15 ноября 2017
14-й Фестиваль новой музыки «Длинные Руки»
К юбилею Вячеслава Гайворонского: Первый струнный квартет (1971) и композиции для струнного трио с трубой

- Вячеслав Гайворонский – труба, композиция
- Владислав Песин – скрипка
- Дмитрий Якубовский – альт
- Евгений Пилипчук – виолончель
- Мария Шкредова – скрипка
Начало в 20.00 |
Стоимость билетов в предварительной продаже – 700 руб., в день концерта – 900 руб. Абонемент на все дни фестиваля – 2000 руб. |
Фестиваль, изначально посвящённый памяти Николая Дмитриева, основателя «Дома» и (вместе с Сергеем Курёхиным) лейбла «Длинные Руки», в этом году проходит под знаком тройного юбилея. 70 лет исполнилось Вячеславу Гайворонскому, и двум Владимирам – Тарасову и Чекасину. «210 на троих», – как сформулировали это организаторы Фестиваля – вдова Дмитриева – Людмила и молодой (но уже не начинающий) продюсер Александр Пантюшков. Кроме того, что есть нечто безусловно жизнеутверждающее (чтобы не сказать по-афроамерикански – jubilee), основанное на ещё африканской по происхождению джазовой традиции : по дороге с кладбища похоронная процессия превращается в карнавальную. Так или иначе, но через увлечение джазом лежал путь Николая Дмитриева – между прочим, математика по образованию, преподавателя начертательной геометрии в ВУЗе – ко всей остальной музыке. И вот отнюдь не «странное сближение»: музыкально-философский трактат «У врат храма» юбиляра Гайворонского начинается с апологии чуть ли не пифагорейской «гармонии сфер» – как математики: «…Служение музыке, как и его естественный долг перед прошлым и будущим, является основным качеством, подсознательно познающим и насыщающим число». Впрочем, как тут не вспомнить Арнольда Шёнберга, говорившего о себе и Игоре Стравинском: «Для нас обоих числа – это вещи».
Словами Шёнберга, наверное, можно было бы определить и музыку Гайворонского. Мы поражаемся разносторонности интересов маэстро (ещё и писатель, автор детских сказок), в какой-то момент отдавшего предпочтение медицине вместо того, чтобы получать консерваторский диплом и поехавший по распределению в Кемерово. Этот город Гайворонский и представлял на исторических «Симпозиумах по современной музыке», проходивших в новосибирском Академгородке в конце 1970-х (в дуэте с покойным барабанщиком Борисом «Бобом» Подлипьяном). Вот ещё пересечение: во время выступления у Подлипьяна то ли развинтилась, то ли обломалась стойка под тарелкой (или хай-хэтом?). И зрители увидели, как тут же к барабанщику, не торопясь, своей характерной походкой, приближается его коллега Владимир Тарасов с тарелкой (хай-хэтом?) в руке. Это равносильно тому, как актер вышел бы на сцену в костюме и гриме, но не в своём акте или даже спектакле. Тарасов невозмутимо закрепляет его и так же спокойно уносит ненужное. Уникальное трио – Вячеслав Гайворонский и два Владимира – Тарасов и Чекасин (т.е. 2/3 трио ГТЧ) открывает «Длинные Руки-2017». Чекасин и Гайворонский уже отмечали своё семидесятилетие. И вот «210 на троих». Напомню: больше, чем десятилетие в 1970-80-х гг. «Ленинградский дуэт» (Гайворонский-Владимир Волков) был единственным в нашей тогдашней стране творческим конкурентом «Ганелину-Тарасову-Чекасину» (ГТЧ).
А что музыка? Музыка у них, как и у Стравинского с Шёнбергом, такая, в которой числа – это вещи. Именно поэтому Гайворонский свободно чувствует себя во всей музыке мира. Кажется, на музыкальной карте мира, составленной юбиляром за 4 десятилетия, уже не осталось белых пятен, начиная с хита «Ленинградского дуэта» – «Русских песен» и заканчивая советской попсой (трио с Волковым и Андреем Кондаковым). А между ними – без преувеличения – вся музыка мира. Одно только перечисление опубликованных «проектов» в дискографии Гайворонского скажет всё! Строгие, вполне академические квартеты – и постмодернистский гротеск «вторжений» в Баха, Моцарта и вообще прошлое (и будущее, как уверяет сам маэстро) музыки. Ну вот, например, идея присочинить к Хоральной прелюдии И. С. Баха текст. Но на… китайском языке! Идея, родившаяся независимо от американского пианиста-композитора Юри Кейна, который подобным же образом обошёлся с музыкой Густава Малера. В том числе и не гротескно-ироничное, а вполне «серьёзное» вторжение «Ленинградского дуэта» в японский культурный ареал – «Нецкэ» (так и не вышедшая в записи программа).
Короче, Вячеслав Гайворонский – такая же уникальная в своём универсализме фигура в нашей музыке, какой был в её истории Дмитрий Покровский. И всё потому, что через всю тотальную (от романтической до саркастической) иронию нашего юбиляра просматривается формула «числа – это вещи».
Дмитрий Ухов.
Композиторская музыка Вячеслава Гайворонского, автора уникальной теоретической и практической системы ладов, объединяющей универсальные, внеисторические свойства разных музыкальных традиций, даже в Санкт-Петербурге исполняется нечасто.
В первом отделении концерта прозвучит Первый струнный квартет (1971) Гайворонского, ещё не исполнявшийся в Москве.
Вячеслав Гайворонский: "Всегда спорно автору раскрывать смысл задуманной музыки, ибо ассоциативный ряд каждого слушателя настолько разнообразен, что порой полностью противоречит восприятию автора. Для композитора, как и для слушателя, гораздо важнее очутиться вне зоны визуального или ментального восприятия при прослушивании музыки..." (из комментария композитора ко Второму струнному квартету, изданному лейблом Fancy Music).
Во втором отделении – пьесы струнного трио с трубой, которое буквально в последние несколько месяцев снова стало активно репетировать, и Вячеслав Гайворонский называет этот проект в числе наиболее актуальных для него в данный момент. Эти пьесы порой описывают как некое столкновение эллинистического подхода (который воплощают струнные инструменты) с переживаниями современного человека, выброшенного из своей классической колыбели (эту роль берёт на себя труба Гайворонского с шипящими или говорящими призвуками).
Вячеслав Гайворонский – композитор, трубач, музыкальный теоретик, педагог (среди его учеников – контрабасист Владимир Волков, а также композитор Александр Маноцков). Выступает то в трио с Волковым и Кондаковым, то со струнниками Песиным и Якубовским, и как автор симфонических обработок песен Гребенщикова, и с певцом Нилоем Асханом и таблистом Денисом Кучеровым, а иногда и с «патриархом русского нойза» Николаем Судником. Гайворонский – музыкант удивительно широкого жанрового диапазона и стилистического разнообразия, в его творчестве сочетаются традиции академической классики и фри-джаза, алеаторики и бибопа, джазовых стандартов и индийских раг, духовной музыки и фольклора. Музыканты знают его как автора уникальной теоретической и практической системы ладов, объединяющей универсальные, внеисторические свойства разных музыкальных традиций. Единый принцип организации ладов как основы для образования музыкальной ткани во всем множестве ее проявлений Гайворонский описал в книге «У врат храма». Некоторые произведения Гайворонского-композитора ещё ждут своего исполнения, в том числе опера и даже мюзикл.