12 октября 2018
LEHN / SCHMICKLER: Фестиваль Гёте-Института «Джаз осенью. Экспериментальная импровизационная музыка», концерт II
[электроакустическая импровизация, компьютерная музыка, экспериментальная электронная музыка]
При поддержке:

- Томас Лен / Thomas Lehn – аналоговый синтезатор
- Маркус Шмиклер / Marcus Schmickler – лэптоп, цифровой синтезатор
Начало в 21.00 |
Стоимость входного билета: - в предварительной продаже – 1200 рублей; стоимость электронных билетов 1500 рублей, они доступны к покупке до полуночи даты мероприятия по московскому времени. - в день концерта – 1500 рублей. Стоимость абонемента на все концерты фестиваля – 3500 рублей. Абонемент можно приобрести в кассе КЦ «Дом». Количество ограничено Купить билет |
Организатор фестиваля – Гёте-Институт в Москве
Программа фестиваля:
5 октября 2018, пятница
ALFRED HARTH’S REVOLVER 23
Альфред 23 Харт (Alfred 23 Harth) – саксофон, тромбон, электроника
Никола Хайн (Nicola Hein) – гитара
Марсель Демген (Marcel Daemgen) – синтезатор
Йорг Фишер (Jörg Fischer) – ударные
12 октября 2018, пятница
LEHN / SCHMICKLER DUO
Томас Лен (Thomas Lehn) – аналоговый синтезатор
Маркус Шмиклер (Marcus Schmickler) – лэптоп, цифровой синтезатор
19 октября 2018, пятница
PERLONEX
Игнац Шик (Ignaz Schick) - диджейская вертушка, электроника
Йорг Мария Цегер (Jörg Maria Zeger) – гитара
Буркхард Байнс (Burkhard Beins) - ударные, перкуссия
3 ноября 2018, суббота
PETER EVANS’ KÖLN QUARTET
Питер Эванс (Peter Evans) - труба
Элизабет Куду (Elisabeth Coudoux) - виолончель
Сабин Акико Арендт (Sabine Akiko Ahrendt) - скрипка
Флориан Цвисслер (Florian Zwissler) - аналоговый синтезатор
ИГРА С НЕНУЛЕВОЙ СУММОЙ
Дуэт Маркуса Шмиклера и Томаса Лена – одна из главных групп направления электроакустической импровизации. Впервые они сыграли вместе в 1997 году в рамках судьбоносного для этой музыки электронного ансамбля MIMEO под руководством самого Кита Роу. Тремя годами позже на Erstwhile Records выходит их дебютный альбом Bart, по праву считающийся важной вехой в истории экспериментальной музыки. Сочетая, казалось бы, несочетаемое, Лен и Шмиклер смогли преодолеть сопротивление материала друг друга, произведя на свет нечто новое, не сводящееся к сумме индивидуальных действий.
Томас Лен – профессиональный пианист, изучавший академическое и джазовое исполнительское искусство в Кельнской высшей школе музыки, с начала 1980-х годов регулярно играя как классический романтизм, так и авангардную композиторскую музыку XX века. C 1990 года он сконцентрировался на электронной импровизации, играя сперва на аналоговом синтезаторе Minimoog, затем – на легендарном модульном синтезаторе EMS Synthi A. Лен выпустил больше 80 релизов, в том числе как участник продолжительных проектов MIMEO, Konk Pack (с Тимом Ходжкинсом и Роджером Тернером; трио, кстати, выступило в КЦ «Дом» с огромным успехом на фестивале Гёте-Института «Джаз осенью»), Toot (с Филом Минтоном и Акселем Дернером), Thermal (с Джоном Бутчером и Энди Муром), а также коллабораций с Паулем Ловенсом, Джоном Тилбури и Мэттью Шиппом.
Богатая творческая биография Лена позволила ему создать свой уникальный язык электронной импровизации, в котором можно легко проследить его опыт академического исполнителя, джазового музыканта, звукоинженера. Лен практикует акустический подход в игре на синтезаторе, предпочитая физический контакт с инструментом статичной генерации звуковых волн. Помимо импровизации и исполнения академической музыки на фортепиано, Лен в последние годы выступает в качестве исполнителя произведений электронной музыки. В 2014 году в рамках фестиваля Faithful! В берлинском клубе Berghain он выступил вместе с оркестром KlangForum Wien, сыграв сочинение австрийского композитора Петера Якобера.
