17 февраля 2020
Фестиваль работ Владимира Мартынова. XIX. День 1.

- Владимир МАРТЫНОВ
- Татьяна ГРИНДЕНКО и Ансамбля «Opus Posth.»
Начало в 20.00 |
Стоимость входного билета в предварительной продаже - 900 руб., в день концерта - 1000 руб. Абонемент на 17, 19 и 20-е февраля - 2400 руб. |
XIX
“Аудиальное, визуальное и вербальное в одном флаконе...”
Владимир Мартынов
Владимир МАРТЫНОВ ”Старик и море” в исполнении
Татьяны ГРИНДЕНКО и Ансамбля «Opus Posth.», Владимир МАРТЫНОВ фортепиано
Владимир Мартынов
Владимир Мартынов (род. 20 февраля 1946, Москва) — российский композитор, музыковед и философ.
В 1970 году Владимир Иванович закончил Московскую консерваторию (класс композиции Н. Сидельникова), в 1973 году начал работать в Московской экспериментальной студии электронной музыки. Мартынов увлёкся арт-роком: в 1977 году создал рок-группу Форпост.
Увлечение электроникой и рок-музыкой соединилось у Мартынова с углублённым изучением восточных религий и культур, христианской философии Запада и Востока. Он предпринял ряд фольклорных экспедиций в различные районы России, на Северный Кавказ, в Центральный Памир, горный Таджикистан. Мартынов изучал музыку и музыкальное теоретизирование европейского Средневековья и Возрождения. В 1975—1976 годах он участвовал в концертах Ансамбля старинной музыки (блокфлейта), исполнявшего европейскую музыку XIII—XIV веков. В 1976—1977 годах Мартынов выступает в составе Московского ансамбля солистов (фортепиано, электронные клавишные), исполнявшего авангардную, электронную и минималистскую музыку (Кейдж, Штокхаузен, Лигети, Райли, Фельдман, Сильвестров, Пярт), а также музыку западноевропейского Средневековья. В 1976—1978 годах в творчестве композитора произошёл перелом, от авангарда он стал двигаться к новой простоте.
В 1978 году Мартынов прекратил композиторскую деятельность. В период с 1979 по 1997 год он преподавал в духовной академии Троице-Сергиевой Лавры. Занимался расшифровкой и реставрацией памятников древнерусского богослужебного пения, изучением древних певческих рукописей в ряде монастырей.
В 1984 году Мартынов вернулся к музыкальному сочинительству, для которого характерна теперь осознанная тяга к канону. Как эстетик и философ, он развивал идею «конца времени композиторов», а вместе с ним — исчерпания эстетики авторства, стилистики концертного исполнительства, культа «звёзд» и т. п. Владимир Мартынов — автор музыки более чем к 50 телевизионным и кинофильмам, среди которых «Михайло Ломоносов», «Особо опасные», «Холодное лето 53-го», «Николай Вавилов», «Смиренное кладбище», «Поворот», «Русский бунт», «Остров», а также к ряду мультфильмов («Шкатулка с секретом», 1976). Владимир Иванович принял участие в записи коллективной пластинки «Метаморфозы» (1980), состоящей из классических и современных произведений в аранжировках для синтезатора «Синти-100».
Мартынов пишет также музыку к театральным постановкам Ю. Любимова, Анатолия Васильева и др. В 2013 году он выступил одним из соавторов новой музыкальной редакции оперы Александра Бородина «Князь Игорь» (постановка Ю. Любимова).
В. Мартынов — один из основателей Центра развития и поддержки новой музыки Devotio Moderna. Он участвовал во Всемирной Театральной Олимпиаде (Москва), Фестивале Триалог (Таллин). С 2003 года Мартынов активно занялся мультимедийными проектами и инсталляциями, осуществил ряд проектов с Д. Приговым, Л. Рубинштейном, а также рок-группой АукцЫон, Л. Фёдоровым.
С 2005 года В. Мартынов ведёт авторский (факультативный) курс музыкальной антропологии на философском факультете МГУ.
Татьяна Гринденко
Татьяна Гринденко (род. 29 марта 1946, Харьков)
Начала заниматься музыкой в шестилетнем возрасте в Харьковской средней специализированной музыкальной школе при Консерватории (по классу А.Козловичера), затем училась в Ленинграде и Москве. Первое публичное выступление — в возрасте 8 лет, исполнила с симфоническим оркестром произведения Баха. Закончила Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского. В 1972 году выиграла Международный конкурс скрипачей имени Венявского.
В 1976 году вошла в состав рок-группы «Бумеранг», а затем в рок-группу «Форпост». Служила регентом в церкви. В 1978—1988 годах ей были запрещены публичные выступления, выезд за границу. Тем не менее в 1982 году она создала ансамбль «Академия старинной музыки», быстро приобретший известность.
С 1989 года широко концертирует в России и за рубежом. В 1999 году создала камерный ансамбль «OPUS POSTH».
Ансамбль «Opus Posth.»
В 1999 году на базе ансамбля «Академия старинной музыки» специально для осуществления проекта «Новое сакральное пространство», поддержанного правительством Москвы, Татьяна Гринденко создает новый коллектив -
ансамбль OPUS-POSTH.», открывающий новое направление в современной культуре. Ансамбль ориентирован на диалог с различными традициями и контекстами, в основу его работы положена концепция композитора
Владимира Мартынова, определяющая как название ансамбля, так и творческое видение музыкантами современной культурной ситуации. Суть концепции - осознание необратимости процесса крушения фундаментальных принципов, служащих базисом композиторской музыки и рождение нового пространства музицирования.
