27 мая 2015
Cortex Quartet (Норвегия)

- Томас Йоханссон (Thomas Johansson) – труба
- Кристоффер Берре Альбертс (Kristoffer Berre Alberts) – саксофоны
- Ула Хёйер (Ola Hoyer) – контрабас
- Гар Нильссен (Gard Nilssen) – ударные, перкуссия
Начало в 20.00 |
Стоимость входного билета: - в предварительной продаже – 1000 рублей; - в день концерта – 1300 рублей. |
Плохо забытое старое

Фото: Jože Požrl
Современный норвежский джаз — бездонный океан, и найти новых ярких артистов с собственным голосом здесь не составляет труда. Каждый избирает свой путь. Многие предпочитают использовать для привлечения внимания к своим музыкальным идеям относительно новые средства — всяческие электронные приспособления или приемы игры, характерные для музыкальных стилей, появившихся в течение последних двух десятилетий.
Но бывает и так, что использование проверенного, казалось бы, уже приевшегося метода, выстреливает небывалым образом.Так произошло с командой Cortex, которая с огромным успехом использует нахальный, ядреный язык фри-джаза 1960-х.
Лидер Cortex, трубач Томас Йоханссон говорит, что основным источником вдохновения для него стал альбом его великого коллеги Дона Черри «Complete Communion» 1966 года — отчаянное и радостное соревнование трубы и саксофона при поддержке бодрой и отвязной ритм-секции. Cortex — квартет с таким же составом: помимо Йоханссона, в ансамбле играют саксофонист Кристоффер Берре Альбертс, контрабасист Ула Хёйер и барабанщик Гар Нильссен.
Слушая Cortex, вспоминаешь, конечно же, и легендарные, прорывные записи квартета Орнетта Коулмена (в котором тоже играл Черри). Йоханссон, рассказывая о тех, кто повлиял на него, упоминает также квартет Masada Джона Зорна, а также ансамбль Бобби Брэдфорда и Джона Картера.
Основной подход Cortex — сочетание свободной, разнузданной энергии, подлинной мелодичности и обязательного общего чувства ритма, пульсации. Вероятно, именно наличие всех этих трех компонентов и способствует тому, что музыка Cortex практически моментально бьет наповал, доказывая, что старый фри-джаз, исполняемый исключительно акустическими средствами, до сих пор жив и свеж.
Музыканты начали играть вместе в 2007 году в Трондхейме, будучи студентами. Первый альбом Cortex, «Resection», поражающий зрелостью высказывания и изобретательностью в области создания мелодий, вышел в 2011 году, за ним последовал искрометный «Göteborg» (назван в честь шведского города, в котором происходила запись), после чего группу приютил авторитетный португальский лейбл Clean Feed, специализирующийся на фри-джазе и свободной импровизации. На Clean Feed ансамбль в прошлом году выпустил концертный альбом «Live!». В настоящее время квартет постепенно накапливает материал для нового альбома, над которым музыканты планируют начать работать осенью этого года. В Москве обещано показать только новые произведения. Основным автором Cortex является трубач Йоханссон, однако остальные музыканты активно участвуют в создании аранжировок.
Йоханссон, помимо Cortex, работает еще в нескольких ярких проектах. Прежде всего следует упомянуть оркестр Large Unit нашего старого знакомца — одного из самых востребованных барабанщиков в современном свободном джазе Пола Нильссена-Лава. Йоханссон работает с Полом и в трио. Два других проекта, в которых он занят, — квинтеты: All Included с участием шведских исполнителей на духовых — саксофониста Мартина Кюхена и тромбониста Матса Элеклинта — и Friends & Neighbors, привносящий фри-джаз в традиционное бибоповое звучание.
Саксофонист Кристоффер Берре Альбертс играет в дуэте с электронщиком Лассе Мархаугом и в неистовом трио SAKA. Вместе с Йоханссоном они в настоящее время несмотря на большой опыт работы проходят обучение в Королевской музыкальной академии для получения магистерской степени в области исполнительства.
Среди проектов, в которых участвует контрабасист Ула Хёйер, можно упомянуть квинтет Honest John с солирующими скрипкой, банджо и кларнетом и квартет AKODE британского саксофониста Алана Уилкинсона — музыка обоих ансамблей характеризуется активным поиском новых возможностей акустических инструментов и сочетаний звуков.
Самым востребованным участником Cortex является, пожалуй, барабанщик Гар Нильссен. Он заметен прежде всего в проектах, где импровизация соседствует с практически роковым звучанием — в ансамбле известного трубача Матиаса Эйка, группах Zanussi 5 язвительного контрабасиста Пера Занусси, Puma остервенелого гитариста Стиана Вестерхюса, разноплановом трио Bushman’s Revenge.
Вместе вся эта четвёрка опытных и ярких музыкантов творит вольно дышащий, парящий, честный и красивый фри-джаз. В игре Cortex, кажется, ни одна секунда не проходит даром, интересна каждая деталь, потрясают резкие переходы от одного краткого эпизода к другому, восхищают мелодии. Стоит надеяться, что концерт квартета в Москве станет одним из ярчайших музыкальных событий этого года.
ближайшие события:
9 июня, пятница
10 июня, суббота
11 июня, воскресенье
14 июня, среда
21-й фестиваль экстремально-экспериментальной музыки "Шум и Ярость"
Noise Voice Project (Архангельск)
Михаил Давыдов (СКУПП)/Алексей Борисов (Смоленск/Москва)
Прохор Алексеев/Тихон Кубов (Москва)
Идиоритмик (Москва)
Анатолий Рык (Ростов на Дону)
[экспериментальная электроника]