15 октября 2021

Caspar Brötzmann Bass Totem: Фестиваль Гёте-Института «Джаз осенью», концерт 1

[фри-рок, эмбиент]

  • Каспар Брёцман / Caspar Brötzmann – бас-гитара, голос
 
Начало в 20.00 Стоимость билета при входе в зал - 1500 руб. Оплата наличными.
Билеты есть.
 

Программа фестиваля:


15 ОКТЯБРЯ 2021, ПЯТНИЦА, 20:00
Caspar Brötzmann Bass Totem
<фри-рок, эмбиент>
Каспар Брёцман – бас-гитара, голос


3 НОЯБРЯ 2021, СРЕДА, 20:00
Emiszatett
<новый джаз, свободная импровизация>
Элизабет Куду (Elisabeth Coudoux) – виолончель
Пегелия Голд (Pegelia Gold) - вокал
Матиас Мухе (Matthias Muche) – тромбон
Роберт Ландферман (Robert Landfermann) – контрабас
Филип Цубек (Philip Zoubek) – подготовленное фортепиано


1 ДЕКАБРЯ 2021, СРЕДА, 20:00
Die Enttäuschung («Разочарование»)
<креативный джаз>
Аксель Дёрнер (Axel Dörner) – труба
Руди Махалл (Rudi Mahall) – бас-кларнет, кларнет
Ян Родер (Jan Roder) – контрабас
Михаэль Гринер (Michael Griener) – ударные

Каспар Брёцман до последнего времени был известен как гитарист и сын прославленного саксофониста, одного из пионеров европейского фри-джаза Петера Брёцмана. Ему случалось участвовать в проектах отца — как в дуэте, так и в большом составе. Он играл с бывшим участником Einstürzende Neubauten ФМ Айнхайтом, с грохочущими ритм-секциями — по примеру отца с Марино Плиакасом и Михаэлем Вертмюллером (с ними в трио NoHome он приезжал в Москву в 2013 году), с Массимо Пупилло и Александром Бабелем. В рамках фестиваля «Джаз осенью» Бретцманн-младший покажет сольную программу на бас-гитаре.

Начиная путь как гитарист, Каспар сразу осознанно дистанцировался от очевидных примеров для подражания: по собственному признанию, он не хотел быть похожим ни на отца, ни на Джими Хендрикса (к которому отец относился, мягко говоря, снисходительно). Каспару повезло: его первым учителем стал Ханс Райхель, один из самых радикальных гитаристов в мире импровизационной музыки, изобретатель музыкальных инструментов. И всю жизнь Брецман-младший играл свою собственную музыку, создавал свое собственное звучание.



Местом приложения основных усилий Каспара до последнего времени оставалась его группа Caspar Brötzmann Massaker, образовавшаяся еще в середине 1980-х. Трио (гитара, бас, барабаны) играло громкие композиции с тяжелым саундом, но эту музыку нельзя отнести ни к одному популярному направлению рока. Энергия была, пожалуй, рОковая, но здесь сложно услышать пафос хард-рока, виртуозность металлических жанров, раздолбайство панка — при том что вполне конкретные узнаваемые элементы гитарной игры, гитарного звучания, характерные для этих направлений, в гремящем калейдоскопе Massaker разобрать можно. Находилось в этих песнях место и для импровизации, для разрушения интуитивно понятных структур. Если задаться целью найти источники влияния для Брецмана в окружавшем его музыкальном мире, то это, пожалуй, живший тогда в Берлине Ник Кейв и Einstürzende Neubauten. Но ничуть не меньшее, если не большее воздействие на музыканта оказал Чарлз Айвз (особенно его «Центральный парк в темноте» для камерного оркестра), а также народная музыка Бурунди.



Характерно, что Брецман никогда не гонялся за новомодными инструментами и примочками: раз остановившись на сравнительно небольшом наборе средств, он ему уже не изменял, и при этом игра его всегда была весьма разнообразна.

И вот примерно четыре года назад музыкант со свойственной ему смелостью бросился в совсем новый проект: взял в руки бас-гитару. Он признается, что устал от шестиструнной электрогитары. Но бас он воспринимает прежде всего тоже как гитару, только четырехструнную и требующую большей тренировки пальцев. Тем не менее, новый опыт Каспар сравнивает с открыванием волшебной дверцы, говорит, что удивляется сам себе. Caspar Brötzmann Bass Totem — пока что сольный проект, хотя Брецман не исключает, что через какое-то время к нему могут присоединиться и другие музыканты. Massaker недавно после длительного перерыва он ненадолго возродил, в трио даже звучали две бас-гитары, но на сегодня этот проект закрыт — Каспар полностью углублен в Bass Totem. Иногда и в рамках нынешнего проекта звучат песни, но, похоже, на первом плане — импровизация, исследование звучания все еще нового инструмента, эксперименты с усилителями.

ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

Ринет