10 апреля 2023

Памяти Николая Дмитриева (1955 – 2004)
Гайворонский – Кондаков – Волков (Санкт-Петербург)

[новый джаз]

  • Вячеслав Гайворонский – труба, голос
  • Андрей Кондаков – фортепиано, перкуссия
  • Владимир Волков – контрабас
 
Начало в 20.00 Стоимость билетов на входе – 1500 руб.
Принимаются только наличные.
 





Концерты Г–К–В стали притчей во языцех – настолько хорошо и свободно музыкантам друг с другом и со слушателями. Острый гротескный марш и лирическая баллада, полиметрическое «танго» (на 15/8!) и энергичный арабеск – таков диапазон этого замечательного питерского трио. Трио перемешивает чуть ли не все известные жанры, не оставаясь последовательно ни в одном из них. Интересные тембровые приёмы – «плач» трубы Гайворонского и его полувнятное бормотание через мундштук, почти аутентично фольклорное трио сопилок в начале одной из пьес, демпфированное фортепиано Кондакова, агрессивная игра смычком Волкова – существуют не сами по себе, а строго в контексте идеи композиции. Здесь блестяще решены вопросы формообразования – ни одна нота не выглядит лишней, даже в импровизациях.



Но при таком сбалансированном подходе к форме музыка не лишается живости и естественности. Пожалуй, тут как нельзя более подходит слово «ирония» – при всей серьёзности замыслов музыканты подают весь материал так, будто всё, что происходит на сцене - лишь игра, в которую не может не втянуться даже самый взыскательный слушатель, становящийся соучастником происходящего.



«…получил огромное удовольствие. Попутного ветра в дальнейшей деятельности. Респект…»
Джон Зорн

«…неотразимое выступление, высочайшее мастерство, оригинальный подход к искусству импровизации…»
Дон Хекман, Los Angeles Times

«…участники русского трио остроумны и грациозны, позитивная энергия просто бьёт через край, выливаясь в высшей степени завораживающий музыкальный результат…»
Крис Паркер, «Vortex Jazz» – London

Трио играет на фестивалях в Европе, США и России, а их альбом «В поисках стандарта» был признан изданием All About Jazz (Нью-Йорк) в номинации «Лучший альбом 2009 года».



Вячеслав Гайворонский – композитор, трубач, музыкальный теоретик, педагог (среди его учеников – контрабасист Владимир Волков, а также композитор Александр Маноцков). Выступает то в трио с Волковым и Кондаковым, то со струнниками Песиным и Якубовским, то как автор симфонических обработок песен Гребенщикова, то с певцом Нилоем Асханом и таблистом Денисом Кучеровым, а иногда и с «патриархом русского нойза» Николаем Судником. Гайворонский – музыкант удивительно широкого жанрового диапазона и стилистического разнообразия, в его творчестве сочетаются традиции академической классики и фри-джаза, алеаторики и бибопа, джазовых стандартов и индийских раг, духовной музыки и фольклора. Музыканты знают его как автора уникальной теоретической и практической системы ладов, объединяющей универсальные, внеисторические свойства разных музыкальных традиций. Единый принцип организации ладов как основы для образования музыкальной ткани во всем множестве ее проявлений Гайворонский описал в книге «У врат храма». Некоторые произведения Гайворонского-композитора ещё ждут своего исполнения, в том числе опера и даже мюзикл.

Владимир Волков – контрабасист, композитор, один из самых ярких и прославленных музыкантов русского джазового – и не только джазового – авангарда, участник проектов широчайшего спектра, от этно-джазовых до авант-роковых, руководитель собственного «Волковтрио». Стал известен в начале 80-х годов как участник дуэта Гайворонский-Волков, из которого впоследствии выросло полюбившееся публике трио Гайворонский-Волков-Кондаков. Работал с Сергеем Курёхиным, Владимиром Тарасовым, Аркадием Шилклопером, Игорем Бутманом, Пятрасом Вишняускасом, Томашем Станько, Недом Ротенбергом, Казутоки Умезу, Молой Силлой, Саинхо Намчылак и многими другими. Активно сотрудничает с лидером группы «АукцЫон» Леонидом Фёдоровым (а в последние годы входит и в состав группы) и исследователем русского фольклора Сергеем Старостиным. Исполняет музыку барокко на виоле да гамба.