Opus Posth. – общепринятое сокращение латинских слов OPUS POSTHUMUS (посмертное сочинение), обозначающее произведение, опубликованное после смерти написавшего его композитора. В наши дни слова opus posth. означают нечто гораздо большее, чем просто посмертную публикацию. Это новый тип музыки, пришедший на смену умершей композиторской opus-музыки. Совершенно новая opus posth. Музыка знаменует новую эру некомпозиторской музыки.
Цель композиторской opus-музыки – поиск нового музыкального языка, новых средств и звучаний. Цель opus posth. Музыки – не выражение и переживание реальности, что составляет сущность концерта, но пребывание в ней – сущность ритуала. Концерт принадлежит пространству искусства, ритуал – сакральному пространству. Ансамбль постоянно сотрудничает с крупнейшими режиссерами – Анатолием Васильевым (Театр «Школа драматического искусства»), Юрием Любимовым («Театр на Таганке»), Ильей Эпельбаумом («Театр Тень»).
Совместно с ведущими художниками видео-арта и поэтами, ансамбль «Opus Posth.» осуществил мультимедийные Проекты: «Ночь в Галиции», «Времена года», «Русско-немецкий Реквием», «Игры Ангелов и людей», «Прекрасная есть жизнь». В сотрудничестве с фондом Сороса ансамблем реализован проект «Обратная перспектива – русский минимализм», при поддержке института им.Гете в Москве – «Бах-2000».
В репертуаре ансамбля музыка западных и российских композиторов XX-XXI вв. – Ф.Гласс, Я.Ксенакис, Д.Адамс, П.Дрешер, Г.Каначели, А.Бакши, П.Карманов, В.Мартынов и др.
На студиях CCn`C RECORDS и ДЛИННЫЕ РУКИ при поддержке ФОНДА ФОРДА Ансамблем «Opus Posth.» выпущены CD: «Семь слов Спасителя на Кресте» Й.Гайдна, запись которого получила высочайшую оценку журнала «STRAD», «Ночь в Галиции», «Гимны», «Come in!», «Requiem», «Stabat Mater», «Литании», «Страстные песни» и «Magnificat» композитора В.Мартынова, особо отмеченный европейской музыкальной критикой, концертный диск «The Company»; «Tetractis» А.Батагова
ансамбль OPUS-POSTH.», открывающий новое направление в современной культуре. Ансамбль ориентирован на диалог с различными традициями и контекстами, в основу его работы положена концепция композитора В 1999 году на базе ансамбля «Академия старинной музыки» специально для осуществления проекта «Новое сакральное пространство», поддержанного правительством Москвы, Татьяна Гринденко создает новый коллектив -
Владимира Мартынова, определяющая как название ансамбля, так и творческое видение музыкантами современной культурной ситуации. Суть концепции - осознание необратимости процесса крушения фундаментальных принципов, служащих базисом композиторской музыки и рождение нового пространства музицирования.
Opus Posth. – общепринятое сокращение латинских слов OPUS POSTHUMUS (посмертное сочинение), обозначающее произведение, опубликованное после смерти написавшего его композитора. В наши дни слова opus posth. означают нечто гораздо большее, чем просто посмертную публикацию. Это новый тип музыки, пришедший на смену умершей композиторской opus-музыки. Совершенно новая opus posth. Музыка знаменует новую эру некомпозиторской музыки.
Цель композиторской opus-музыки – поиск нового музыкального языка, новых средств и звучаний. Цель opus posth. Музыки – не выражение и переживание реальности, что составляет сущность концерта, но пребывание в ней – сущность ритуала. Концерт принадлежит пространству искусства, ритуал – сакральному пространству. Ансамбль постоянно сотрудничает с крупнейшими режиссерами – Анатолием Васильевым (Театр «Школа драматического искусства»), Юрием Любимовым («Театр на Таганке»), Ильей Эпельбаумом («Театр Тень»).
Совместно с ведущими художниками видео-арта и поэтами, ансамбль «Opus Posth.» осуществил мультимедийные Проекты: «Ночь в Галиции», «Времена года», «Русско-немецкий Реквием», «Игры Ангелов и людей», «Прекрасная есть жизнь». В сотрудничестве с фондом Сороса ансамблем реализован проект «Обратная перспектива – русский минимализм», при поддержке института им.Гете в Москве – «Бах-2000».
В репертуаре ансамбля музыка западных и российских композиторов XX-XXI вв. – Ф.Гласс, Я.Ксенакис, Д.Адамс, П.Дрешер, Г.Каначели, А.Бакши, П.Карманов, В.Мартынов и др.
На студиях CCn`C RECORDS и LONG ARMS RECORDS при поддержке ФОНДА ФОРДА Ансамблем «Opus Posth.» выпущены CD: «Семь слов Спасителя на Кресте» Й.Гайдна, запись которого получила высочайшую оценку журнала «STRAD», «Ночь в Галиции», «Гимны», «Come in!», «Requiem», «Stabat Mater», «Литании», «Страстные песни» и «Magnificat» композитора В.Мартынова, особо отмеченный европейской музыкальной критикой, «Tetractis» А.Батагова