19 мая 2016
Otomo Yoshihide / Paal Nilssen-Love duo (Япония – Норвегия)
[свободный джаз, свободная импровизация, нойз]
- Отомо Йосихидэ – электрогитара (Япония)
- Пол Нильссен-Лав – ударные (Норвегия)
Начало в 21.00 |
Стоимость входного билета: в предварительной продаже – 1200 рублей (количество ограничено); в день концерта – 1500 рублей (количество ограничено). |
Как спасти лошадь от ядерного взрыва
Возвращения легендарного гуру свободной импровизации, нойза и электроакустики, а также авангардных направлений джаза и рока выдающегося японского гитариста, исполнителя на диджейской вертушке и электронике, композитора и аранжировщика Отомо Йосихидэ в Москву ждали больше десяти лет. На этот раз Отомо приезжает в дуэте с уже прекрасно знакомым московской публике и к сорока годам приобретшим, наверное, не меньший вес на мировой импровизационной сцене норвежским барабанщиком Полом Нильссеном-Лавом .
Заслуги Отомо перед авангардной музыкой последних нескольких десятилетий столь многочисленны, что расписывать их подробно нам представляется несколько излишним. И всё-таки, невозможно не упомянуть пластинки созданных им групп Ground Zero, игравшей в 90-х умопомрачительный постмодернистский экспериментальный коллажный нойз-рок, Otomo Yoshihide New Jazz Quintet и его расширенной версии Otomo Yoshihide New Jazz Orchestra, в которых в 2000-х Отомо виртуозно занимался препарированием традиционного джаза, искусно вплетая в джазовую ткань нойзовую составляющую.
Отомо и Матс Густафссон в составе Peter Brötzmann Chicago Tentet на фестивале Music Unlimited в 2011 г.
Для многих меломанов эти пластинки стали своеобразным «обращением в веру» – а именно в то, что в музыке нет, и не может быть никаких границ; в то, что словосочетания «свободная импровизация», «авангардный джаз» и «шумовая музыка» зачастую несут в себе гораздо больше смысла, чем «популярная музыка», и что может получиться невероятно интересно, если попытаться соединить одно с другим (опять-таки к вопросу о границах).
Вот как звучит знаменитая песня “Those were the days”, советскому гражданину известная под названием «Дорогой Длинною», в версии Отомо – с культового диска Ground Zero “Plays Standards”:
Роль Отомо в развитии современной музыки трудно переоценить: действительно, за последние почти тридцать лет Йосихидэ создал или поучаствовал в издании более четырёхсот (!) альбомов – как соло, так и в самых различных коллаборациях. Список музыкантов, с которыми он сотрудничал или сотрудничает, также огромен – достаточно назвать такие имена, как Билл Ласвелл, Кит Роу, Люк Феррари, Альфред “23” Харт, Петер Брётцманн, Матс Густафссон, Эван Паркер, Пол Нильссен-Лав и многие, многие другие. Отомо пишет музыку к кинофильмам, участвует в театральных постановках, читает лекции, выпускает книги и эссе, а также занимается благотворительной деятельностью – здесь стоит упомянуть его активное участие в “Project Fukushima”, созданном для привлечения внимания мировой культурной общественности к региону, пострадавшему от аварии на атомной электростанции после цунами и землетрясения в Японии в 2011 году.
Лишний раз представлять московской публике Пола Нильссена-Лава – дело довольно бессмысленное: за последние несколько лет этот норвежский музыкант стал, как принято говорить, резидентом КЦ «Дом», побывав здесь с концертами в самых разных составах. И если прошлой осенью он привозил свой фри-джазовый «биг-бэнд» Large Unit, участниками которого можно было заполнить школьный автобус, то в этот раз это «всего лишь» дуэт – но зато какой!
Дуэтные составы в импровизационной музыке отнюдь не редкость; в её фри-джазовом крыле это чаще всего пара саксофонист-барабанщик, как из межзвёздного пространства завещал Трейн. У самого Пола не одна и не две таких коллаборации, из которых можно выделить дуэты с Петером Брёцманном, Джо МакФи и Кеном Вандермарком. Но на волне увлечения «нойзовой» импровизацией в последние годы Нильссен-Лав выпустил сразу несколько дуэтных дисков с лучшими авангардными гитаристами: Арто Линдси, Джеймсом Плоткиным, и – что для нас сегодня самое важное – легендарным Отомо Йосихидэ., с которым Пол и приезжает в Москву в этот раз.
Сотрудничество Отомо и Пола – естественное, само собой разумеющееся продолжение «гостевого участия» японца в концертах трио The Thing (“Shinjuku Crawl”), Peter Brötzmann Chicago Tentet (“Concert for Fukushima”), а также в спонтанно созданном трио Йосихидэ и Нильссена-Лава с еще одним «нойзовым» гуру Лассе Мархаугом (“Explosion Course”). Дуэтная работа Отомо и Пола – крайне интересный контекст, в котором, кстати, Йосихидэ можно обнаружить достаточно нечасто; тем ценнее становится обещающий стать крайне жарким вечер 19 мая в КЦ «Дом» для московской публики.
ближайшие события:
9 октября, среда
Пётр Юдкин - ударные
Олег Даутов - гитара
Gonzalo Moyano (Zal Juglar) - чепмен-стик
[свободная импровизация]
12 октября, суббота
Дмитрий Лапшин – бас-гитара, эффекты
Иван Бурсов – саксофон
Богдан Ивлев – барабаны
[джаз-панк]
16 октября, среда
17 октября, четверг
Северные сказы.
Письма мордобитны - получите, распишитесь!
Сергей Старостин
Татьяна Бондаренко
[музыкальный спектакль]
18 октября, пятница
Александр Демидов.
Концерт с песочной анимацией.
Александр Демидов - скрипка, фортепиано
Лилия Равилова - художник песочной анимации