Сложно переоценить влияние композитора и импровизатора Маркуса Шмиклера на развитие экспериментальной электроники за последние двадцать лет. Под впечатлением от музыки Штокхаузена Шмиклер в 1991 году начал учиться композиции у Йоханнеса Фритча, работавшего в ансамбле Штокхаузена в 1960-х. Тогда же Шмиклер стал членом группы электронщиков-импровизаторов Kontakta, во многом изменившего направление развития электронной музыки 1990-х годов. В 1995 году он был в числе основателей лейбла и независимого дистрибьютера A-Music. Под псевдонимом Pluramon Шмиклер был в числе пионеров построка, отличаясь при этом изощренным подходом к построению звуковых текстур.
Интересы Шмиклера предельно широки и разнообразны – от экспериментов с психоакустикой до сочинения музыки к театральным постановкам, от сотрудничества с представителями акустической свободной импровизации до продюсирования треков в стиле минимал-техно. В дуэте с Томасом Леном он использует SuperCollider, на котором синтезирует звук в реальном времени. Музыка Шмиклера – золотой фонд таких краеугольных лейблов экспериментальной электроники, как Mille Plateaux, Erstwhile Records, A-Musik, Max Ernst, Editions Mego.
Данил Бурыгин в своей статье «Бесконечное поле возможностей. К определению экспериментальной импровизации» пишет:
«Основная тема их музыки – преодоление разного рода оппозиций: аналог – цифра, стабильность – разрушение, событие – процесс, – противоречие между ними снимается и одно незаметно переходит в другое. Лен и Шмиклер сумели выработать между собой практически прямой контакт: кажется, что скорость их реакций равна скорости передачи сигнала в замкнутой электрической цепи. При этом музыкальные языки обоих хорошо дополняют друг друга. Благодаря Лену музыка становится предельно тактильной. Его неповоротливый синтезатор – идеальный инструмент в руках виртуозного пианиста, работающего с электронным медиумом как с акустическим, превращая его из генератора звука в физический объект (реконтекстуализация инструментов – одна из главных тем экспериментальной импровизации). Его головокружительно скоростная игра на клавиатуре DK-2 и контроллерах прерывает волновые интерференции Шмиклера как бы короткими замыканиями. В противоположность дискретности Лена, Шмиклер, мастер компьютерной музыки, выстраивает сложные линейные ассамбляжи посредством аудиосинтеза и алгоритмов в SuperCollider, с упоением вырисовывая каждую деталь. Еще с 90-х годов он сохранил модернистские амбиции новатора, одержимого идеей создания уникальных электронных звуков, которых до этого никогда не существовало в природе.
В результате получается живая эко-система, которая при этом может быть очень разной. К примеру, на последнем их альбоме с неслучайным названием «Neue Bilder» (Mikroton, 2017), мы уже наблюдаем более статичный и гомогенный океан звуков: отдельные элементы сталкиваются, делятся на части, пролетают мимо (панорамирование), поднимаются из небытия и снова погружаются в бездну. Материал был изначально исполнен на концерте квадрофонически и уже потом творчески переработан Шмиклером в стерео для релиза. Многоканальные корни записи проявляют себя в текстурном разнообразии и в том, как распределяются звуковые объекты в пространстве».
В октябре прошлого года Лен и Шмиклер выпустили свой новый альбом под названием “Neue Bilder” на московском лейбле Mikroton Recordings, и фестиваль Гёте-Института «Джаз осенью. Экспериментальная импровизационная музыка» рад приурочить их концерт к 10-летию лейбла, которое отмечается нынешней осенью.
ближайшие события:
2 сентября, пятница
Вячеслав Гайворонский и Андрей Разин
Вячеслав Гайворонский (Санкт-Петербург) – труба
Андрей Разин (Москва) – фортепиано
[новый джаз, свободная импровизация]
4 сентября, воскресенье
нА ПИКе FEST | Новые песни Руста Позюмского
Руст Позюмский (голос, виола да гамба, гитара)
Аркадий Пикунов (саксофоны, live electronics, голос)
Алиса Тен (голос, виола да гамба)
Владимир Волков (контрабас, рояль)
Марсель Хакимов (бас-гитара)
Петр Ившин (ударные инструменты)
Сергей Полтавский (виоль д' амур, live electronics)
4 сентября, воскресенье
нА ПИКе FEST | Любимое Ненавидимое Барокко
Руст Позюмский (виола да гамба)
Сергей Полтавский (виоль д' амур)
Вадим Вайнштейн (виола да гамба)
Алиса Тен (виола да' гамба, вокал)
Владимир Волков (виолоне)
Аркадий Пикунов (саксофон, электроника)
Фёдор Амиров (рояль)