Андрей Кондаков – один из наиболее ярких, популярных, успешных российских джазовых композиторов и пианистов. Исключительный мелодист и великолепный импровизатор, обладает безупречной исполнительской техникой и истинным даром открытости самым разнообразным музыкальным направлениям и экспериментам. Кондаков – частый гость джазовых фестивалей и лучших джазовых клубов по всему миру, инициатор многочисленных российских и международных джазовых проектов, арт-директор петербургского джазового клуба JFC Jazz Club. Записывался и выступал с такими артистами, как Бобби Макферрин, Ленни Уайт и Владимир Тарасов, Дэвид Санчес, Игорь Бутман и Владимир Чекасин, Пол Болленбек, Эдди Гомес, Давид Голощёкин, Оливье Кер-Орио и другие. Активно концертирует в трио с В. Волковым и Г. Багдасарьяном. Востребован и «бразильский проект» с басистом Серджио Брандау, перкуссионистом «Кафе» да Силва и барабанщиком Эривелтоном Силва. Композиции Кондакова звучат на европейских и российских радиостанциях, входят в репертуар российских и зарубежных артистов.




Николай Дмитриев

Организатор концертов, фестивалей и гастролей, продюсер компакт-дисков, ведущий теле- и радиопередач, музыковед, лектор, музыкальный критик, журналист, редактор, деятель новомузыкального движения, один из основателей и арт-директор Культурного Центра ДОМ.



С начала восьмидесятых годов активно участвует в художественной жизни Москвы. Организует концерты и небольшие фестивали нового джаза в клубах и Домах культуры. Читает лекции о традиционной и современной музыке в самых разных аудиториях.

В 1984 году опубликовал свою первую газетную музыкальную статью. С тех пор написано и опубликовано более 150 статей в различных газетах и журналах, как в России, так и за рубежом. Среди них публикации в Японии, Австрии, Швейцарии, Дании и Германии (Jazzthetik Magazine). С 1986 по 1989 гг. был соредактором самиздатского новоджазового журнала «Дело». С 1988 по 1992 гг. – одним из редакторов журнала Советской Джазовой Федерации «Джаз».

С середины восьмидесятых организует концерты и фестивали во многих российских городах, таких как Волгоград, Екатеринбург, Смоленск, Красноярск, Вологда и некоторых других. С начала девяностых – куратор музыкальных проектов Центра Современного Искусства в Москве.

В конце восьмидесятых – начале девяностых годов объездил всю страну с лекциями о старой и новой музыке, чуть позже стал читать лекции о российской музыке в таких культурных центрах, как Токио, Осака, Саппоро, Стокгольм, Гамбург, Кёльн, Амстердам и Оксфорд. Читал курсы лекций о теории и истории музыки в нескольких московских ВУЗах. В 1994–95 годах читал курс лекций о новой музыке в Объединённых Художественных Мастерских. С 1998 по 2000 гг. читал курс «Истории музыкальных коммуникаций» в Российском институте социальных коммуникаций. Трижды (в 1988, 1992 и 1997 гг.) выступал с докладами о новом джазе и импровизационной музыке на теоретических конференциях и симпозиумах.

С начала девяностых годов сотрудничает с радио и телевидением. Автор многих радиопередач и нескольких телефильмов о новом джазе. Сделал несколько радиопередач о российской музыке для шведского и австрийского радио и радио ВВС (Лондон). В 1991 году был одним из постоянных ведущих регулярной телепередачи российского ТВ «Джаз Тайм». В 1993 – 1994 гг. сотрудничал с «Программой А».

