14 апреля 2012

Фестиваль редких этнических инструментов.

Начало в 20.00 Вход: 400 руб., студентам: 350 руб.
 

Диджериду


Музыкальный духовой инструмент аборигенов Австралии. Один из старейших духовых инструментов в мире.

Он делается из куска ствола эвкалипта длиной 1-3 метра, сердцевина которого выедена термитами. Мундштук может быть обработан чёрным пчелиным воском. Сам инструмент часто расписан красками или украшен изображениями тотемов племени.

При игре используется техника непрерывного дыхания (циркулярного дыхания). Игра на диджериду сопровождает ритуалы corroboree и способствует вхождению в транс. Диджериду теснейшим образом вплетен в мифологию австралийских аборигенов, символизируя собой образ радужной змеи Yurlungur. Уникальность диджериду как музыкального инструмента состоит в том, что обычно он звучит на одной ноте (так называемый «дрон», или гудение). При этом инструмент обладает очень большим диапазоном тембра. Сравниться с ним может только человеческий голос, варган, и отчасти орган.

Сякухати



Продольная бамбуковая флейта, пришедшая в Японию из Китая в период Нара.
На сегодняшний день существует около двадцати разновидностей сякухати. Стандартная длина флейты — 1,8 японских футов (что составляет 54,5 см). Это определило само японское название инструмента, так как «сяку» — значит «фут», а «хати» — «восемь». Инструмент имеет особый, неповторимый звук, который может в значительной степени меняться по желанию играющего мелодию. Это свойство использовалось мастерами Дзэн для исполнения медитативных мелодий (практика Суйдзэн). Кроме того, флейта имела распространение среди крестьян, так как была простым в изготовлении инструментом и подходила для исполнения народных мелодий.

Дудук



Музыкальный духовой язычковой инструмент. Дудук представляет собой трубку с 9-ю игровыми отверстиями и двойной тростью. Распространён среди народов Кавказа[6], Ближнего Востока и Балканского полуострова.

В 2005 году музыка армянского дудука была признана шедевром Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Инструмент и музыка дудука являются неотъемлемой частью культурной жизни и общественной идентичности армянского народа. На протяжении многих времен она сопровождала все важные социальные события в жизни армян: народные празднования, торжества, песни и танцы, свадебные и похоронные церемонии и др

Согласно иследованиям этномузыковеда доктора Джонатана Макколама (Dr. Jonathan McCollum) Дудук изображен на многочисленных армянских рукописей Средневековья, символизируя армянскую национальную идентичность. Как отмечает Макколман, наиболее важным качеством дудука является его способность выражать диалектику и настроение армянского языка[14

Ханг-драм


Ханг-драм - Инструмент был разработан в 2000 году Феликсом Ронером (Felix Rohner) и Сабиной Шерер (Sabina Schärer) (компания PANArt) из швейцарского города Берн в результате многолетнего изучения стальной тарелки и многих других резонирующих перкуссионных инструментов со всего света: гонга, традиционного индонезийского оркестра -- гамелана, гатама, барабанов, колокольчиков, музыкальной пилы.

Варган


Под разными названиями аналогичный инструмент и его модификации встречаются у большинства народов мира. Варган является одним из древнейших музыкальных инструментов; его точное происхождение не установлено, хотя исследования Фредерика Крейна говорят о том, что варган мог появиться пять тысяч лет тому назад на территории Южной Азии, распространяясь позднее через Азию и Европу вплоть до Африки и Нового Света.

Тем не менее, если учитывать, что архаичным прапредком варгана могла быть обычная ветка или щепка (аналогичный инструмент, ыяш-хомус, до сих пор известен в Туве) — зарождение варгана может приходиться на значительно более древний период. В этом случае вопрос о географии происхождения инструмента практически неразрешим.По самым смелым подсчетам всего известно более тысячи различных названий инструмента.

На территории России культура варганной музыки особенно развита на Алтае, в Башкирии (см. кубыз), в Туве и в Якутии. На территории бывшего СССР варганы наиболее широко распространены в Казахстане, Киргизии.

Табла


Точных сведений о происхождении табла нет. Но по существующей традиции создание этого инструмента (как и многого другого, чьё происхождение неизвестно) приписывают Амиру Хусро (XIII век). Само название «табла» — чужеземное, но это никак не относится к инструменту: известны индийские древние рельефы, изображающие такие пары барабанов, и даже в «Натьяшастре» — тексте почти двухтысячелетней давности — упоминается о речном песке определённого качества, входящем в состав пасты для покрытия мембраны.

Существует легенда, рассказывающая о рождении табла. Во времена Акбара жили два профессиональных исполнителя на пакхавадже. Они были непримиримыми соперниками и постоянно соревновались друг с другом. Однажды в жаркой схватке барабанного состязания один из соперников — Судхар Хан — потерпел поражение и, не в силах вынести его горечь, швырнул свой пакхавадж оземь. Барабан разбился на две части, превратившиеся в табла и дагга.

Ситар


Многострунный музыкальный инструмент, используемый для исполнения индийской классической музыки, обладающий богатейшим оркестровым звуком и относящийся к группе струнных щипковых музыкальных инструментов.

Основных струн у ситара — 7 (пять мелодических и 2 бурдонных). Помимо того на ситаре ещё 9-13 резонирующих струн, которые называются тараф (оркестр). Резонирующие струны, отзываясь на звуки основных, и создают то уникальное звучание, которое отличает ситар от других инструментов. Звуки извлекают специальным медиатором, называемым «мизраб», надеваемым на указательный палец.

Название, вероятно, происходит от персидского "сетар" - прародителя многих струнных инструментов Востока. Появился ситар в Индии в XIII веке в период усиления мусульманского влияния и выглядел первоначально примерно так, как его близкий родственник — таджикский сетор, который, однако, трёхструнный (се означает три). Однако в Индии инструмент преобразился: средних размеров деревянный резонатор заменили на огромный тыквенный, но на этом не остановились и добавили ещё один тыквенный резонатор, прикрепив его к верхушке пустотелого грифа, деку богато украсили розовым деревом и слоновой костью, а навязанные жильные лады заменили металлическими дугообразными.

До появления ситара народы Индии играли на древнем струнном щипковом инструменте, изображения которого сохранились на древних барельефах 2-3 века нашей эры

ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

Ринет