опытов в духе musique concrète — более «традиционный» альбом по просьбе компании, но по-прежнему традиционный не слишком. Альбому “Faust IV” было суждено стать последним продуктом творчества Faust перед большим перерывом.




Группа вернулась в начале 1990-х. Возвращение Faust можно считать уникальным: в отличие от многих других камбеков в истории рок-музыки это было не стремление выехать за счет прежних заслуг, не безуспешная попытка подделаться под дух времени, но и не совсем новая реинкарнация. Faust сохранили свое отношение к звуку и возможностям его использования, но и сам звук, и содержание изменились. Звук стал гуще, музыканты, среди которых появлялись приглашенные авангардисты из разных стран, сосредоточились на шумах и продолжительных, подчас депрессивных обыгрываниях устойчивых паттернов с жестким ритмом и вполне соответствующим времени саундом (что позволило группе в 2004 году записать альбом с американской хип-хоповой командой dälek). Краткие интерлюдии песенного типа и эксцентричные полистилистические вкрапления, которыми раньше то и дело разбавлялись подобные эксперименты, теперь более редки (их можно услышать на альбоме “You Know FaUSt” 1997 года). Faust становится постоянно концертирующей группой.




Некоторое время можно было говорить о существовании двух составов под вывеской Faust. С 2005 года в составе, который участники группы требуют писать как faUSt (с выделением английского слова “us”), и который выступит в ДОМе, постоянно играют два представителя золотого состава – единственный постоянный участник группы, много лет живущий в Берлине австрийский барабанщик-великан Вернер Дирмайер по прозвищу Заппи и французский басист, трубач, вокалист и декламатор (часто по-французски) Жан-Эрве Перон (он же “art-Errorist”), ещё в конце 60-х перебравшийся в Германию вслед за подругой-немкой. Остальные участники периодически меняются, но наиболее часто группа выступают и записывается с ещё одним французом, который примет участие и в московском концерте – гитаристом Амори Камбюза из пост-роковой группы Ulan Bator. Кстати, другую, ныне несуществующую, версию группы в 2010 году собирал ещё один «отец-основатель» Faust – органист Ханс Йоахим Ирмлер, который тоже выступит в ДОМе на фестивале «Джаз осенью», но в дуэте с бывшим участником Einstürzende Neubauten ФМ Айнхайтом.




Концерты faUSt — это почти всегда непредсказуемо, это путешествие в царство организованного шума и целеустремленной импровизации, это страстные декламации на разных языках и грозный ритм, это обязательный «индустриальный» арсенал на сцене (без бетономешалки, 200-литровой бочки, строительного перфоратора и железного листа не обходится ни одно выступление faUSt на протяжении многих лет). Вряд ли мы благодаря грядущему концерту, обещающему стать достойным финалом нынешнего фестиваля «Джаз осенью», сможем себе представить, как выглядели концерты группы в волшебные 1970-е годы. Но и это переживание будет уникальным.

ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

LiniaGrafic!

Ринет

Москва Медиа