С 1992 года активно занимается организацией гастрольных туров российских и зарубежных музыкантов. Постоянно работает с лучшими авангардными и этническими музыкантами России и неоднократно сотрудничал с такими музыкантами, как Терри Райли, Дживан Гаспарян, Алим Касимов, Петер Ковальд, Вернер Люди, Петер Брётцман, Фил Минтон, Дрор Файлер, Владимир Миллер, Джим Менезис, Нэд Ротенберг, Саинхо, Кен Хайдер, Хайнц-Эрих Гёдеке, Кешаван Маслак, Отомо Йошихиде, Казутоки Умедзу и многими другими.

В 1993 году способствовал восстановлению «Оркестра Московских Композиторов» с участием звёзд российского нового джаза и зарубежных гостей-музыкантов, организовал в 1994 и 1995 гг. гастроли оркестра в Германии, Италии и Швейцарии, а в 1996 – 1998 гг. выступления на престижных фестивалях в Лондоне, Берлине, Вене и Тампере и был сопродюсером компакт-дисков «Короли и Капуста», «Итальянское Любовное Приключение» и «Пусть Поремский Мечтает» (Leo Records) и продюсером компакт-дисков «Жизнь в Городском Саду» (U-Sound) и «Дар» (Long Arms Records) оркестра.

В 1996 году открывает вместе с Сергеем Курёхиным фирму грамзаписи «Длинные Руки».

В 1993 – 1998 гг., помимо фестивалей в Москве, Киеве, Петербурге, Вологде, Архангельске, Красноярске, Кызыле, Челябинске и Екатеринбурге, участвовал в организации нескольких фестивалей российской импровизационной музыки в Токио, Цюрихе, Лондоне, Вене, Гамбурге и Берлине.

В 1999 году совместно с Рустамом Сулеймановым организует в Москве Культурный Центр ДОМ, который на протяжении многих лет является одним из наиболее важных центров ежедневной новомузыкальной и фольклорной активности. Под крышей ДОМа и на других площадках, в том числе в Большом театре, Московской консерватории, Концертном зале им. П.И.Чайковского, саду Эрмитаж, организует большое количество концертов и фестивалей преимущественно «мировой музыки».

В 2001 году вместе с партнёрами открывает фирму грамзаписи «Дом Рекордс», призванную издавать этнические и world music записи, а также фестивальные семплеры.
В 2002 году совместно с Владимиром Мартыновым и Татьяной Гринденко организует автономную некоммерческую организацию «ЦЕНТР развития и поддержки новой музыки «ДЕВОЦИО МОДЕРНА» для реализации проектов новой музыки.

В 1999 – 2004 гг. продюсирует несколько крупных новомузыкальных и мультимедиальных проектов, среди которых:
1999, май – Вальпургиева Ночь (МТЮЗ),
2000, июнь – Страсти по Матфею 2000, нашумевший юбилейный баховский проект (собор Св. Андрея, Москва)
2001, 2002, 2003, июль – Фестиваль Этнической Музыки Живая Вода (Алтай),
2002, январь – Вертеп (Концертный зал им. П.И. Чайковского),
2003, январь – Ночь в Галиции (Концертный зал им. П.И. Чайковского),
2003, февраль – Quaternion (Музей музыкальных инструментов, Москва)
2003, май – Этнофестиваль Барбикан в Лондоне (Российская часть),
2003, май-октябрь – серия концертов Вокзал (В рамках проекта Культурная столица Поволжья – Чебоксары),
2003, декабрь – Вита Нова с Теодором Тэжиком (Геленджик)
2004, январь – Зимы не будет, совместный проект рок-группы АукцЫон, композитора Владимира Мартынова, ансамбля OPUS POSTH, художника Теодора Тэжика и др. (Концертный зал им. П.И. Чайковского)

Николай Дмитриев скончался 10 апреля 2004 года в возрасте 48 лет.
Похоронен на Новодевичьем кладбище (старом).

ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

Ринет