Трио ADA (Германия - США - Норвегия)

22 февраля 2012

Стоимость билетов в предварительной продаже: 1000 руб., в день концерта: 1300 руб.

Трио ADA – новейший проект ветерана-основателя европейского фри-джаза Петера Брёцманна,
самого великого и заслуженного из ныне живущих представителей первой европейской
генерации музыкантов-авангардистов, чьи идеи по-прежнему захватывают все последующие
поколения адептов «свободной музыки», живущих под лозунгом: «Free the jazz!».

Фото: Jost Gebers


Весной 2011 года Брёцманн отпраздновал свое семидесятилетие. Праздновал с размахом: на
протяжении года давал концерты во всех уголках мира – от Китая и Японии до США и родной
Германии; играл с теми, с кем не виделся годами, – так, в ноябре Брёцманн был куратором
фестиваля Music Unlimited в австрийском Вельсе, где с ним вновь сыграли такие люди, как Билл
Ласвелл и Хамид Дрейк, Отомо Йосихиде и Джон Чикаи и многие, многие другие, для кого этот
суровый немец – непререкаемый авторитет, наставник и просто любимый музыкант.

Интересно, что в последние годы безумный и бескомпромиссный звуковой террор Брёцманна
все чаще стал разбавляться лирическими пассажами, мелодически богатыми и проникновенными
соло, его музыка в принципе усложнилась и в своих лучших образцах (как, например,
изобретательное трио Sonore с Матсом Густафссоном и Кеном Вандермарком, уже дважды
успевшее побывать в России с концертами) впечатляет поистине безупречным композиционным и
исполнительским мастерством.

Петер Брёцманн, будучи еще и видным художником (зачастую фрагменты его картин становятся
обложками к его пластинкам), в наши дни воспринимается уже как некий магистральный
носитель немецкой культуры, подлинно германского духа, которые он с завидным постоянством
всячески подчеркивает и культивирует в своем творчестве. «Немецкость» его музыки – категория
субъективная, оценочная, но тем естественнее для слушателя ассоциации с немецкой музыкой
XIX-XX веков, философией, дисциплиной, и, в конечном итоге, Традицией. Ведь Брёцманн –
последний из великих, человек, бесконечно глубоко связанный с джазовой традицией, и в то
же время, как ни странно, один из наиболее радикальных её оппонентов. Он все так же не идёт
на компромиссы – вероятно, в этом отчасти и заключается секрет его творческого долголетия.
Бесконечно открытая и бескомпромиссно честная, музыка Брёцманна и по прошествии многих
десятков лет полна жизни.

«Чемпионское» трио ADA состоит из многолетних участников Chicago Tentet, знаменитого
брёцманновского «биг-бэнда», – и это не случайно. Ибо и Пол Нильссен-Лав (уникальный
барабанщик, которого Брёцманн выбрал как лучшего из возможных партнеров, играя с ним в
различных сочетаниях – от дуэта до того же тентета – на протяжении последних десяти лет),
и Фред Лонберг-Холм (пожалуй, один из наиболее заметных виолончелистов в «свободной
музыке» со времен легендарного Тома Коры), по мнению многих, являются лучшими мастерами
в своей области на настоящий момент.

Не каждый день встретишь трио, состоящее из лучших в мире духовых (в том числе, венгерского
народного инструмента тарогато, по звучанию близкого к кларнету; Брёцманн – едва ли не
единственный из фри-джазовых музыкантов, играющих на нем), препарированной виолончели,
сдобренной электронными примочками и звучащей порой как гитара Тёрстона Мура, и
убийственных ударных – “смертельного оружия” звезд гаражного панк-джаза The Thing.

В этом составе музыканты впервые сыграли в апреле 2011 года на одном из посвященных
юбилею Брёцманна концертов в местечке под названием Café Ada (отсюда название!) в
немецком Вуппертале, родном городе саксофониста. Выступление в такой необычной даже для
экспериментального джаза конфигурации получилось как-то само собой, как это часто бывает у
джазменов, в режиме ad-hoc, – и прозвучало настолько мощно, оригинально и захватывающе,
что было принято единогласное решение: такое трио должно жить дольше, чем один концерт.
Впоследствии был выпущен диск с записью того самого выступления (еще одна – хорошая! –
привычка настоящего джазмена-традиционалиста – записывать практически все, что звучит со
сцены), а Trio ADA стало полноценным проектом и в новом году отправляется в европейское
турне, одним из пунктов назначения которого, к счастью, является московский Культурный
Центр “ДОМ”.

 

 

спасибо:

Ostengruppe

Ринет