18 января 2024
Фёдор Амиров “Marriage of Structure and Freedom”

- Фёдор Амиров – фортепиано
Начало в 20.00 | Стоимость билетов в день концерта – 1500 руб. |
Фредерик Ржевский «Winter Nights» – российская премьера
Фридрих Гульда «Сонатина»
Фредерик Ржевский «North American Ballads»
Фридрих Гульда «Прелюдия и фуга»
Фридрих Гульда «Вариации»
Фридрих Гульда «Вариации на “Light my fire”
Фёдор Амиров (род. 1981) – один из наиболее экстравагантных российских музыкантов, занимающийся самой разной деятельностью – от классической фортепианной музыки до свободной импровизации, рок-концертов и мультимедийных перформансов. Выпускник Московской консерватории и лауреат XIII Международного конкурса им. П.И. Чайковского в Москве (2007), а также ряда других конкурсов, проходивших в странах Европы, Азии и Америки. Участник многих международных фестивалей, а также различных экспериментальных музыкальных и сценических проектов (в сотрудничестве с театром-лабораторией «Школа драматического искусства», рок-группой Рада & Терновник и другими). С 2010 года играл в ансамбле «Галерея актуальной музыки» (ГАМ-ансамбль). Выступал с такими музыкантами, как Андрей Сучилин, Сергей Летов, Александр Костарев, Пётр Айду, Саша Пушкин, Святослав Пономарёв (Purba), Роман Столяр, с группами Бром и Disen Gage.
Концертировал в городах России и Украины, в Беларуси, Японии, Южной Корее, Испании, Италии, Франции, Великобритании, Германии, Польше. Выступал с Государственным симфоническим оркестром России, Российским Национальным оркестром, Оркестром русских народных инструментов им. Осипова, Симфоническим оркестром Республики Татарстан, оркестром Французского радио, Токийским симфоническим оркестром. Партнёрами Амирова были такие прославленные дирижёры, как М. Горенштейн, М. Плетнёв, Н. Калинин, Мюнг Ван Чунг, Ф. Мастранжело и другие. Неоднократно записывался на компакт-дисках, радио и телевидении.
Фёдор Амиров – нестандартный, весьма оригинальный художник и мыслитель, преодолевающий в своём творчестве многие сложившиеся каноны и стереотипы. Неслучайно в его репертуаре важное место занимает музыка композиторов ХХ века (в том числе и редко звучащая в России), современных авторов. Стремительность и раскованность творческого мышления, яркий и неординарный пианистический дар превращают каждое его выступление в настоящий фейерверк свежих музыкальных идей. Пианист абсолютно свободен от каких бы то ни было стереотипов, характерная черта его творчества – «одушевлённая виртуозность», сочетание интеллектуальной «игры ума» и эмоциональной непосредственности.
На протяжении последних десяти лет Амиров – активный участник фри-джазовой и импровизационной сцены.
Фредерик Ржевский
Фредерик Ржевский / Ржевски (1938–2021) – американский композитор и пианист-виртуоз.В 1960 году Ржевский отправляется в Италию, где учится у Луиджи Даллапикколы. В Италии он начинает свою карьеру исполнителя новой фортепианной музыки, знакомится с Джоном Кейджем и Дэвидом Тюдором, которые оказывают серьёзное влияние на его формирование как композитора и пианиста.
Спустя несколько лет вместе с Элвином Карреном и Ричардом Тейтельбаумом Ржевский создаёт группу Musica Elettronica Viva, которая понимает музыку как коллективный, совместный процесс, с импровизацией и живым звучанием электронных инструментов, сочетающимся с инструментами акустическими (MEV, помимо прочего, работали над саундтреком к фильму “Забриски Пойнт” Микеланджело Антониони).
В 1971 году он возвращается в США, впоследствии переезжает в Бельгию.
Многие произведения Ржевского вдохновлены социально-историческими темами, в их числе наиболее известные его работы: шедевр минимализма «Coming Together» (1971) и «The People United Will Never Be Defeated!» (1975) – цикл из 36 вариаций на тему песни Серхио Ортеги «El pueblo unido jamás será vencido», который иногда называют «Гольдберг-вариациями XX века». Большая часть этой работы использует музыкальный язык эпохи романтизма, но в ней также присутствуют элементы современной музыки, вплоть до сериальной техники.
В ряде пьес 1979-1981 годов Ржевский экспериментирует с графической нотацией. В работах 1980-х композитор показывает новые пути использования 12-тоновой техники. 1990-е годы отмечены импровизационным подходом к композиции, что вызывает в памяти его эксперименты поздних 1960-х. Среди произведений 2000-х годов выделяют «Cadenza con o senza Beethoven» (2003), «Наносонаты» (2006 – 2010) и «Падение империи» (2007). Недавние работы автора – «Winter Nights» (2014), «Saints & Sinners» (2016), «Words» (2018) и другие.
