16 апреля 2021

Ototsky Quartet: презентация пластинки «Stamp a Spot»

  • Илья Белоруков — альт саксофон
  • Кирилл Широков — рояль
  • Дмитрий Лапшин — контрабас
  • Пётр Отоцкий — барабаны
 
Начало в 20.00 На входе билеты есть! Стоимость - 700 руб.
Купить билет
 

16 апреля в Культурном Центре ДОМ состоится презентация первого винилового релиза «Stamp a Spot» группы Ototsky Quartet, вышедшего на лейбле Fancy Music.

Феликс Сандалов об альбоме: «Москва, холодный заснеженный март 2018 года. Раннее утро. Четверо мужчин скользят вдоль Пятницкой в «Дом», держащий свои двери открытыми для независимой музыки даже в столь неурочный час. Если попробовать представить участников спонтанно собравшегося квартета в виде четырех точек на музыкальной карте, то она в тот же момент вывернется бубликом — их позиции продуманно нестабильны, а удельный вес каждого велик. Собственно, их запись в «Доме» — документ параллельной музыкальной жизни в России и свойственного ей броуновского движения свободных радикалов. Говоря проще, Stamp a Spot — это джем пианиста Кирилла Широкова (пишущего современную композиторскую музыку под своим именем), контрабасиста Дмитрия Лапшина (БРОМ), барабанщика Петра Отоцкого (Baritone Domination, Metro 3, ММДМ и так далее) и саксофониста Ильи Белорукова, чьим регалиям в области фри-джаза стоит отвести отдельный текст.

Этот альбом вам вряд ли станут рекомендовать стриминги. Причем тут они? К сожалению, по состоянию на начало 2021 года — именно стриминги определяют, кто из артистов на каком свете находится. В условиях пандемии, прежние модели выживания в андеграунде надломились и потихоньку рассыпаются — и сейчас все сложнее дотянуться до новых слушателей в обход платформ. Разумеется, эта пластинка бы не появилась на свет, если бы у музыкального нонконформизма не было бы достаточного количества благодарных адептов — но все же, стоит заметить, что у представленной здесь музыки не самый покладистый характер. Для пущей непредсказуемости к трио Белоруков-Лапшин-Отоцкий присоединился Кирилл Широков, чьи клавиши и повели импровизацию в следующие полтора часа. Музыканты не обсуждали запись, не репетировали и не отталкивались от заготовленного материала — все проявилось в процессе. Здесь нет и ярко выраженных соло (если не считать за них паузы, которые время от времени берут музыканты), однако конструкция с «импровизирующим композитором» в авангарде бурлящего потока звука прибавила цельности и цепкости альбому. «Некромант, управляющий погруженными в экстаз зомби», — так Отоцкий описывает роль Широкова. Он в свою очередь, указывает на «взаимодополняющие (а иногда взаимоисключающие) тенденции в четырёх импровизациях, которые постоянно реформируют — непосредственно в процессе игры — музыкальную ткань, ракурсы, структуру, “освещение”», отмечая, что в этой ситуации он тяготел к стратегии композиции в реальном времени. Говоря проще, это джем с царем в голове.

Еще несколько лет назад такую запись можно было бы смело называть кросс-жанровой (а если отнести ее в музей — то и интердисциплинарной), но сегодня «все сословное исчезает» и никого уже не удивить фактом образования амальгамы из особо продвинутых грайндкорщиков, перформансистов с академическим образованием, саунд-артистов, свидетелей Орнетта Коулмена и прочих «непохожих». Отчасти за стягивание талантливых и идейных музыкантов в один клубок можно поблагодарить подвижнический лейбл ТОПОТ, однако и Fancy Music тоже не стоит сбрасывать со счетов — вот уж кто годами рыхлит почву для подобных гибридов, замешанных на тотальной импровизации.

Сведение и мастеринг альбома взял на себя Илья Белоруков — и преуспел: все сделано крайне бережно к исходному звучанию, так, чтобы, с одной стороны, слушатель мог ощутить себя рядом с музыкантами (любопытно, что и записывалась группа не на сцене «Дома», а прямо в зрительном зале), а с другой — чтобы перекрывающие друг друга слоями инструменты позволили музыке завибрировать и задышать. Что касается рекомендаций к применению Stamp A Spot, то их несколько. 1) Импровизируйте вместе с альбомом: если у вас нет музыкальных инструментов — не беда, Отоцкий оставил массу звукового пространства для ваших стуков и лязгов. 2) Попробуйте поменять скорость на проигрывателе, включите запись в машине на открытом воздухе, поставьте ее на телефоне и засуньте его в кастрюлю. 3) Продолжайте развивать заявленные музыкальные темы с помощью воображения. Ведь то, что эта спонтанная, бесконечно свободолюбивая и непокорная музыка затвердела в поливинилхлориде, совершенно не означает, что она должна окаменеть окончательно.

Говоря проще, с ней стоит пожить».

ближайшие события:

 
 
 
 
 
 

спасибо:

Ostengruppe

Ринет