15 октября 2021
Caspar Brötzmann Bass Totem: Фестиваль Гёте-Института «Джаз осенью», концерт 1
При поддержке:
- Каспар Брёцман / Caspar Brötzmann – бас-гитара, голос
Начало в 20.00 |
Стоимость билета при входе в зал - 1500 руб. Оплата наличными. Билеты есть. |
Программа фестиваля:
15 ОКТЯБРЯ 2021, ПЯТНИЦА, 20:00
Caspar Brötzmann Bass Totem
<фри-рок, эмбиент>
Каспар Брёцман – бас-гитара, голос
3 НОЯБРЯ 2021, СРЕДА, 20:00
Emiszatett
<новый джаз, свободная импровизация>
Элизабет Куду (Elisabeth Coudoux) – виолончель
Пегелия Голд (Pegelia Gold) - вокал
Матиас Мухе (Matthias Muche) – тромбон
Роберт Ландферман (Robert Landfermann) – контрабас
Филип Цубек (Philip Zoubek) – подготовленное фортепиано
1 ДЕКАБРЯ 2021, СРЕДА, 20:00
Die Enttäuschung («Разочарование»)
<креативный джаз>
Аксель Дёрнер (Axel Dörner) – труба
Руди Махалл (Rudi Mahall) – бас-кларнет, кларнет
Ян Родер (Jan Roder) – контрабас
Михаэль Гринер (Michael Griener) – ударные
Каспар Брёцман до последнего времени был известен как гитарист и сын прославленного саксофониста, одного из пионеров европейского фри-джаза Петера Брёцмана. Ему случалось участвовать в проектах отца — как в дуэте, так и в большом составе. Он играл с бывшим участником Einstürzende Neubauten ФМ Айнхайтом, с грохочущими ритм-секциями — по примеру отца с Марино Плиакасом и Михаэлем Вертмюллером (с ними в трио NoHome он приезжал в Москву в 2013 году), с Массимо Пупилло и Александром Бабелем. В рамках фестиваля «Джаз осенью» Бретцманн-младший покажет сольную программу на бас-гитаре.
Начиная путь как гитарист, Каспар сразу осознанно дистанцировался от очевидных примеров для подражания: по собственному признанию, он не хотел быть похожим ни на отца, ни на Джими Хендрикса (к которому отец относился, мягко говоря, снисходительно). Каспару повезло: его первым учителем стал Ханс Райхель, один из самых радикальных гитаристов в мире импровизационной музыки, изобретатель музыкальных инструментов. И всю жизнь Брецман-младший играл свою собственную музыку, создавал свое собственное звучание.
Местом приложения основных усилий Каспара до последнего времени оставалась его группа Caspar Brötzmann Massaker, образовавшаяся еще в середине 1980-х. Трио (гитара, бас, барабаны) играло громкие композиции с тяжелым саундом, но эту музыку нельзя отнести ни к одному популярному направлению рока. Энергия была, пожалуй, рОковая, но здесь сложно услышать пафос хард-рока, виртуозность металлических жанров, раздолбайство панка — при том что вполне конкретные узнаваемые элементы гитарной игры, гитарного звучания, характерные для этих направлений, в гремящем калейдоскопе Massaker разобрать можно. Находилось в этих песнях место и для импровизации, для разрушения интуитивно понятных структур. Если задаться целью найти источники влияния для Брецмана в окружавшем его музыкальном мире, то это, пожалуй, живший тогда в Берлине Ник Кейв и Einstürzende Neubauten. Но ничуть не меньшее, если не большее воздействие на музыканта оказал Чарлз Айвз (особенно его «Центральный парк в темноте» для камерного оркестра), а также народная музыка Бурунди.
Характерно, что Брецман никогда не гонялся за новомодными инструментами и примочками: раз остановившись на сравнительно небольшом наборе средств, он ему уже не изменял, и при этом игра его всегда была весьма разнообразна.
И вот примерно четыре года назад музыкант со свойственной ему смелостью бросился в совсем новый проект: взял в руки бас-гитару. Он признается, что устал от шестиструнной электрогитары. Но бас он воспринимает прежде всего тоже как гитару, только четырехструнную и требующую большей тренировки пальцев. Тем не менее, новый опыт Каспар сравнивает с открыванием волшебной дверцы, говорит, что удивляется сам себе. Caspar Brötzmann Bass Totem — пока что сольный проект, хотя Брецман не исключает, что через какое-то время к нему могут присоединиться и другие музыканты. Massaker недавно после длительного перерыва он ненадолго возродил, в трио даже звучали две бас-гитары, но на сегодня этот проект закрыт — Каспар полностью углублен в Bass Totem. Иногда и в рамках нынешнего проекта звучат песни, но, похоже, на первом плане — импровизация, исследование звучания все еще нового инструмента, эксперименты с усилителями.
ближайшие события:
2 сентября, пятница
Вячеслав Гайворонский и Андрей Разин
Вячеслав Гайворонский (Санкт-Петербург) – труба
Андрей Разин (Москва) – фортепиано
[новый джаз, свободная импровизация]
4 сентября, воскресенье
нА ПИКе FEST | Новые песни Руста Позюмского
Руст Позюмский (голос, виола да гамба, гитара)
Аркадий Пикунов (саксофоны, live electronics, голос)
Алиса Тен (голос, виола да гамба)
Владимир Волков (контрабас, рояль)
Марсель Хакимов (бас-гитара)
Петр Ившин (ударные инструменты)
Сергей Полтавский (виоль д' амур, live electronics)
4 сентября, воскресенье
нА ПИКе FEST | Любимое Ненавидимое Барокко
Руст Позюмский (виола да гамба)
Сергей Полтавский (виоль д' амур)
Вадим Вайнштейн (виола да гамба)
Алиса Тен (виола да' гамба, вокал)
Владимир Волков (виолоне)
Аркадий Пикунов (саксофон, электроника)
Фёдор Амиров (рояль)