«Возможно, важнейший из живущих композиторов фортепианной музыки,» – пишет о Ржевском Майкл Шелл в статье, опубликованной весной 2018 года к 80-летию музыканта.
Фридрих Гульда
Фридрих Гульда (1930–2000) – австрийский пианист и композитор.Окончил Венскую академию музыки. В 1946 году (в возрасте 16 лет) завоевал первую премию Международного конкурса в Женеве, вызвав скандал в жюри (входившая в него Эйлин Джойс обвинила своих коллег в том, что они подкуплены покровителями Гульды). После этой конкурсной победы сразу начал концертировать по всему миру. В 1950 дал около 70 концертов в разных странах и дебютировал в Карнеги-холле. В 1953 исполнил в Вене все 32 фортепианные сонаты Людвига ван Бетховена и записал их для Австрийского радио (пятью годами позже записал заново для лейбла Decca Records); в том же году провёл цикл концертов с Паулем Хиндемитом как дирижёром. Группу из трёх блестящих австрийских пианистов одного поколения – Гульды, Йорга Демуса и Пауля Бадуры-Шкоды – критики называли «венской тройкой».
Хотя в наибольшей степени Гульда прославился своим исполнением Бетховена и Моцарта, в его репертуаре значительно представлены произведения Иоганна Себастьяна Баха, Шуберта, Шопена, Шумана, Дебюсси и Равеля.
Клавирную музыку эпохи барокко (особенно И.С.Баха) охотно исполнял на клавикорде, который считал более выразительным, чем клавесин (пользовался частотным и амплитудным вибрато). Из академических композиций Гульды выделяется концерт для виолончели с оркестром, написанный в стилистике неоклассицизма (в нём наиболее известна ч. IV, менуэт).
С другой стороны, Гульда многие годы интересовался джазом и рок-музыкой. Уже в 1955 он открыл в Вене джаз-клуб «Fatty’s Saloon». Сочинённая им Прелюдия и фуга в джазовой манере записана Китом Эмерсоном (альбом Return of the Manticore), Гульде также принадлежат Вариации на тему The Doors «Light My Fire» (1970), два Концерта для фортепиано и джаз-бэнда и многие другие произведения, сочетающие несколько традиций. В 1972 Гульда гастролировал по Южной Америке вместе с группой «Weather Report», в 1982 записал совместный альбом дуэтов-импровизаций «Встреча» (The Meeting) с джазовым пианистом Чиком Кориа. Кроме того, начиная с 1980-х, Гульда часто исполнял классический репертуар (особенно Моцарта и Баха) в поп-манере, с электронным усилением.
Гульда находился в неприязненных отношениях с Венской академией музыки, особенно после того, как в 1969 он был награждён «Бетховенским кольцом» и заявил на торжественной церемонии его вручения, что такое консервативное учреждение не имеет права использовать имя Бетховена, величайшего революционера и новатора в истории музыки, а пять дней спустя вернул награду. В то же время он проводил мастер-классы — в частности, в Зальцбурге, где у него занимались, например, Марта Аргерих и Клаудио Аббадо (посвятившие памяти Гульды свой совместный концерт 16 февраля 2000).
В 1999 году Гульда спровоцировал слухи о собственной смерти. В действительности он умер от инфаркта годом позже, причём это произошло в день рождения Моцарта — о своей мечте умереть именно в этот день Гульда неоднократно заявлял (кроме того, в этот же день в 1956 родился его старший сын).
ближайшие события:
3 июня, вторник
Фестиваль «Эклектика» + ДР Владимира Рацкевича.
Владимир Рацкевич и проект ZoomRa
Женя Калачев (экс-Оберманекен)
The Еggg
Павел Хотин (экс-Zvuki Mu, Moscow Groove Institute, Ривущие Струны и тд.)
Лада Раскольникова (электроника)
Sugar Man
Олег Морозов / Петр Кулеш
6 июня, пятница
Северные сказы. Пинежский Пушкин.
Сергей Старостин
Татьяна Бондаренко
[музыкальный спектакль]
8 июня, воскресенье
Оттуда весть прибудет
(Кто ты, Атаман Разин?).
Режиссёры:
Егор Демовский
Анна Левина
Инсценировка:
Алла Кофековская
Художник:
Егор Демовский
Композитор:
Анна Левина
Актёры:
Александр Огородов
Анна Левина
[спектакль-баллада]